Как на самом деле шла битва за титул в 1976 году
Как уже знают все настоящие поклонники автоспорта, “Rush” – прекрасный фильм и возможно вообще лучший фильм об автогонках за всю историю, но как и любой художественный фильм основанный на реальных событиях, он не обошёлся без упрощений и «авторского виденья событий» от режиссёра Рона Ховарда.
Глянув на календарь реального сезона, можно легко удивиться – Монако и Зольдер поменялись местами, а Гран-при Швеции, Канады и оба Гран-при в США вообще пропали из фильма. При этом перед финальной гонкой сезона показан личный зачёт чемпионата Мира, который учитывает «пропущенные» гонки.
Так же в зачёте учтена и дисквалификация Джеймса Ханта на Гран-при Великобритании. Как вы помните по событиям фильма, Хант красивым манёвром опережает Лауду в дальней части трассы и одерживает первую победу на Брэндс-Хэтч для британцев со времён Джима Кларка. На самом деле подданным Елизаветы II домашней победы тут пришлось ждать до триумфа Найджела Мэнселла ещё целых 10 лет… В фильме не показаны ни авария на первом старте с участием Джеймса, ни то как болельщики закидали трассу мусором и пивными банками, вынудив организаторов остановить гонку, ни то как Феррари подали протест на то, что на повторном старте Хант учувствовал на запасной машине и как этот протест был удовлетворён, принеся победу Лауде. Видимо Рон Ховард посчитал этот эпизод слишком длинным или что две дисквалификации Ханта, пусть и справедливые, будут очернять для зрителей образы Ники и Феррари.
Из мелочей мне бросилось в глаза, что в Монце на киноэкране Хант сошёл из-за взрыва мотора, хотя на самом деле сошёл он из-за столкновения с Томом Прайсом.
Финальный этап в Японии близ священной горы Фудзиямы показан очень близко к правде. Сильный дождь, отказ Лауды участвовать в гонке, лидерство Ханта, прокол и итоговый его финиш на 3 месте, которое обеспечило ему титул. Дождь в реальности закончился задолго до финиша, с чем собственно и связан прокол дождевой резины у Ханта, да и Лауду сценарист оставил в боксах, а не отправил в аэропорт Нагои. Но это ничто по сравнению с тем, какую титаническую работу проделала вся съемочная бригада для перенесения нас в далёкий 1976 год, начиная от аутентичных ливрей машин и заканчивая маленькими, но приятными сценами вроде охлаждаемых льдом шин в Бразилии.
Рекомендую на волне посмотреть обзор сезона озвученный Андреем Ларининым
И отдельно обзор эпохальной гонки в Японии
Меня больше интересует другой вопрос, автору статьи. Везде пишут, что Ханту для чемпионства было достаточно и 4-го места в Фудзи, т.к. при равенстве очков у него в любом случае оставалось на одну победу больше. Почему автор статьи не счёл нужным упомянуть этот ляп? Наверное, следует полагать, Ховард решил не переусложнять всё расчётами и вдалбливать зрителям правила определения мест при равенстве очков. Тогда его можно понять. В фильме звучит условие "не ниже третьего". Кроме того (каюсь, видео не смотрел), в протоколе гонки указано, что Хант в итоге оставил за собой Алана Джонса и Клея Регаццони. И если борьбу с Регаццони показывают, то о Джонсе в фильме вообще ничего. И вообще там, в Фудзи, кажется, ещё что-то переврано - надо бы пересмотреть.
Что касается Джонса, то на скриншоте в статье с Брендс-Хэтча его фамилия на табло присутствует. Мои мысли таковы - либо с Сёртисом и Дюрексом не договорились, либо машину они не нашли. На табло в Японии ещё отсутствует фамилия Гуннара Нильсона, занявшего 6 место впереди Лаффита, тут могли родственники не дать разрешение на использовании имени. Я обратил внимание на эти пропажи, но решил на акцентировать в этой статье внимании на этой, т.к. у меня нет достоверных сведений о причинах.