Гран-при России: послесловие очевидца
Хотел бы сразу подстелить соломку перед потоком негативных комментариев в мой адрес.
Во-первых, это мой первый пост на "Трибуне", поэтому не судите строго за ошибки в оформлении и слог письма, а постарайтесь уловить мысль, которую хотел передать. Во-вторых, я конечно же рад проведению этой гонки, рад возможности увидеть болиды и пилотов вживую, рад тому, что эта гонка прошла на самом высоком уровне.
Но о том, что она прошла на самом высоком уровне, сопоставимом с европейским, я узнал уже по возвращении домой, прочитав обзоры, онлайны и статьи журналистов, имевших доступ в Paddock Club и на главную трибуну.
Мне, как счастливому обладателю трехдневного билета на трибуну Т6 с одними из самых дешевых (11 тысяч рублей) билетами и снявшему номер не в гостинице на территории Олимпийского парка, а в Адлере, пришлось столкнуться с рядом вещей, которые не хотелось бы встретить на Гран-при России в 2015 году.
1. Проблема с транспортом
Многим известно, что к гран-при России электрички "Ласточка" пускали через каждые 10-15 минут, а по городу ездили бесплатные автобусы для покупателей билетов. На деле электрички останавливались только на вокзалах Сочи-Мацеста-Хоста-Адлер-Олимпийский парк, то есть так же, как и на Олимпиаде. Мой номер, как назло, был аккурат посередине между Адлером и Хостой, поэтому для начала нужно было добраться до вокзала. Бесплатные автобусы останавливались не на всех остановках, а если точнее - на тех же самых, что и электрички плюс еще по паре для каждого из 2 маршрутов, следующих в направлении Курортного проспекта. В итоге приходилось каждый день идти пешком или ехать на обычном автобусе две остановки до остановки бесплатного автобуса, ждать его там 40 минут, дождаться, когда он, не остановившись, проедет мимо переполненный и продолжить добираться на вокзал на обычном автобусе.
Кроме того, электрички пустили каждые пятнадцать минут только в субботу и воскресенье, в четверг и в пятницу приходилось также добираться городским автобусом.
2. Работа полиции и волонтеров
Научить полицию говорить сквозь зубы "Приятного просмотра" удалось, но на этом все. Простой пример - в официальных программках и приглашениях указано, что Олимпийский парк закрывается в 22:15, однако в 20:00 уже никого не пускали.
Камер хранения или чего-то иного не предусмотрено, поэтому швейцарский нож размером 5 сантиметров, который я забыл достать из сумки, меня заставляли выкинуть. Пришлось возвращаться в номер, из-за чего пропустил автограф-сессию Макларена, ради которой в четверг и приезжал.
Для большинства волонтеров, казалось, это была просто "тусовка" и возможность похвастаться. К своим обязанностям всерьез подходили единицы. Спрашивать что-то (расписание электричек, где приобрести билет, в каком месте будет церемония награждения) у остального большинства было бесполезно, так как почти на все вопросы ответом было "Не знаю" или "Спросите вон у того человека".
3. Питание
Для зрителей в Олимпийском парке было три точки питания, где торговали пирогами (380 рублей за порцию), хот-доги и пицца (250 рублей) и пиво (300 за стакан). Проносить свою еду было, само собой, нельзя, а одними сосисками в тесте сыт не будешь.
Как узнал уже позже, точек питания было больше. Но, например, в кафе и рестораны главной трибуны вход был только для обладателей билетов на эту трибуну. Возможно там был более богатый выбор, скорее всего по более богатым ценам, но вывесок об этом не было, а волонтеры... "спросите у того человека".
4. Прогулка по пит-лейну, отработка пит-стопов, автографы гонщиков...
... в общем все то, что самым ярким образом отличает просмотр гонки вживую от просмотра по телевизору.
Очень жаль, что организаторы поставили одновременно проведение прогулки по пит-лейну и автограф-сессии. Передо мной и другими стоял трудный выбор, в какой именно километровой очереди (без преувеличения - очереди заканчивались на другом конце парка) простоять весь вечер. В итоге выбор пал на спокойный просмотр автограф-сессии и общения Виталия Петрова с публикой со стороны. Очередь за автографами шла сбоку, то есть увидеть оттуда происходящее на сцене было невозможно. Отдельное спасибо Виталию, ибо его чувство юмора и обаяние вернули дню положительные эмоции после столкновения со всеми предыдущими пунктами.
Просмотр отработки пит-стопов и доступ к командам были только у членов Paddock Club. Признаюсь, цены на этот пропуск не знаю, но в прессе назывались суммы порядка 200 тысяч рублей. Как говорили люди, бывавшие на европейских этапах (Хунгароринг и Нюрнбургринг), там такая возможность есть у гораздо большей категории посетителей.Но здесь, возможно, усматривается недоверие к нашим людям и осознание, что на месте гостя бокса команды может быть не самый воспитанный и смышленый человек, а это уже не проблема организаторов гонки.
После самой гонки в воскресенье зрители имели возможность пройтись по полотну трассы и прошагать до церемонии награждения, чтобы увидеть все "вкусное" вживую. Но опять же, такая возможность была только у зрителей главной трибуны - все остальные банально не успели дойти до ворот, так как добраться пешком от трибуны Т6 до главной занимает около 30 минут, а регулярно снующие рядом гольф-кары (цена одной поездки - 100 рублей) только мешают.
5. Трасса
Про то, что мы получили типичный тилькедром а-ля Валенсия было сказано уже немало.Трасса вышла скучной, покрытие позволяло проехать всю гонку с одним пит-стопом, что исключило фактор тактики, а при строительстве не учли, что "быстрая трасса" и "интересная трасса" это вовсе не синонимы.
Поэтому не удивительно, что большинство зрителей после 10 круга пошли с трибун к палаткам с едой и пивом. К слову, большинство составляли не фанаты гонок, следящие за всеми этапами, знающие хотя бы состав пилотов "Феррари", а простые люди, заинтересовавшиеся громким событием и по наивности называющие Феттеля "гонщиком из Инфинити". Для них двухчасовая бессобытийная поездка болидов друг за другом с двумя обгонами за всю гонку была поводом сделать селфи на фоне трассы, но не захватывающим этапом королевских гонок.
Вместо заключения
Не подумайте, что я остался недоволен поездкой. Это действительно большое событие для всех любителей гонок в нашей стране.
Просто мне кажется, что если мы ставим перед собой самые высокие цели, то и требования должны быть высокими, и не надо закрывать глаза на подобные просчеты в организации. Только открыто говоря о них можно сделать жизнь комфортнее не только для избранной когорты, но и для остальных людей.
Пускай хотя бы на Сочи Автодроме.
Может, я требую многого, но я считаю, что если за что-то плачу, то должен получать продукт соответствующего качества. Зачем за свои деньги приобретать себе головную боль и негативные эмоции от бездарной организации, скотского отношения и запредельных цен?
По поводу обоснованности расходов на данное мероприятие в текущей экономической ситуации умолчу.
Чем собирать орды дорогостоящих аналитиков (от слова "анал") с соответствующими откатами, можно просто дать возможность ответственным товарищам прочесть за 5 минут данный текст и накидать список улучшений на 2015 год. Дёшево и сердито!
Осталась самая малость: донести ссылочку до пресловутых ответственных товарищей
Из положительных моментов - очень здорово были проведены концерты, особенно порадовало выступление Ленни Кравица. Понравилась сама территория Олимпийского парка, великолепное впечатление оставил Поющий фонтан, понравилась церемония открытия (ложка дегтя - вживую ее было видно опять же только с главной трибуны) и авиашоу.
Да и то, что первый этап прошел без крупных оплошностей, уже повод радоваться.
А про ажиотаж - я только "за", если в следующем году приедет еще больше людей. И если они встретят не вип прием с поцелуями в ручку, а просто нормальное человеческое отношение, то заинтересуются всерьез и выучат даже "марки шлемов запасных пилотов").
Но нужно стремиться быть лучше, а не довольствоваться тем, что есть.
Билеты на само ГП брали как раз исходя из цены (благо к тому моменту уже закончились билеты в "зону свободного размещения", т.к. на месте оказалось, что оттуда было бы вообще ничего не видно, если я не прав, то поправьте меня). Собственно ждать чего то фантастичного от трибуны в самом дальнем конце трассы не приходилось, хотя надежда, что в этом повороте могут быть какие то события не покидали нас до конца ГП, но увы, за исключением того, как в этом повороте в чт остановился Даниэль Абт из GP2, а потом Магнуссен, ничего интересного там не произошло. Так что, если мы поедем еще раз в Сочи, то будем брать или на Т1 или на главную. Но тут вопросов к организаторам быть не может, т.к. это все же была первая гонка и понять как она будет проходить было невозможно.
Что качается питания, то, как по мне, и цены были вполне адекватны и не сказать что это было не вкусно. Вполне нормальный фаст фуд на массовых мероприятиях.
Да, еще порадовало, т.к. на ГП вообще были впервые, что были комментарии по ходу всего действа, причем на двух языках. Не порадовало, что это был печально известный Александр Кабановский, но чем богаты :).
Да, хочется добавить, что на трассу в первый день мы попали в пятницу, и все проблемы с очередями за автографами и прочим мы пропустили, так что про это ничего сказать не могу.
По работе стюардов тоже претензий нет.
P.S. вообще судя по тому, какие посты на на эту тему на спортсе появляются, складывается ощущение,
что проходят исключительно посты с негативом или как минимум нейтральные... странно это... Почти как перед Олимпиадой, когда везде орали, что будет полный ад и жуть...
1) Какая неожиданность, жилье подешевле означает удобства похуже. Пришлось пользоваться аж городским транспортом! Негодяи, что с людьми делают!
2) Должны целовать в ручку, а не просто сухо желать приятного просмотра! Сволочи вообще. Волонтеры - они как бы потому так и называются. Представляешь, автор, это реально и есть тусовка. Альтруизм по большей части, а не работа.
3) "Вот уроды, я не знал, что еще есть точки питания! У меня дешевый билет, но хочу в вип-зону!"
4) 100 рублей вместо 30 минут хотьбы... даже не знаю, как тут сделать выбор, ведь уже выпил пиво аж за 300 рублей! :)
5) Полагаю, у автора великолепные инженерные и строительные навыки и опыт проектирования подобных сооружений. Он бы им показал, как надо, но вот не работает по этой специальности.
И люди идиоты какие-то, не знают марку шлема у каждого запасного пилота. И чего приперлись, ажиотаж только создают.
Автор, ничего личного, но, если ты хотел не просто погадить, то надо было написать и плюсы и не одним предложением. Ты же не критикой пост обозвал, а послесловием. А получилось как всегда.
Пост был бы интереснее, если бы обосновано была предложена альтернатива, причем без аргумента "чтобы мне было хорошо".
А еще лучше направить пожелания организаторам или в разные "книги". Поверь, это работает, хоть и со скрипом, конечно.