4 мин.

Главное – хвост!

И хотя сразу четыре команды привезли в Испанию KERS, шоковую терапию на сей раз произвел отнюдь не он, а промежуточный болид FW30B «Уильямса». Набрав всего два очка за последние восемь гонок и не обладая ресурсами для развития нынешней и создания новой модели, британская команда уже списала текущий сезон, сосредоточившись на следующем чемпионате. Сегодня можно считать конюшню Фрэнка Уильямса лидером гонки вооружений-2009, поскольку она первая вышла на трассу не только с системой восстановления кинетической энергии, но и с задним антикрылом, соответствующим будущему техническому регламенту. До сих пор команды, тестируя уровни прижимной силы для следующего сезона, симулировали, пытаясь создать нужные цифры на имеющихся крыльях и уменьшая количество плоскостей и углы атаки. «Уильямс» первым поднял крыло на нужную высоту и уменьшил его до соответствующих размеров.

Пожалуй, здесь будет не лишним напомнить, как именно изменились правила, касающиеся именно данного элемента. Цифры там довольно занудно описывают его положение, нам же главное помнить, что ширина по сравнению с привычной уменьшилась на 25 сантиметров (75 вместо метра), а высота выросла до 95 сантиметров (это высшая точка болида в любой его части по спецификациям, в то время как сейчас действует ограничение высоты крыла в 80 сантиметров). Соответственно, увеличилось и расстояние до нижней плоскости, оно выросло на 13 сантиметров. Количество же горизонтальных элементов теперь ограничено двумя.

От первого взгляда на то, что получилось, становится немного неуютно – уж слишком непривычно, если не сказать уродливо, выглядит хвост «Уильямса». С другой стороны, все это делается ради очищения воздушного потока позади машины, и ради сей благой цели, если она будет подтверждена обгонами, можно привыкнуть к чему угодно. На фото FW30B можно разглядеть и новый диффузор – длинный, узкий, во всю ширину болида. Цели модификации те же.

На самом деле фото оказалось очень удачным, на нем также запечатлены новые атрибуты униформы всех без исключения механиков, работающих на машинах с KERS – перчатки. Очевидно, июльский урок «БМВ-Заубера», полученный тут же, в Хересе, усвоен. Непонятно, правда, зачем перчатки «Уильямсу», который единственный из всего пелотона разрабатывает механическую систему, но, вероятно, показания к предосторожности есть и в этом случае. «Хонда» пошла еще дальше, повеселив наблюдателей красными сигнальными знаками вроде «Не влезай – убьет!» на камере болида RA106, которые превращались в зеленые, когда болид был полностью разряжен. Устройство заземления было еще более примечательным – огромная медная пластина, словно вырезанная студентами подготовительных курсов где-то на заднем дворе. Самопал посреди высоких технологий королевских автогонок! Но главное, чтобы это все работало, а механики оставались живы и здоровы. Правда, остается вопрос о том, какое оборудование потребуется маршалам для того, чтобы убирать попавшие в аварию болиды…

Хоть «Макларен», «Хонда», «Уильямс» и «БМВ-Заубер» и катались с KERS, достоверно известно только, что полностью его тестировали японцы. В первый день за рулем RA106 – это позапрошлогодний болид «Хонды», очевидно, самый свежий, в который поместились батареи, но и по совместительству один из самых быстрых автомобилей «Ф-1», вышедших из конструкторского бюро в Брэкли, – катался Майк Конвей, в последний день полное испытание доверили Алексу Вурцу. Австрийцу понравилось, и дополнительные 45 лошадей за своей спиной, как он признался, он почувствовал. Но, например, «Макларен», хоть и ездил с KERS все три дня, похоже, кнопкой не пользовался, а тестировал поведение болида с установленной системой, которая работала в пассивном режиме.

 

Те, кому нечего было испытывать для следующего года, занимались рутинной работой по подготовке настроек к оставшимся четырем этапам или присматривались к новым пилотам. Вообще, кроме Себастьяна Феттеля, который на волне недавней победы оттрубил все три основных дня да еще и за две команды, после чего подтвердил то, что мы и так знали – «Торо Россо» быстрее «Ред Булла», гонщиков основного состава в Хересе было очень мало, в основном катались тестеры. Обратил на себя внимание Лукас ди Грасси, впервые с начала года отработавший полную тестовую сессию за «Рено», – очевидно, присматривались к бразильцу повнимательнее, и слухи о его дебюте в составе французской команды вполне могут реализоваться.

«Торо Россо», как и было обещано, отдала по одному дню Себастьяну Буэми и Такуме Сато. Чисто статистически японец оказался быстрее (1.19,574 против 1.20,209), но абсолютное время в два разных дня малоинформативно, а в пересчете на отставание от лидера на высоте оказался швейцарец, который уступил Кристиану Клину всего на 0,7 секунды против полутора у Сато по отношению к Феттелю на «более медленном «Ред Булле».

Ну а пока восемь команд трудились в Хересе, а «Форс-Индия» собиралась в Сингапур, «Феррари» уединенно решала свои проблемы с прогревом шин в Мюджелло. Полным боевым составом с Бадоером, Райкконеном и Массой. Последнему в каком-то смысле выдался день по спецзаказу – пошел дождь, и хотя многие соперники в такую погоду в Хересе сидели по боксам, Масса в Италии работал, намотав почти сотню кругов. Ему, как претенденту на титул, как раз лишняя мокрая тренировка никогда не помешает. На любом из четырех оставшихся Гран-при может пойти дождь, а «Макларен» потирает ручки – они-то в такую погоду как раз сильны