4 мин.

Телеметрия

В современной команде формулы один множество подразделений.

Есть много людей, которые разрабатывают и производят машины на базе, есть те, кто ездят по миру и работают на гонках.

Вот одна из групп специалистов работающих на гонках отвечает за телеметрию. Во время трансляций нам порой их показывают. Сидят ребята перед мониторами в боксах во время заездов и смотрят на показания на мониторах.

Нашёл тут описание уикенда в Сузуке от ребят телеметристов из Брауна.

Во вторник был перелёт из Сингапура и обустройство на месте.

Сложно было переключаться с европейского времени на японское.

Гонку в Сингапуре все жили по европейскому времени.

Среда это уже плотная работа на трассе. Распаковка оборудования, которое прибывает со всего мира. Тяжёлое оснащение для боксов приплыло морскими контейнерами. У команды есть три комплекта такого оборудования, которое путешествует по миру, морские перевозки не быстрые, и один или даже два комплекта не успели бы вовремя оказаться на всех трассах чемпионата в срок. Сами гоночные машины, и часть лёгкого оборудования было в Сингапуре упаковано в авиационные контейнеры, и специальными авиарейсами перелетело в Японию.

В среду инженеры готовили боксы и машины, обустраивали командный мостик, настраивали оборудование.

В четверг уже началась работа по подготовке техники к гонке. Утром полное тестирование систем автомобилей. Необходимо было проверить работоспособность и торировку всех датчиков, электроники на руле, связи. В 2 часа была первая встреча с гоночными инженерами Рубенса и Дженсона. Обсуждение планов на тренировку и гонку. Составлен план испытаний на пятницу. В этом году нет тестов, и проверить различные новинки и варианты настройки можно только по пятницам, причём не только на эту гонку, но порой и для будущих гонок. Составлена программа работы на пятницу.

Подготовка машин к заездам в пятницу. После того, как машины были запрограммированы на первую тренировку и окончательно проверенны все системы, была ещё одна встреча с гоночными инженерами пилотов. На этой встрече обсуждались проблемы, с которыми команда столкнулась в последних гонках. Необходимо сделать всё, что бы проблемы не повторялись. Прогноз обещает дождь на пятницу. Такая погода может спутать все планы.

Пятница самый напряжённый день на трассе, надо найти настройки для этой трассы, провести испытания всех обновлений, собрать и обработать большое количество данных. Пятница на трассе Сузука выдалась очень необычной. Сильный дождь, а прогноз на гонку и квалификацию – сухая погода. Вторую тренировку вообще не выезжали.

Кажется, машины вполне конкурентны, но судить сложно. Никто не знает, с каким количеством топлива ехали наши конкуренты.

Сразу после тренировок опрашивали пилотов. Как ни странно, несмотря на большое количество датчиков, пилоты порой сообщают важные вещи, они очень чётко чувствуют машину.

После тренировок механики меняют моторы и коробки на обеих машинах. После этого много работы у электронщиков и отдела контроля качества. Многочисленные проверки и калибровка. Подготовка машин к гонке в соответствии с теми корректировками, которые получены в пятницу. Программирование машин на субботнюю тренировку.

Длинный день, который начался в 7 утра на трассе, заканчивается. Инженеры в 11 вечера уезжают с трассы.

Суббота. Электронщики и контроль качества начали день с ещё одной полной проверки всех систем, машина Формулы 1 напичкана электроникой, и все эти узлы должны работать без сбоев. Телеметрия на машине отслеживает огромное количество параметров. Датчики следят за работой систем двигателя, коробки передач, гидравлики. Контролируются параметры работы аэродинамики, подвески и всего чего только можно себе представить.

Все эти данные передаются машинами в боксы и записываются, все необходимые параметры выводятся гоночным инженерам пилотов на командный мостик.

Восемь специалистов на трассе обеспечивают работу систем телеметрии и связи. Эти специалисты контролируют работу машин на трассе, и мониторят проблемы. Данные в режиме реального времени передаются и на базу команды в Брекли. Там конструкторы и инженеры так же готовы всегда помочь настроить машину и решить проблемы, предупредить в случае возникновения сложных ситуаций. Команды для передачи данных на базы используют спутниковые каналы связи.

Оба пилота, и Дженсон и Рубенс, очень хорошо работают с электроникой и легко управляются с интерфейсом на руле. Немного работы и команда готова к заездам. Всё достаточно просто, если не придётся что-то срочно менять к гонке.

Утренняя тренировка была очень напряжённой после дождливого четверга. Быстрый митинг с пилотами и машины настраиваются и программируются на квалификацию.

Квалификация. Машины, грохот, красные флаги и опять. Хорошо, что все в команде целы остались. После квалификации машины быстро осматриваются, диагностика всех систем и машины уходят в закрытый парк. Это значит, что до гонки мы не можем делать какие-то изменения с машинами. Эти машины уже подготовлены к гонке. Группе электроники разрешено программировать машины перед гонкой, и из-за скомканных тренировок работы у программистов много.

Уже когда уезжали с трассы мы узнали, что оба наших пилота были наказаны после квалификации.

Воскресенье. Рано утром мы забрали машины из закрытого парка, что бы окончательно подготовиться к гонке.

В воскресенье в 11 вечера была последняя встреча с пилотами, и обсуждение стратегии и настроек на гонку, обсуждали варианты, если что-то идёт неправильно.

Автомобили выезжают на стартовую решётку. Там уже два инженера с ноутбуками проводят последние проверки и настройку систем автомобилей. После нескольких минут проверки все возвращаются в боксы и следят за показаниями датчиков с машин.

Во время гонки все так заняты мониторингом производительности систем автомобиля, что саму гонку не видят. Пилоты закончили гонку на 7м и 8м местах.

Всего пол очка отделяет от победы в Кубке Конструкторов. Это так много и так мало.

Evan Short, Race Team Electronics Leader