Жертвенный обряд. Почему «Ред Булл» затеял борьбу с ФИА
Дисквалификация Даниэля Риккардо может оказаться инструментом «Ред Булл» для давления на ФИА. Объяснение – в блоге «Версификаторные россказни».
Кристиан Хорнер наверняка знает, что делает. Фото: Fotobank/Getty Images/Ker Robertson
«Формула-1» не может жить без скандалов. Это особенность высокотехнологичного спорта с весьма запутанными спортивными и техническими правилами, и если вы вдруг решили, что в этом-то году все будет иначе, то сделали это зря: в год больших перемен всегда находятся умные парни, которые находят «серые зоны» регламента и будоражат ими всех вокруг. Так было, например, в 2009-м с двойными диффузорами «Брауна» или в 1998-м с новейшими разработками «Макларена».
Недавние слова Луки ди Монтеземоло были сказаны не просто так – после гонки в Мельбурне многие наверняка вспомнили речь президента «Феррари» о необходимости держать ухо востро с искателями «серых зон».
Не буду пересказывать историю с дисквалификацией Дэна Риккардо, но для тех, кто вдруг по каким-то причинам ее пропустил, предложу прочитать вчерашние новости:
выдержку из релиза ФИА, где объясняется, почему стюарды дисквалифицировали Даниэля Риккардо;
рассказ Кристиана Хорнера о том, почему «Ред Булл» не доверяет омологированному датчику ФИА.
Если вы все это прочитали и все равно ничего не поняли, я попробую объяснить все в нескольких предложениях.
«Ред Булл» нарушил закон, пусть и искал справедливости, а ФИА, подчиняясь букве закона, не смогла принять точный способ измерения расхода топлива и тем самым поставила себя в глупое положение
Итак, датчик, которым пользуется ФИА для измерения расхода топлива, обладает небольшой погрешностью – проблема существует с предсезонных тестов, но по какой-то причине все закрыли на нее глаза и допустили омологацию устройства. Однако неточность измерений бывает разной, и во время уик-энда в Австралии «Ред Булл» перед гонкой два раза с разрешения Федерации менял датчики на машине, поскольку в первом случае по расчетам команды наблюдалось завышение расхода топлива, а во втором – новое устройство тоже было неисправным. В результате подопечные Кристиана Хорнера выбрали наименьшее из зол (первый датчик), поставили его на машину, но в гонке подсчитывали расход топлива альтернативным (более точным, по версии команды) способом. ФИА же альтернативный способ подсчета расхода топлива легальным не считает, и поскольку ее неточный датчик, признанный эталонным, показал перерасход потребления топлива на болиде Риккардо, исключила результат австралийца из гоночной классификации.
Признаюсь: действия ни одной из сторон меня не порадовали. «Ред Булл» нарушил закон, пусть и искал справедливости, а ФИА, подчиняясь букве закона, не смогла принять альтернативный способ измерения расхода топлива и тем самым поставила себя в глупое положение.
Теперь «Ред Булл» подает апелляцию, а у меня в голове возникает как минимум два вопроса: почему проблема с датчиками вылезла наружу сейчас, а не до омологации устройства, и как «быки» намерены вернуть очки гонщику?
По моим ощущениям, ответ на первый вопрос лежит где-то в политической плоскости. О проблемах с датчиками командам было известно с зимы, но ни одна из них не подняла тему до уровня публичности. Им было некогда? Или все надеялись, что «пронесет»?
Думаю, какие-то разговоры с ФИА и попытки решить проблему все же были, однако результатов они не принесли – за исключением того, что Федерация все-таки зафиксировала работу датчиков как эталонную. И еще я полагаю, что «Ред Булл» намеренно довел ситуацию до критической: во-первых, у команды во время суматошного уик-энда уже имелся точный способ измерения расхода топлива – это говорит о том, что конюшня давно нашла альтернативное решение вопроса, но, возможно, не сумела протолкнуть его в ФИА. Во-вторых, предложение снизить расход топлива поступало от гоночной дирекции в штаб «быков» прямо во время гонки, но парни Хорнера продолжили гнуть свою линию.
«Ред Булл» намеренно принес Риккардо в жертву, чтобы вопрос о датчиках ФИА встал ребром
То есть, на мой взгляд, «Ред Булл» намеренно принес Риккардо в жертву, чтобы вопрос о датчиках ФИА в конце концов встал ребром: быть им или нет.
Тут я добираюсь до совершенно дикой теории: в случае запрета «кривых» датчиков «быки» не только смогут повысить мощность двигателей «Рено» (это не так круто, потому что конкуренты сделают аналогичную вещь), но и вынудят ФИА искать новый способ подсчета расхода топлива, который, как мне кажется, будет связан с небольшим изменением конструкции двигателей или появлением нового программного обеспечения. Этого как раз и опасается Лука ди Монтеземоло – изменение нынешней ситуации откроет некоторым коллективам путь к «серым зонам» в регламенте.
Если это правда, и если Хорнеру удастся провернуть такой трюк, то можете считать, что Берни Экклстоун лично наденет свою корону на голову руководителя коллектива из Милтон-Кейнса.
Впрочем, не факт, что дело по апелляции будет успешным – за пару десятилетий, что я смотрю «Формулу-1», положительных исходов было очень мало. Одним из последних случаев, когда ФИА действительно дала задний ход, был скандал в Малайзии в 1999 году – после дисквалификации «Феррари» Росс Браун с линейкой в руках показал чиновникам чудеса геометрии и научил новым способам измерения дефлекторов. Все остальные разбирательства, как правило, завершались поражением команд.
Если «Ред Булл» сознательно пошел на обострение ситуации и хорошо подготовился к делу, полагаю, они знают, что делать. Возможно, Кристиан Хорнер будет упирать на пункт 5.1.4 из технического свода правил, в котором говорится, что расход топлива не должен превышать 100 кг/час, и в нем не указан способ измерения расхода. Возможно, все намного сложнее, но я почти уверен, что команда будет искать именно противоречия в регламенте «Формулы-1». Как бы там ни было – сейчас, в начале чемпионата, у конюшни еще есть возможность рисковать и бодаться с Федерацией, потому что потом будет поздно.
Как я уже говорил, нынешние действия ФИА и «Ред Булл» мне не нравятся. Сочувствие вызывает только один человек – Даниэль Риккардо, – который провел отличную гонку и уж точно никак не заслужил лишения подиума.
«Ред Булл» был единственной командой, проигнорировавший показания датчика контроля расхода топлива
«Ред Булл» нарушил закон, пусть и искал справедливости" - ИСКАЛ СПРАВЕДЛИВОСТИ??? - только не справедливости искал Ред Булл! Магнуссен экономил топливо, чтобы следовать показателям датчика, тем самым теряя в скорости и поэтому не мог атаковать Риккардо, а "Ред Булле" решили сыграть свою игру.
Наказание вполне логично.
Ох уж эта политика в "Ф-1" ((((
- Этот "Факт" мы знаем только со слов Хорнера.
Представляю, как будут смеятся над ФИА. Современные технологии, вершина автоспорта и кривые датчики ФИА. Ухаха
"Пилот McLaren Кевин Магнуссен остался доволен уровнем расхода топлива, о котором в последнее время было столько разговоров.
"У нас и раньше не было проблем с экономией топлива, потому и сейчас все прошло очень гладко, - сказал Магнуссен. - Расход был совсем невысоким, и я рад этому обстоятельству. Пусть я и не смог обогнать Риккардо на трассе из-за проблем во время пит-стопа, но я все равно рад за наши достижения и наши возможности".
Очевидно, в этот раз сэкономить топливо помогла машина безопасности. В то же время пилоты Toro Rosso признались, что в конце им все же пришлось сбавить темп, чтобы топлива хватило до финиша." - У Рено проблемы с потреблением?
Почему просто было не сделать бак в 100 кг и давать возможность заливать 100 кг топлива. Хочешь - хоть жги все в определенный момент для обгона, хочешь экономь как можешь. К чему нужны такие сложные и неточные устройства когда есть элементарная физика и логика?
Думаю, что РБ пошел на это противостояние еще и потому, что расклад на финише получился весьма удачный для них. Мерседес и Вильямс финишировали только одной машиной, в лидерах КК оказался Макларен, которые пока 9при всем к ним уважении) в лучшем случае 4е по скорости, если не пятые (впереди Мерседес, Вильямс, Ред Булл, под вопросом Феррари). Феррари набрали очков немного. Фаворит команды все равно сошел. Еще две недели назад в РБ уже были готовы. что уедут из Мельбурна без очков. Так почему бы, выражаясь по Вашему, не "пободаться" -)) Согласен, сейчас лучшее для этого время.
P.S. Но вопрос почему омологировали такие датчики всё равно остается жутко интересным. Сомневаюсь, что в результате разбирательств на него всплывет ответ. Политика? Или коррупция? Или "адская смесь" того и другого и еще чего-нибудь? Боюсь, мы не узнаем ответа... -))
Дмитрий, откуда у Вас такая информация о супер-точных датчиках РБ? Вы сами себе на-фантазировали?
Вот смотрите.
Из бака топливным насосом топливо подается в датчик мгновенного расхода. Затем топливо поступает в систему впрыска, которая, между прочим, имеет собственный объем.
А теперь чит: если собственный объем системы впрыска больше 50 мл, то можно поднимать мгновенный расход за счет этого объема, и при этом заполнять его при торможениях и троттлинге. Датчик мгновенного расхода будет по-прежнему ниже 100 л/ч. Профит - разгон и ускорения.
С учетом чрезвычайно близких параметров двигателей, больший кпд Мерседеса выглядит нонсенсом. Полагаю, это вариация известного случая с БАР-Хондой - тоже дополнительный объем. Да и команда та же.
Лука, ату их:)
З.Ы. Я прекрасно понимаю и никогда не оспаривал тот факт, что Скудерия в 99-м слила Ирвайна, но в Малайзии команда как раз решала вопросы о КК и дисквал Эдди им был не нужен. У них был этап в запасе, чем команда (не без помощи самого Эдди) и воспользовалась.