7 мин.

Свершилось

Итак, свершилось: Виталий Петров сделал огромный шаг в «Формулу-1». Без единого круга за рулем болида, без мифических 15 млн евро «Газпрома» и «Сбербанка», подписав контракт в воскресенье утром, за несколько часов до презентации новой команды, так что она даже не успела наклеить стикер с его именем на болид, он стал официальным боевым пилотом «Рено»…

Из всех новичков сезона-2010, в число которых не будем включать Камуи Кобаяси или Хайме Альгерсуари, уже успевших провести по несколько Гран-при в прошлом году, Виталий устроен в «Рено» получше многих коллег. Фактически, он занял единственное вакантное место в опытной и до 2010 года существовавшей команде, в составах которых все-то дебютирует два гонщика – он и Нико Хюлькенберг, действующий чемпион GP2, перешедший из разряда тестеров «Уильямса» в основные пилоты британской конюшни. Наверное, так и должно быть по статусу вице-чемпиона младшей серии. Другим выпускникам GP2, ди Грасси и Сенне, предстоит начинать с нуля вместе со своими командами, вокруг которых неизбежно витает вопрос о том, выйдут ли они на старт чемпионата, а если выйдут, то на сколько гонок их хватит, как они смогут поддерживать темп развития болида и сражаться с «детскими болезнями» становления коллективов и болидов. Да что там дебютанты, когда даже очень опытным гонщикам пришлось переходить из заводских команд в «Лотус» да «Верджин».

«Рено» не только в последние недели, но и довольно продолжительное время оставалась одним из самых привлекательных работодателей на рынке, хотя, очевидно, первый пилот команды Роберт Кубица в какой-то момент засомневался в его состоятельности. После продажи Жерару Лопесу польский пилот едва не дал задний ход, его менеджмент занялся изучением подписанного ранее соглашения и вопроса о возможном нарушении контракта из-за передачи большей части команды новому руководству. Но с назначением на пост руководителя Эрика Буйе Кубица дал добро, а с его присутствием и верой конюшня снова обрела элемент стабильности.

Естественно, «Рено» – уже не та команда, которая в 2005-2006 годах выиграла титулы. Часто при смене руководства говорят о том, что внутри структуры ничего не изменилось, что в ней работают те же люди, которые выигрывали, а потому они и до сих пор знают, как выигрывать чемпионат. С «Рено», на мой взгляд, немного другой случай. Ушел Флавио Бриаторе, нет больше начинавшего еще в «Тоулмене» Пэта Симондза, технического столпа команды, всегда уверенного, спокойного и объективного. Финансово от «Рено» осталось 25 процентов, остальные 75 перешли под контроль компании Genii. И первое, о чем начал говорить новый руководитель Эрик Буйе, – о восстановлении духа команды, подорванного событиями сентября прошлого года и неопределенностью, висевшей вплоть до момента продажи. Пока эта команда не готова говорить о победах в Гран-при, и сезон-2010 станет переходным перед 2011 годом, на который должны быть брошены все силы.

Однако, похоже, для Виталия такая перестройка – вещь позитивная. Начать хотя бы с того, что новое руководство по-настоящему в него верит, и именно после всех пертурбаций в команде наш гонщик получил от нее серьезное предложение. А вот у «Рено» времен Бриаторе жуткая репутация в отношении молодых пилотов, которым «повезло» там дебютировать. Хейкки Ковалайнена в «Макларен» брали с радостью, но в первое время признавали, что финн попал к ним в душевном раздрае, и его уверенность в собственных силах требовала кропотливой работы по восстановлению. Карьера Нельсона Пике-младшего проходила под прессингом со стороны руководителя и менеджера Бриаторе в одном лице и закончилась более чем плачевно. Тут же, как побочный эффект истории с бразильцем, успел пострадать и Ромен Грожан – его дебют прошел в спешке, без должной подготовки, и карьера, похоже, закончилась, не успев даже толком начаться. Француз, по словам Буйе, был в списке кандидатов на место, им самим же и оставленное, но в итоге остался ни с чем, даже без позиции тестера. Его уже оценили по прошлому году, и, видно, на второй шанс не хватило…

По сравнению с предшественниками Виталий начинает в лучшей ситуации. Пике просидел год на скамейке запасных, Грожан начинал без тренировок – у Виталия не будет ни этого вынужденного перерыва без активных гонок, ни необходимости выходить на старт всего после пяти часов практики. Тестовые обязанности они с Робертом Кубицей поделят поровну, а это около пяти тысяч километров – примерно столько, сколько тому же Грожану удалось пройти за всего его семь Гран-при. Атмосфера в команде должна улучшаться, развитие болида запланировано очень агрессивное, цели – умеренные, а Роберт Кубица не из тех, кто ждет, что ему предложит команда, он достаточно требователен. Дальше все зависит от самого Виталия.

Болид, который показала сегодня «Рено», конечно, поверг болельщиков в полнейшее замешательство. После первых восторгов от классической желто-черной ливреи, пошли вопросы: а что на самом деле представила команда – новую машину или новую раскраску? Начались сравнения анфас, в профиль, сведения по задним колесам, по кокпиту – ну никак не получается болид на 25 сантиметров длиннее своего предшественника. Адам Купер на SPEEDtv сразу написал, что представленный болид – ненастоящий, предназначен для показательных заездов, а реальный R30 прячется от любопытных глаз в боксах. Однако команда утверждает, что это абсолютно точно новый болид, с аэродинамикой переработанной на 90 процентов, с большими топливными баками, тот, ради которого работа над предыдущим R29 была остановлена еще в июне прошлого года – в общем, не верьте глазам своим. И если даже мама нового технического директора Джеймса Эллисона может отличить новое от старого, то почему не можем мы?

Нет, естественно, отличия между болидами имеются, даже если сравнивать с самой последней версией, которая выступала на Гран-при Абу-Даби, а после – на декабрьских тестах в Валенсии. Изменилась передняя подвеска, приобрели немного другую форму боковые понтоны, выхлоп и отверстия воздухозаборников (самый заметный – верхний), даже нос, который вместе с передним крылом относят к R29, немного изменился, что заметно по форме пилонов. В общем, какие-то модификации наличествуют, но задняя часть болида все равно вызывает серьезные сомнения. У «Рено», конечно, самый экономичный из моторов по данным прошлого года, но не до такой же степени. В общем, ждем завтрашних тестов и выхода машины на трассу, и уже после будем делать окончательные выводы.

Фото: REUTERS/Heino Kalis

Вот 20-сантиметровое увеличение базы на новом «Заубере» C29, который тоже представили сегодня, заметно сразу, и вряд ли здесь дело в том, что на швейцарском болиде установлен самый прожорливый (тоже по прошлогодним данным) мотор «Феррари». Задняя часть этого болида мне даже больше напомнила прошлогодний «Рено», чем то, что французская команда показала сегодня, а вот начинаются боковые понтоны практически как на «Брауне» BGP001 – такие же высокие и маленькие отверстия воздухозаборников. Естественно, не отказалась команда и от собственных изобретений, сохранив в нижней части открытую щель для дополнительного охлаждения мотора.

Тот факт, что «БМВ-Зауберу» пришлось уже по ходу разработки болида менять мотор и коробку передач с «БМВ» на «Феррари», конечно, привел к компромиссам, это признает и сама команда. В частности, при работе над задней подвеской инженеры были несколько ограничены возможностями новой коробки, но в целом решение у них получилось совершенно иным, чем в «Феррари». Достаточно посмотреть на самые заметные различия: высокие боковые понтоны итальянцев против довольно низких у швейцарцев и на расположение выхлопов у F10 и С29 – в Скудерии их разместили чуть ли не по центру конструкции, тогда как в «Заубере» они гораздо ближе к задней подвеске.

Вообще, если принять за факт сегодняшний «Рено», намечаются довольно интересные различия в конструкции тех болидов, что уже удалось увидеть. «Макларен», «БМВ-Заубер» и «Уильямс» пошли по пути прошлогоднего «Ред Булл», сильно занижая боковые понтоны в задней части. Считалось, что такое решение отчасти мешало «быкам» эффективно внедрить двойные диффузоры, но, по-видимому, эти команды нашли выгоду в том, как аэродинамический поток, идущий по верхней части болида, взаимодействует с диффузором. «Феррари» и «Рено» из этого тренда в настоящий момент выпадают. Кроме того, итальянцы пока единственные, позаимствовавшие V-образную форму носового обтекателя у прошлогоднего творения Эдриана Ньюи, хотя предполагалось, что внедрять эту идею будут направо и налево.

Завтра нас ждет еще три новых болида: «Мерседес», «Торо Россо», которая, к сожалению, больше ничего общего не должна иметь с «Ред Булл Текнолоджи», а значит, и не подскажет, каким будет RB6, и «Уильямс», частично уже заснятый во время обкатки на «Сильверстоуне». Интересно, какому из трендов последуют эти команды.