6 мин.

Лошадки тоже кушать хотят

Трансферный рынок в это году обещает быть очень интересным. Среди пилотов, где многое зависит от формы Фелипе Массы и шага Фернандо Алонсо, среди инженеров, где ряды безработных пополнились Йоргом Цандером, Джеффом Уиллисом и, скорее всего, большей частью состава «БМВ-Заубера». Что необычно, рынок мотористов тоже пришел в движение – такое вообще случается нечасто!

Собственно, моторы меня на этой неделе заинтересовали больше всего. Гонщики начнут переходить, по-видимому, по окончании сезона (по крайней мере, туда молва сместила объявление Алонсо в «Феррари»), а раньше нового года им делать особо нечего, потому что тесты запрещены ровно до 31 декабря. Уволенные инженеры еще несколько месяцев будут находиться в трудовом отпуске – обычно им около полугода дается на то, чтобы из головы выветрились все секреты команд. А вот с моторами, как верно заметил Гельмут Марко, нужно определяться уже сейчас, чтобы учитывать базовые параметры при разработке нового шасси на сезон-2010.

Так, в «Ред Булле» пытаются решить, оставаться им с «Рено» или переключиться на «Мерседес», моторы которого до сих пор не подводили их многочисленных обладателей. В «Уильямсе» совершенно точно пытаются избавиться от «Тойоты», и как раз наоборот больше заглядываются в сторону французских агрегатов, хотя и держат в уме популярный «Мерседес». Нужно помнить и о том, что ФИА выбирает 13-ю команду на место «БМВ-Заубера», и ей тоже понадобится двигатель. Может, это будет «Косуорт», как у всех дебютантов, но, что довольно любопытно, когда заявку подал «Заубер», от него ни контракта с мотористом не потребовали, ни «Косуорт» в добровольно-приказном порядке не предлагали. Возможно ли, что ФИА, набрав «Косуорту» трех клиентов, расслабилась, и теперь разрешит командам выбрать двигатель по вкусу?

Естественно, рассмотреть все характеристики, которые могут влиять на выбор той или иной команды, не стоит и пытаться. Например, если верить Россу Брауну, когда его конюшня решала вопрос между «Мерседесом» и «Феррари», она вообще руководствовалась удобством монтажа, и немецкие движки лучше подошли…

Поэтому положение дел на рынке двигателей я решила оценить по одному параметру – расходу топлива. Честно говоря, эта мысль возникла на почве новости о досрочном прекращении контракта «Уильямса» с «Тойотой» и высказанного после Гран-при Бахрейна предположении о том, что у японцев самые прожорливые моторы. Понятно, что, поскольку кроме информации, которую предоставляет в своих превью «Уильямс», точных цифр от моторостроителей нет, придется оперировать теми данными, которые любезно предоставляет ФИА после взвешивания, и простой логикой.

Логика такова: на старте каждого Гран-при даны массы болидов и известно, сколько кругов прошел каждый пилот до своей первой дозаправки. При расчете прогноза остановки обычно поступают так: от известной массы болида отнимают 605 килограммов (минимальный по регламенту), делят на данные по расходу «Уильямса» (читай, «Тойоты»), отнимают три круга (установочный, прогревочный и один про запас) и округляют. Мы будем решать обратную задачу – искать расход топлива в килограммах на один круг, при этом от заявленной массы отнимем 605 кг и разделим на круг пит-стопа плюс 2 (установочный и прогревочный, хотя расход там и меньше).

Признаюсь сразу, теория вероятностей и математическая статистика была моим самым ненавистным предметом в университете, но даже после того как я ее с горем пополам сдала, почему-то решила прорваться на кафедру математического моделирования и анализа данных. Наверное, первая часть названия затмевала все мучения, которые обещала вторая. Меня не взяли, так что с анализом данных у меня по-прежнему никак. Зато образование, полученное по специализации методы оптимального управления, научило меня очень хорошо брать минимумы и максимумы. Поэтому далее мы везде будем искать минимумы!

Кроме шуток, для каждого мотора нам действительно разумнее всего брать минимум из массива данных, собранных по всем гонщикам, которые его используют. На расход топлива может повлиять множество факторов: стиль пилотирования, условия на трассе, когда, например, пилот экономит топливо, отчаявшись обогнать более медленного соперника, стратегические задумки команды, когда одному из напарников приходится заезжать раньше времени, потому что его коллеге готовят оптимальный пит-стоп, шины, которые могут износиться гораздо раньше, чем опустеют баки…

Понятно, что последние два фактора повлияют на расход в сторону увеличения, причем, порой довольно существенного, поэтому нет смысла брать среднее между, например, данными Хэмилтона, Ковалайнена, Баттона, Баррикелло, Сутиля и Физикеллы, ибо картина может получиться очень смазанной. В то же время минимальное значение в этой выборке, хотя и подвержено влиянию стиля пилотирования и режима работы двигателя, даст более точное представление о потенциале данного мотора. «Мерседеса» в обсуждаемом случае.

Естественно, все подозрительные случаи из расчетов были без колебаний удалены. Например, если гонщик заезжал в боксы на первом круге (а я не могу вспомнить, заправляли его или нет), или стартовал с пит-лейн, где ему могли плеснуть чуть больше. Первые три Гран-при я тоже исключила из анализа – в Австралии в неподходящее время на трассе появился сэйфети-кар, в Малайзии и Китае шел дождь. Испанию, где на старте случился завал в хвосте пелотона, и машина безопасности возглавляла его на протяжении пяти кругов, тем не менее, решила оставить – хотя там и упал расход, нас ведь больше интересует относительная расстановка моторостроителей, а не абсолютные значения…

Последней манипуляцией было приведение данных, различающихся от трассы к трассе, к формату «килограммы на 5 километров дистанции», в котором обычно представляет свою информацию «Уильямс». Это позволяет оценить и работу моторов относительно заданной британской конюшней с японскими двигателями точки отсчета.

В итоге получились графики, изображенные ниже, где каждому мотору соответствует подходящий цвет (только для «Тойоты» ничего не удалось подобрать), а тонкая черная линия отмечает параметры, предоставленные «Уильямсом».

Стоит отметить, что на уже упомянутом Гран-при Испании, за расход «Феррари» единолично отвечает Фелипе Масса, поскольку два «Торо Россо» выбыли в стартовом завале, а Кими Райкконен покинул гонку, не дотянув до своего первого пит-стопа. Есть все основания полагать, что бразилец остановился раньше положенного, чтобы не выпустить вперед преследовавшего Феттеля. С другой стороны, мы же помним, как у него топливо заканчивалось.

Результат «Тойоты» на Гран-при Германии заставил меня несколько раз все перепроверить, но ничего не поделаешь – Накадзима своим заездом в 31 круг заставил японцев вырваться на первое место.

Достижение «БМВ» в Бахрейне, вообще говоря, стоило исключить, поскольку Кубица и Хайдфельд останавливались на втором и третьем кругах. Хайдфельд показался мне слишком подозрительным, но Кубица в целом вписался в картину, поэтому был оставлен.

Естественно, нужно постоянно держать в уме, что полученные графики лишь приблизительно описывают реальное положение дел. Но тот факт, что «Рено» регулярно попадает в лидеры (и не только усилиями Алонсо, но и Феттеля, который делит с двукратным импровизированный титул самого экономного гонщика), а «Феррари», наоборот, борется за последнее место, не может не наводить на размышления.

Наконец, в свете отмены дозаправок, мне показалось интересным подсчитать средний расход по всем рассматриваемым трассам и определить, сколько килограммов топлива в среднем понадобится в следующем году командам на дистанцию гонки. «Рено», что не удивительно, оказалась впереди всех, а «Феррари» и «БМВ» устроили очень упорную борьбу за последнее место.

Мотор Средний расход 
(кг/5 км)
Топлива на гонку 
(кг)
Рено 2,356 143,73
Мерседес 2,417 147,44
Тойота 2,467 150,48
Феррари 2,534 154,55
БМВ 2,535 154,62

Сегодня, говоря о тактике, отмечают, что лишние 10 кг топлива в третьем сегменте квалификации эквивалентны отставанию на 0,3 секунды. Естественно в следующем году, из-за большей общей массы болида, штраф за перевес будет меньшим, но, тем не менее, он будет. «БМВ», конечно, уже все равно, но вот «Феррари»