Гран-при России: как это было
В рамках чемпионата мира Формулы-1 Гран-При России состоялось впервые, но в истории в третий раз. Поверьте, не всякий болельщик автогонок со стажем знает это. Но аналитической журналистике не столь интересны факты, сколько причина и следствие по которым те или иные факты появляются. И Гран-При России 1913 и 1914 годов оказываются связанными с 2014...
Об истории. В гонках Гран-При побеждали наши соотечественники. Да-да, к примеру, первый в истории Гран-При России – 1913 года – выиграл Георгий Суворин на автомобиле марки Benz. Второй Большой Приз получил немец Вилли Шолль на том же авто. Спустя 100 лет Benz, пусть и с существенной приставкой “Mercedes” в начале, вновь является сильнейшим конструктором в гонках Гран-При на территории России.
Сегодня. Гонка перебралась с побережья Балтийского моря на побережье Чёрного. Трасса в Сочи отвечает всем мировым стандартам, а ведь иначе и быть не может! Проектировал её Герман Тильке, а не какой-нибудь Вася Пупкин, ничего не понимающий в обгонных местах; строили её исходя из консультаций опытных коллег (австралийцы, немцы и т.д.). Внутренняя кухня сокрыта от взора болельщиков, но вне всякого сомнения, организаторы заслуживают оценки «отлично» за устроение и проведение мероприятия. Зрители на трибунах получили огромное удовольствие. НО! Гораздо больше людей следило за гонкой по ТВ. И что они увидели?
Трасса. Они увидели, что телевизионная картинка слишком напоминает эфиры из Валенсии, где проходил Гран-При Европы с 2008 по 2012 годы; эфиры из Абу-Даба, когда Солнце ещё не зашло, и очень редко мерещится Сингапур – тогда, когда пилоты проходят третий сектор.
Наибольшее сходство с Гран-При Европы. Идём по секторам: первый поворот представляет из себя скоростной изгиб трассы направо, за которым следует прямик и жёсткое торможение перед связкой 2-го поворота. Последний представляет из себя правый и левый поворот. Феноменальная схожесть с Валенсией! Едем дальше: дуга, которой нигде нет, это, безусловно, плюс, однако повороты под 90° на втором и третьем секторах как будто переехали из Валенсии и Сингапура. А что скажете насчёт второй зоны DRS на сочинском автодроме? В Валенсии аж две таких, с позволения сказать, «недопрямых». Опять же на третьем секторе перед восьмым поворотом гонщик вынужден тормозить, доворачивая машину, что в очередной раз уносит нас на берег Средиземноморья, где такой тип прямой и поворота выводит нас на старт-финишную прямую почившего ныне Гран-При Европы. Я, конечно, понимаю, что часть болельщиков со мной смогут согласиться, часть нет, комментаторы Попов и Фабричнова обзовут дилетатнтов, совершенно не разбирающимся в Ф1, но всё же, всё же... Разве не так всё обстоит, как оно описано выше?
Заезд. Разговор о конфигурации трассы ведётся неспроста. Она влияет на зрелищность и это абсолютная истина в гонках Формулы-1. Валенсия из чемпионата потому и исчезла, что гонки там были скучные. Необгонный это был трек. Из правил, как водится, бывают исключения и таким исключением стал 2012-й год, когда в финальном аккорде испанской трассе удалось подарить зрителям незабываемое зрелище. Не стоит ожидать от Ф1 такого в каждой гонке. Во-первых, это не в духе гонок Гран-При, во-вторых, не ровен час, Гран-При России ещё подарит супер-зрелище. Однако, есть «в-третьих» - конфигурации Гран-При Европы и России совпадают, что теоретически доказано в данном материале, и «в-четвертых», всё-таки исключение из правил в рамках чемпионата мира бывает одно на миллион. Именно поэтому, я думаю, что Гран-При России 2015 года будет ничуть не веселее нынешнего – минимум обгонов, доминирование сильнейшего и никакой интриги в борьбе за победу, потому что борьбы-то этой, собственно, и не было вовсе.
Почему победил Льюис? А почему этой борьбы не возникло? Мы должны, при ответе на данный вопрос, проанализировать кучу факторов, каждый из которых сыграл свою роль в данной ситуации. Для начала вспомним свойства асфальта, который не «съедает» шины Pirelli. Сам итальянский поставщик резины привёз в Олимпийский парк средние типы, которые при взаимодействии с данным типом асфальта фактически не разрушались. А это прямая предпосылка к так называемой «паровозной» гонке. Может, обгонов было бы больше, если бы среди команд не было чёткой градации. Судите сами: Mercedes в своей лиге, Williams, McLaren – в своей, но «серебристые» заведомо слабее, чем из коллеги из Гроува. Ferrari весь сезон сами знаете где и в чём, а Red Bull приехал на трек, который им не подходит. Ну как им... вообще не им, а мотору Renault. Вы заметили, что на скоростных трассах, таких как Спа, Монца, Шпильберг или вот Сочи теперь, клиенты Mercedes-Benz оккупируют первые 4-5 строчек финишного протокола? Потому что их движок «тащит».
Кроме того, несмотря на чистую скорость Хэмильтона, у него был соперник. Спор за победу решился если бы не на трассе, то на капитанском мостике в умах стратегов – точно. Этим соперником был Нико Росберг, который сам же всё испортил. Просто ошибся и оквадратил резину? Не совсем. Перед торможением немец что-то активно переключал на руле и, по-видимому, отвлёкся. Маленькая случайность с большими последствиями.
Итог. Какое будущее у Гран-При России? Такое же как у близняшки Валенсии или долгое и счастливое, как написано по контракту с FIA и FOM до 2020 года, как минимум? Для Берни российский рынок очень важен, а Испания в 2012-м имела две гонки и потерю одной могла пережить. СССР и РФ для Берни нужная страна, и если ему сказать, что, мол, первый официальный этап чемпионата мира в Формуле-1 в Сочи получился не таким уж, прямо скажем, зрелищным, то Берни просто не станет слушать.
Евгений Копысов