Кубок подражателей. Как «Мерседес» и «Макларен» нашли замену двойному диффузору
Двойные диффузоры давно запрещены, но лидеры «Формулы-1» нашли серую зону в регламенте и создали мини-версию скандальной конструкции. Обзор новинки 2014 года – в блоге «Дни Турбины».
В «Мерседесе» знают, как искать серые зоны в регламенте. Фото: Fotobank/Getty Images/Adam Pretty
Двойной диффузор был потрясающей находкой конструкторского отдела коллектива из Бракли.
Изящное инженерное решение, которое вместе с мощным мотором «Мерседес» привело команду-одногодку имени великого и ужасного Росса Брауна к победам и в личном зачете сезона-2009 и в Кубке Копирователей конструкторов. Копировали тогда брауновский диффузор все кроме «Тойоты» и «Уильямса».
Прошло 5 лет. Машина из Бракли (с мотором «Мерседес») опять доминирует. И хоть Росса давненько уже не видать в паддоке, дело его (ловля рыбки в мутной воде поиск серых зон в техническом регламенте) живет и процветает.
Да, нынешняя редакция правил сильно подрезала крылья. Буквально: на болидах с 2014 года на одно крыло меньше. И даже Эдриану Ньюи (да-пребудет-с-ним-прижимная-сила), работодателями обеспеченному жидким «окрылииителем».
А моторы, пардон, силовые блоки – тяговитые. И получилось так, что крутящего момента на задних пиреллях чуть ли не в два раза больше, а прижимать эти пирелли к асфальту должно в два раза меньше крыльев. Пробуксовка вышла! Что для нынешней экологично-экономичной королевы автоспорта – не комильF1о. Тут бы его родимого двойного-то диффузора и засобачить – ан нет, тоже запрещен. Чего же делать – надо выкручиваться.
Выкрутились так. По нынешним правилам стартерное отверстие не должно быть в прямой видимости. Иные – просто прикрыли отверстие шторкой, в «Мерседесе» – пошли дальше.
Соорудили u-образный профиль в центральной секции диффузора и совместили его с каскадом закрылков крэш-структуры. Получившийся т-образный элемент днища есть не что иное, как мини-версия средней секции двойного диффузора.
И все в рамках дозволенного. Как мы уже убедились – проверенная временем идея сработала. И, как следствие, появился кто? – Правильно, подражатель. В лицеднище болида команды «Макларен».
Справедливости ради стоит отметить, что идею дополнительных крыльев, расположенных под нижним рычагом подвески, «Мерседес» позаимствовал у «Макларена», на чьих болидах аналогичное решение появилось в Австрии.