6 мин.

Третий – лишний?

С тех пор как Михаэль Шумахер не смог вернуться в «Формулу-1», «Феррари» не забывает о нем напомнить в связи с идеей выставления на старт по три машины от конюшни. Шутки шутками, но Лука ди Монтеземоло настроен решительно, так что в Монце ведомые им команды ФОТА на полном серьезе намереваются этот вопрос обсудить. У них могут быть на сей счет свои, нам неведомые соображения, но поскольку все это подается под соусом повышения привлекательности спорта в глазах болельщиков, стоит как раз рассмотреть данный вопрос с нашего уютного зрительского дивана…

Зрелищность. «Я предпочитаю три «Макларена» и три «Рено» трем болидам непонятной команды», – Лука ди Монтеземоло и «Феррари» в последнее время не стесняются щегольнуть голубой кровью и уколоть новоприбывших соперников, с которыми им предстоит выйти на старт в следующем году. Но если закрыть глаза на дискриминацию, наверняка найдутся, и в немалом количестве, болельщики, которым, как и Луке, гораздо интереснее то, что сможет предложить Скудерия с Алонсо, Райкконеном, Массой, Шумахером, Кубицей, или кого еще она соберется посадить в третий болид, нежели то, что может получиться у US F1, «Кампоса» и «Манора», оснащенных «Косуортами» и не имеющих опыта в «Ф-1». Больше сильных болидов – выше конкуренция (если гонщикам предоставлены равные возможности), больше шансов у талантливых пилотов оказаться в нужном месте в нужное время, а у зрителей – сравнить их между собой. Ведь кто из них круче – это чуть ли не самый важный, сравнимый с поисками смысла жизни вопрос болельщика «Формулы».

Но все это здорово в том случае, если вы – фанат «Феррари», «Макларена», «Рено», или, в конце концов, «Брауна» или «Ред Булл»… А если «Уильямса» или «Форс-Индии»? В этом случае отрезок длиной в полтора года на то, чтобы открыть счет очкам, который пришлось пережить индийской команде, покажется вам достойным «Книги рекордов Гиннесса». Сейчас минимум у четырех конюшен есть шанс попасть в зачетную восьмерку, при расширенном же составе туда поместятся только три. И то не полностью. А подиум целиком из пилотов, скажем, «Феррари» – это вообще, наверное, страшный сон тех, кто испытывает не самые теплые чувства к итальянской конюшне.

Понятно, что параллельно с идеей третьего болида нужно сразу обсуждать и новую очковую систему, не только расширяя зачетную зону, но и модифицируя правила начисления баллов в Кубке конструкторов. Ведь далеко не все участники смогут позволить себе такую роскошь, как еще один болид, пилот и гоночная бригада, а в командном зачете нужно обеспечить хотя бы какую-то видимость равенства. Например, как в ралли, номинируя по два гонщика от команды, которые будут сбрасывать в общий котел свои очки. Правда, путаница в головах зрителей может получиться знатная – положение в зачете так сразу в уме и не прикинешь, а еще сложнее понять и принять, как можно победить, и при этом оставить свою команду с баранкой в Кубке.

Экономия. В то время как ФИА всеми правдами и неправдами заставляет команды экономить деньги, идея третьего болида, кажется, идет вразрез со всеми последними достижениями в этой области. Один только дополнительный гонщик у той же «Феррари» может стоить примерно как половина всего бюджета US F1! Однако, если отвлечься от зарплат, которые даже Федерация согласилась исключать, когда предлагала бюджетные ограничения, или неравенства постоянных издержек команд, обусловленных размерами их штата и инфраструктуры, вполне можно подвести под эту идею и экономические соображения: третий болид «Феррари» и третий – «Макларена», построенные по известной технологии, в сумме будут стоить дешевле всей команды «Манор» или «Кампос». А значит в целом стартовая решетка из тех же 26 автомобилей, но с меньшим числом команд, сумеет сэкономить.

Возможно, «Феррари» так нравится идея третьего болида не только из-за лелеемой ею мечты о Михаэле Шумахере, но и еще по ряду причин. Грядущее в 2010-м сокращение штата больнее всего ударит именно по крупным командам, и только расширением своего присутствия в пелотоне можно оправдать сохранение дополнительных рабочих мест. Ведь третьему пилоту нужна его гоночная команда с механиками и инженерами, а там, глядишь, удастся обосновать и присутствие лишней штатной единицы на базе. Опять же спонсора можно привлечь идеей более частого появления его логотипов на экране (даже, точнее, – 50 процентного увеличения его присутствия) и, в итоге, раскрутить его на большую сумму поддержки. Да и охват национальных компаний, желающих поддержать «своего» пилота, можно значительно расширить, если боевая тройка будет грамотно подобрана из разных стран.

Будущее. Главный аргумент против предложения «Феррари» – отсутствие в данный момент острой необходимости в расширении пелотона. Да, «БМВ» уходит, и не факт, что база в Хинвиле не превратится в отделение серийных автомобилей. Да, непонятно, что будет с «Рено», особенно в свете нового скандала вокруг Гран-при Сингапура. Естественно, все еще под вопросом «Тойота», несмотря на все уверения, так и не погасившая слухи о возможном прекращении программы в «Ф-1». Если есть уверенность в том, что при наихудшем для них раскладе на их место придет тройка новых, то в количественном плане болельщики не пострадают – стартовая решетка по-прежнему будет состоять из 20 болидов.

Другое дело, что в новичков веры пока нет. US F1 устраивает туры для избранных журналистов по своей пустующей базе в Шарлотте, где за одним из немногих компьютеров аспирант колдует над аэродинамическими формами будущего болида. «Кампос» возлагает все надежды на «Даллару», поэтому все известия из испанского лагеря пока касаются сплетен о выборе командой пилотов. О «Маноре» не слышно совсем ничего, настолько, что даже по мнению и меркам US F1, названного немецкой прессой «мыльным пузырем», это выглядит очень странно. И даже если эти команды доберутся до Мельбурна, где гарантии, что они протянут год, два, или три, на которые рассчитан новый Договор Согласия?

Если пелотон начнет сокращаться, проблема поддержания его в форме действительно встанет ребром. Но тут возникает другая опасность – в долгосрочном периоде решение расширяться собственными силами, а не за счет притока участников извне, грозит тем, что менее успешные команды, устав бороться с одноцветными подиумами, начнут покидать чемпионат. Где три болида, там и четыре – так недолго и до моносерии дорасти…

Всего сказанного, наверное, уже достаточно для того, чтобы твердо настроиться против мечты ди Монтеземоло, но есть один довольно привлекательный вариант, на который обратил внимание Мартин Уитмарш. «Если вся идея в том, чтобы усадить трех лучших пилотов в три лучших машины, я не уверен, что это поднимет зрелищность. Но если отдать третий болид молодому новичку, открываются интересные перспективы», – считает босс «Макларена».

Действительно, молодых пилотов на подступах к «Ф-1» становится все больше, а места в кокпитах королевских автогонок чаще появляться не стали. Да еще и тесты по ходу сезона запрещены, а в межсезонье основные пилоты, чем уступать грязную работу испытателям, предпочитают сами тренироваться. Молодежи сейчас вообще тяжело. Возможно, такие как Льюис и падают с неба раз в 20 лет, о чем недавно сообщил сэр Фрэнк, прямиком в претендующий на чемпионство «Макларен» они тоже попадают не чаще. А раскрыться в команде рангом пониже удается далеко не всем.

Дебютанты могли бы блеснуть талантом в третьем «Макларене» или «Феррари», при этом, возможно, не вмешиваясь в борьбу лидеров, а выступая в середине пелотона (при нынешней-то плотности!), где и середнячкам было бы приятно лишний раз опередить кого-то из «серебряных» или «алых».

Правда, срок таким гонщикам будет отведен не такой уж и большой. Сейчас согласно регламенту, касающемуся молодежных тестов, в них может участвовать только тот, кто до этого выступал не более чем в двух Гран-при (а, кстати, в прошлогодних правилах в категорию «молодых» попадал бы даже Михаэль Шумахер). Пусть им даже дадут не два, а все 17-18 этапов, через год вчерашнего дебютанта уже можно будет называть вполне опытным пилотом, и место в третьем кокпите по версии Уитмарша ему придется освободить. Что ж, тем больше увидят и оценят зрители, и тем обширнее и качественнее выбор команд на будущее…