Найти одну десятую
Фото: REUTERS/Michael Dalder
В 2006-м болид F1.06 еще не считался полноценным детищем баварцев, ибо был разработан в основном при старой организационной структуре и являлся модификацией модели 2005 года. Но, несмотря на то, что отделение шасси в Хинвиле и моторостроитель в Мюнхене никогда раньше не сотрудничали, машина была достаточно хороша для двух подиумов в Венгрии и Италии и пятой позиции в Кубке.
К началу прошлого сезона «БМВ» завершила определенный этап расширения швейцарской базы: аэродинамическая труба заработала в три смены, суперкомпьютер по имени Albert получил апгрейд до второй версии, а штат сотрудников вырос до четырех сотен. Легко заметить, что «БМВ» решила сосредоточиться на аэродинамических исследованиях, загружая свой CFD компьютерными симуляциями и круглосуточно работая с моделями в туннеле. Курс вполне верный с учетом того, что развитие двигателя заморожено, шинный поставщик один для всех команд, а аэродинамические изощрения остались практически единственной областью, в которой полет фантазии не был сурово ограничен. Впрочем, все еще впереди. Но о новом регламенте, продвигаемом ФИА, мы поговорим в отдельной статье, как только в сезоне презентаций появится «окно»
Обводы F1.07 были незамысловатыми, но зато в целом конструкция оказалась эффективной и, что сыграло существенную роль, допускала широкий спектр настроек. В результате болид был легко адаптирован к шинам «Бриджстоун» и почти одинаково подходил и мягкому стилю пилотирования Ника Хайдфельда и агрессивному Роберта Кубицы. Провал оппозиции (окружавших «БМВ-Заубер» в 2006-м «Хонды» и «Тойоты») и резкое падение с пьедестала чемпионской «Рено» открыло баварцам путь на третье (а после дисквалификации «серебряных» -- второе) место с первой за всю совместную историю сотней очков. Собственно, в ретроспективе сезон получился для команды несколько «скучным». На их позицию никто не претендовал, а до соперников из «Макларена» и «Феррари» пилоты не дотягивали, как ни старались они квалифицироваться на легкой машине или использовать нестандартную стратегию, предсказывая сэйфети-кары, которых не было.
И ведь подумать только, девять побед «Феррари» или восемь «Макларена» и всего два подиума, которых добился «БМВ-Заубер» в 2007 году (пропасть!), разделяли какие-то 0,1 секунды на километр именно так оценил технический директор немецкой конюшни Вилли Рампф отставание своих автомобилей!
В погоне за этой десятой инженеры создали и сегодня в Мюнхене представили новинку F1.08, которую их босс назвал «радикальной эволюцией». Действительно, за основу взята прошлогодняя модель, но кропотливая работа над его усовершенствованием заметна со всех внешних ракурсов отдел аэродинамики потрудился на славу, сохранив индивидуальный облик автомобиля. В первую очередь бросается в глаза более тонкий носовой обтекатель и сложное переднее антикрыло. Баварцы не стали следовать моде «Макларена» и «Тойоты», взяли за основу один из трех своих вариантов крыла, использовавшихся в прошлом году (то, что квадратной формы), сделали его трехъярусным, более массивным и весьма агрессивным на вид. На передних колесах появились колпаки интересной конструкции, совсем не похожие на те, что предложила в прошлом году Скудерия в них нет наклонной прорези, зато присутствует значительных размеров и пока не ясного назначения «лепесток». Боковые понтоны были несколько пересмотрены, стали более элегантными и довольно узкими, как и кожух двигателя, уменьшая, таким образом, всю конструкцию системы воздуховодов. Задняя часть машины серьезно переработана: это заметно по закрылкам и задней подвеске, к тому же, наверняка, там новый диффузор, который во время церемонии был скрыт от посторонних глаз. Интересно, что болид сохранил «рога викингов», те самые, что исчезли на «Макларене» МР4-22 по ходу прошлого сезона после установки нового заднего антикрыла.
В целом, база F1.08 по сравнению с ее предшественницей стала длиннее на 2 сантиметра (это точные данные, а не прикидки «на глаз») и составила 3130 мм, что всего на 5 мм меньше самой «длинной» прошлогодней «Феррари».
По словам Рампфа, команда проделала огромную работу, стараясь создать автомобиль, который в отсутствие электронных систем помощи пилотам максимизировал бы работу шин, был более устойчивым и менее нервным в поворотах, нивелировал ошибки гонщиков и попытки слишком резкого пилотирования. Кстати, раз уж речь зашла о шинах. Прошлогодняя машина разрабатывалась в условиях очень скудной информации о «Бриджстоунах», теперь же, после целого сезона успешного опыта, «БМВ», разумеется, учла их специфику, так что в области механического сцепления можно с оптимизмом предсказывать прогресс. Аэродинамика, говорят, получилась тоже удачной первые же тесты в аэротрубе превзошли все ожидания конструкторов.
Слабым местом F1.08 может оказаться коробка передач. Собственно, именно проблемы с системой быстрого переключения заставили Хайдфельда и Кубицу в 2007-м четыре раза завершать гонки досрочно. Но если уж трансмиссия работала, то надежность болида была отменной -- на счету баварцев только еще один единственный сход, печально запомнившаяся авария Роберта в Канаде. В этом году коробка должна выдерживать дистанцию четырех Гран-при, и мелькали слухи, что на испытаниях в Мюнхене не все проходило гладко.
Семимильными шагами «БМВ-Заубер» продвигается не только по протоколам королевских автогонок. Ту же философию используют инженеры при введении новинок: команда пока не может себе позволить глубоко прорабатывать каждую мелочь и набирать сотые-десятые с каждым нововведением. Вместо этого, в ход идут решения, которые могут дать сразу серьезное преимущество и большую прибавку в скорости на круге. Если эта тенденция прошлых лет сохранится, можно ожидать от немцев очередного рывка вперед, к той первой победе, которая не материализовалась в прошлом сезоне. Такова цель команды Марио Тайссена, только не следует забывать, что самоустранившаяся в прошлом году оппозиция укрепила ряды: «Хонда» привлекла Росса Брауна, «Рено» вернула Фернандо Алонсо, а «Ред Булл» в помощь Эдриану Ньюи нанял Джеффа Уиллиса и заметно ускорился в последних гонках-07. Оглядываться через плечо, в общем, не помешает
welzevol,
//когда представил «пампушки в гуталине» как-то сделалось не очень хорошо :)//
Главное - не вздумай пробовать!»
Фу... а я уж было хотел :) Даже не знаю как бы догадался если бы ты не одернул :)
Колпак вместе с колесом не вращается. Он сидит свободно. Вращаться ему ничто не мешает. И он вращается сам по себе. Как «типакрутые» колёсные диски у всяких гангста-репперов и подражателей. =)
Задние колпаки? Что-то я таких не припомню. Может, речь идёт об ободах задних колёс, на которые накладка ставится аэродинамическая...
И, как совершенно правильно говорит hornet, подвижные аэродинамические элементы. ФИА по этому поводу выпускала комментарий. Потому что впервые придираться начали именно к насадкакам на обод, тогда сказали, что это часть колеса. А когда колпаки появились - о них было просто сказано, что к ним применяется положение об этих насадках на обод.
При этом демпферы масс признали именно «подвижным аэродинамическим элементом»... =)))
>Ага... свою правильно вставить не можешь уже моей интересуешься)))
Все, не трожь меня - я комплексую... )))
//Че-то я не въезжаю. Мож про разные колпаки говорим. Передний - не вращается, задний - вращается. По поводу переднего даже пересуды шли. С одной стороны, колпак относительно колеса не вращается, но сами передние колеса поворачиваются при движении, а с ними, значит, и колпак движется. Как бы запрещенный подвижный аэродинамический элемент получается. Но ФИА пока молчит//
А ТЫ НАЧНИ ВЬЕЗЖАТЬ. Начни с 1994.
LogiTech steering ;o) ;oP ;o) (from 150$)
ну да да... Была возможность у Култхарда показать себя. Он - вицечемпион. А как тебе тесты Алонцо?
//Остался один вопрос. FcLaren, да, десятая это много. Но я специально дала именно расчет на километр, потому что он наиболее впечатляет. Нам, зрителям, кажется, что это мгновение, но на самом деле оно выливается в полминуты на гоночной дистанции. И в то же время хотелось подчеркнуть, что «БМВ» достаточно близка, чтобы переступить через это отставание за межсезонье. Конечно же, им нужно найти не просто 0,1, +0,1 по отношению к прогрессу соперников... //
;о) Все близки... 0.1 секунда... это много довольно. На прошлой неделе гонялся в Ф-1 2002 компьютерной игре. Пробовал первый сектор пройти за меньше 26.500 секунд на Эрроузе. Хех... получилось с 10 ой попытки.Но не в этом дело. Дело в том, что если я хоть на грамм отойду от ритма езды и «идеальной траектории» то это грозило мне 0.2, 0.5 сек потери уже на 1-ом этом секторе! Поэтому, прежде всего, надо быть очень сильным гонщиком, чтобы смело говорить, что БМВ проигрывает 0.1 сек. Может Ник не так силен? Может компьютер ихний чуть хуже МкЛарен... Ф-1 просто так не поймеш. :о) Более менее правду о Ф-1 сейчас может сказать Берни. Но и то, частично. Все никто не знает!