3 мин.

Помахать кулаками

Как начался этот сезон со скандала, так оным и заканчивается -- сегодня «Макларен» официально подал протест на решение стюардов Гран-при Бразилии. В Австралии команда возмущалась гибким днищем «Феррари», теперь прицепилась к температуре топлива на бортах «Уильямсов» и «БМВ». Первый инцидент казался рабочим и не предвещал ничего дурного, однако позже вылился в шпионскую сагу, из-за которой «серебряные» лишились всех очков в Кубке конструкторов и обеднели на сто миллионов. Последний случай рискует обернуться сменой владельца чемпионской короны, и я уже почти вижу перед глазами заголовки: «Макларен» и «Феррари» делят титулы в суде!» Дело и впрямь не шуточное, давайте разбираться.

Итак, после финиша Гран-при Бразилии делегат ФИА Джо Бауэр уведомил стюардов этапа о том, что на болидах Хайдфельда, Кубицы, Росберга и Накаджимы температура топлива была ниже температуры окружающей среды на 10-14 градусов. В соответствии с очень коротеньким пунктом 6.5.5 технического регламента, разница между двумя величинами не должна составлять более 10 градусов, откуда следует, что «БМВ-Заубер» и «Уильямс» грубо нарушили правила. Стюарды долго совещались по предмету, но пришли к выводу, что ФИА, как нередко бывает, слишком пространно сформулировала регламент и допускаются вариации в его трактовке. Так, в данном случае, непосредственно температуру топлива на борту измерить не представляется возможным, и замер производится на заправочном оборудовании во время пит-стопа. То есть, то, что написано в п.6.5.5, вообще не имеет смысла. Далее, там ничего не говорится о том, где и кем измеряется температура окружающей среды (можно ведь и в тень градусник поместить, а потом доказывать, что все сходится). И так уж случилось, что Федерация намеряла 37 градусов Цельсия, а официально на нее работающая Meteo France – только 32. Сами понимаете, эти пять градусов и составляют проблему. В результате стюарды выносят весьма справедливое решение: команды не виновны, результат Гран-при Бразилии остается неизменным.

На первый взгляд ситуация похожа на ту мартовскую с днищем, когда производимые технические замеры не совсем коррелируют с духом правил. Выход из ситуации простой – никого не наказывать, а правила уточнить. Но сейчас дело оказалась осложнено тем, что уточнение, как раз касающееся сравнения температуры в заправщике и на официальных мониторах ФОМ, уже было обсуждено командами. Более того, немецкая конюшня ранее получала предупреждения по поводу температур на грани.

Именно эти уточнения и меняют всю картину – о двойной трактовке регламента речи уже не идет, по-моему, налицо его нарушение. Другое дело, что наказание за оплошность команд (а сомневаться в том, что они просто ошиблись, не хочется), остается на усмотрение судей. Можно считать, что они решили никого не карать поскольку болиды не получали преимущества над соперниками. Хотя Майк Гаскойн, например, озвучил цифру 5-10 л.с., как возможную выгоду от использования более холодного топлива…

Мы уже достаточно рассуждали в этом году на тему «Виноваты ли пилоты, когда правила нарушает команда». Помним, что случаи бывали разные, и слова Мосли о том, что каждый инцидент рассматривается отдельно и возможны исключения из, как правило, обоюдной дисквалификации. Как (яркий пример) случилось в Бразилии в 95-м, когда образцы топлива «Уильямса» и «Бенеттона» не соответствовали ранее поданным в Федерацию. Тогда (правда, уже после апелляции) наказаны были только команды.

На мой взгляд, именно так и должен поступить Совет при рассмотрении протеста «серебряных». Ситуация исключительная, ибо напрямую влияет на исход чемпионата. В этом сезоне уже есть прецедент с признанием вины «Макларена» и индульгенцией для гонщиков с благородной целью невмешательства в их замечательную борьбу. Еще один, возможно менее заметный, случай произошел в самом начале Гран-при Бразилии, и в нем тоже поучаствовала британская конюшня – Льюис Хэмилтон вопреки регламенту использовал два комплекта дождевых шин. Почему-то «Макларен», ищущий сейчас разъяснений по топливно-температурному вопросу, не поинтересовался резиново-количественным. А стоило бы задуматься о том, что если судьи, несмотря на ошибку команды, пощадили претендента на титул ради сохранения интриги, то они и вторично ради имиджа «Формулы-1» могут слегка прикрыть глаза на нарушение. Конечно, команда особо подчеркивает, что Кими честно выиграл, и апелляция не направлена на оспаривание его титула, однако, кто в это поверит? Те, кому нечего выиграть в данной ситуации – «Тойота» и «Ред Булл» хоть и получают очки в случае дисквалификации тройки из очковой зоны, не меняют позиций в чемпионате (но вот Култхард и Трулли поднимаются на ступень выше) – сидят и молчат, протестов не подают. Лучше бы и «Макларен» последовал их примеру, ибо не очень красивы их телодвижения после проигранной драки.