Минус один
После квалификации к Гран-при Венгрии пелотон потерял одного пилота – Фелипе Масса все еще находится в искусственной коме, показатели его состояния хорошие, томограмма чистая, но никто сейчас не возьмется точно сказать, сколько займет период его реабилитации. После самого Гран-при Венгрии «Формула-1» потеряла одну команду – «Рено» дисквалифицирован, но тут мы точно знаем, что на возвращение в Большие призы понадобится лишь одна гонка. В худшем случае. И вроде бы отстоят во времени на сутки эти события, но совершенно точно просматривается их взаимосвязь…
Не будь вчерашнего пугающего инцидента с Фелипе Массой, который произошел так скоро после гибели Генри Сертиса, что многие перестали верить в случайности, и сегодняшний полет колеса, отвалившегося от болида Фернандо Алонсо, скорее всего, остался бы безнаказанным. Ну, или по крайней мере, стюарды не стали бы так зверствовать, лишая двукратного чемпиона мира возможности выступить на родном Гран-при, на который, кстати, и так билеты продаются из рук вон плохо, и наказывая команду, которая не первый год колеблется на волне слухов об уходе из «Формулы-1».
Негоже, конечно, думать о коммерческой стороне вопроса, когда на кону безопасность, а упомянутое колесо хоть и медленно, но верно скакало по направлению к ограждению, за которым прямо на его пути, между прочим, стоял человек. Поэтому, несмотря на то что наказание кажется слишком суровым, логику судей понять и принять можно. Во-первых, это страх, воскреснувший в сердцах зрителей в последнюю неделю вместе с неприятным ожиданием чего-то нехорошего. Во-вторых, дикие случайности – это одно, но вот то, что произошло на пит-стопе «Рено», скорее, смахивает на халатность. Собственно, по подходящему пункту спортивного регламента команду и покарали – она не убедилась, что машина не представляет опасности.
Надо будет в ближайшее время конкретнее разобраться в способе крепления переднего колеса и стационарного колпака, чтобы понять, на каком этапе установки произошел сбой. Но уже сейчас можно вспомнить, что на пит-стопе последним движением руки один из пары механиков, отвечающих за смену шины, прокручивает колпак, чтобы он защелкнулся в нужном положении. Во время остановки Алонсо этот ответственный свою работу не доделал – на видео заметно, как уже на движущемся автомобиле он лихорадочно пытается провернуть элемент. Не получилось – колпак не защелкнулся, и до того момента, как он покинет предназначенное для него место, остались считанные повороты. А после этого стало понятно, что и само колесо ничто не крепит. Благо, Алонсо уже к тому моменту ехал медленно, и в итоге физически никто не пострадал.
Интересно, будет ли ФИА столь же суровой, если при расследовании субботнего инцидента выяснится, что причиной, запустившей пружину в лицо Фелипе, был не производственный брак, а какая-нибудь недокрученная гайка? Ведь такое тоже возможно. Справедливости ради, хотя бы по отношению к «Рено», Федерации нужно было опубликовать пусть минимальный отчет по «Брауну», в котором объяснялись бы причины допуска к квалификации и на старт машин, нанесших серьезный ущерб другому участнику. Как в случае, например, со складывающейся подвеской «Ред Булл» в прошлом году – команду заставили за ночь написать отчет и предоставить гарантии прочности болида. Или хотя бы подтвердить, что элемент, обладающий потенциальной опасностью, был снят с болидов, и угрозы они больше не представляют.
Последовательность действий стюардов ФИА – притча во языцех, но удивляться в каждом новом случае, почему-то, не перестаешь. Например, ровно две недели назад «Ред Булл» впаяли штраф за опасный выезд с пит-стопа во время квалификации Себастьяна Феттеля. Штраф денежный и предупреждение. В чем суть предупреждения, в моем, конечно, представлении, – в том, что в случае повтора наказание будет более суровым. Ну, вроде как желтая и красная карточки. Но нет – команда допускает еще более опасный выезд, на этот раз во время гонки и с участием Марка Уэббера, и что же она за это получает? Снова предупреждение. Даже без сопутствующего штрафа. В общем, грош цена такому предупреждению, выпускайте и дальше прямо в соперника, не стесняйтесь.
Стартовый инцидент – вообще, штука забавная. На хронометраже 11-й круг, никаких серьезных аварий, занимающих умы стюардов, не самая сложная гоночная ситуация, особенно если достать видео с болида Кими Райкконена и обратить внимание, что ни в один из моментов в поле зрения камеры – и вполне возможно, пилота – не попадает пострадавший Себастьян Феттель. Но нет, за 60 кругов до финиша это легкое соприкосновение колесами, несомненно, нужно рассмотреть после гонки. Особенно через две недели после того, как за похожую суету на старте прямо по ходу дистанции без всяких сомнений был оштрафован Марк Уэббер…
Но давайте ближе к событиям гонки. Льюис Хэмилтон впервые с Гран-при Китая прошлого года поднялся на подиум (недолгое пребывание на третьем месте австралийского этапа не в счет) и сразу на верхнюю ступень. Чем-то напомнила эта победа тот «шанхайский экспресс», который после сумбурного старта в Японии заставил примолкнуть критиков англичанина. Сейчас аналогично – старт сломя голову в Германии и безупречное пилотирование в Венгрии. Льюис собирался выигрывать еще на Гран-при Монако, и в то время медленная, извилистая трасса рассматривалась едва ли не как единственное место, где увешанный аэродинамическими проблемами MP4-24 мог рассматриваться в качестве одного из фаворитов. Тогда Льюис наверняка пострадал от давления «единственного шанса», но сейчас и он, и команда точно знают, что могут выиграть практически в равных условиях.
Практически, потому что, без сомнения, Хэмилтону помог KERS, да и сам характер «Хунгароринга». Однако если бы еще месяц назад мне сказали, что первым болидом, который потеснит с верхней ступени «Браун» и «Ред Булл», станет отстававший на предсезонных тестах на 2,5 секунды «Макларен», я бы ни за что не поверила. Но, похоже, «серебряные» собираются повторить прошлогоднее восхождение «Рено», титаническими усилиями, прилагаемыми к развитию болида, спасая сезон в глазах поклонников. Что не менее важно, чем сегодняшние победы, этот «полный вперед» можно объяснить и заботой команды о будущем. Тот же «Рено», находящийся сегодня среди отстающих, в прошлом сезоне заботился об удержании в команде ценного компонента системы, Фернандо Алонсо. У «Макларена» вторая половина чемпионата – прямая дорога к успеху в 2010-м, когда правила изменятся лишь незначительно. Хотя… Узкие передние шины и дополнительный объем топлива все равно потребуют пересмотра технической базы.
Возвращаясь к параллели с Монако, относительный провал «Ред Булл», случившийся в Венгрии, большим сюрпризом не стал. Он наблюдался еще тогда, в мае – все же медленные повороты RB5 не подходят. О плохих стартах, даже по отношению к соперникам без KERS, я вспоминала вчера – парни, действительно не подкачали, в очередной раз обнажили ахиллесову пяту болида. Пара обстоятельств, нужно признать, еще и сыграла против них: вокруг были сплошные болиды с волшебным «бустом» на руле, а Фернандо Алонсо был элементарно легче.
Вот кто по итогам Гран-при Монако, да еще предвидя теплые температуры, справедливо надеялся на сильное выступление в Венгрии, так это «Браун». Этап на «Хунгароринге» для лидеров чемпионата должен был стать чуть ли не ключевым – после него никакими оправданиями о неподходящих условиях уже и не прикрыться. BGP001 всегда считался феноменальным болидом для медленных и среднескоростных виражей, с шинами он, по крайней мере в случае Баттона, обращался очень бережно. И тем не менее, после двух холодных гонок в Венгрии становится еще хуже. Как тут не заподозрить, что не только соперники, причем многочисленным составом из «Макларена», «Феррари» и «Уильямса», подтянулись, но и последние модификации болида (свежая – в этот уик-энд) и настойчивое желание разобраться с проблемным прогревом шин завели команду немного не в ту степь?
Росс Браун даже не боится подтвердить данные предположения. Мол, в Монако у нас все было нормально с шинами, и в Турции все нормально, но что случилось в последних трех гонках – непонятно. Дженсон начал жаловаться на разрушение ультрамягкой резины уже на четвертом круге, и хотя он специально отметил, что два разных апгрейда, установленных на болид, не должны нарушать его баланс, команде все же следует сделать шаг назад и все еще раз перепроверить.
Поклонники «Феррари» пережили сложные выходные, когда новости о достижениях команды на трассе вовсе не так важны, как те, что приходят из больницы в Будапеште, и все же результат Кими Райкконена должен порадовать тиффози. Стоит заметить, что финн на протяжении всей гонки шел в темпе лидера, иногда приближаясь, иногда удаляясь, а это значит, что при лучшей стартовой позиции и без заминок на пит-стопе, «алые» тоже могут претендовать на победы.
Нико Росберг в четвертый раз подряд финишировал в середине очковой зоны, снова воспользовавшись довольно поздним пит-стопом для того, чтобы отыграть позиции, и это значит, что команда не только держит темп и не опускается, как в последние годы, с самых первых гонок, но и поправила тактические схемы, подводившие немца в начале сезона.
Наконец, можно оценить как весьма успешный дебют Хайме Альгерсуари, который хоть и занял последний ряд стартового поля, в гонке опередил самого важного своего соперника – напарника по команде Себастьяна Буэми. Не без помощи вылетевшего швейцарца, но сам-то дебютант прошел весь уик-энд исключительно чисто. Осталось набраться уверенности и скорости.
Это не прописная истина, бесспорно! Плавный разгон плавное торможение тоже экономит топливо, использование Керс при разгоне оставляет расход неизменным при форсировании оборотов за счет электродвигателя. в Венгрии Хэмильтон использовал Керс, следовательно какая-то экономия была. Которая в купе другими оптимальными настройками могли дать преимущество. 100 грамм на 20 кругов Нюрбурга))это десятая часть литра, смотря с чем конечно сравнивать, в Ф1 это важно. Это может быть именно тем недостающим звеном для экономии Рэно. Судите сами если Алонсо не хватит 100 грамм топлива, что бы заехать в пит, значит он заедет кругом раньше, а это уже проигрыш во времени равный нескольким секундам. Толково?
*прописная истина...
Расход топлива напрямую зависит от количества оборотов двигателя, а их нужно держать высокими на любых трассах - это диктуется тяговыми характеристиками мотора.