3 мин.

Баранки с начинкой

Давно прошло то время, когда руль болида «Ф-1» был обычной баранкой с единственной функцией поворота колес. С начала 90-х, с легкой руки Джона Барнарда, инженеры начали выносить туда лепестки переключения передач, различные регуляторы и кнопочки. Дисплеи, на которые выводилась информация, росли в размерах, показывали все больше данных, а рули стоили все дороже. В этом году дизайн «пятого колеса» с одной точки зрения упростился – вместо индивидуальных экранов команды теперь используют маленький дисплейчик от компании MES, что поставляется вместе со стандартным ECU. С другой стороны – усложнился, ибо вместо одной кнопки с надписью «ТС» (трэкшн-контроль) появились новые переключатели, призванные помочь пилоту компенсировать отсутствие электронного помощника.

С помощью форумов Autosport удалось разобраться в функциях, которые скрываются почти за всеми кнопками на руле F2008 – нового болида «Феррари».

1. Полоска из 15 LED индикаторов (по 5 зеленых, красных и голубых) сигнализирующая обороты двигателя. С их помощью пилот определяет точный момент переключения передачи, причем последовательность загорания сигналов настраивается на его вкус. Например, Кими предпочитает стандартную сигнализацию слева направо.

2. Многофункциональный дисплей: в центральном окне отображается текущая передача, справа может показываться текущая скорость, слева -- информация о времени на круге. С помощью кнопок «3», которые перебирают различные опции меню, пилот может просматривать и другую полезную информацию, скажем, температуру масла, воды, давление, или уровень топлива. Треугольные лампочки по бокам оповещают гонщика о флагах на трассе (зеленые, желтые и голубые) – недавнее нововведение ФИА.

Табло 1-2 является стандартным блоком PCU-6C, поставляемым компанией Mclaren Electronics Systems (MES) вместе с универсальным блоком управления двигателем. Сама команда «Макларен» раньше предпочитала крепить это табло как приборную панель на краешек кокпита, мотивируя тем, что так легче читать информацию во время прохождения круга. «Феррари», как видно, решила включить его в компоновку руля.

3. Кнопки переключения между различными меню.

4. Лимитатор скорости на пит-лейн.

5. Регулировка уровня оборотов двигателя. Но не более 19 тыс. оборотов в минуту.

6. Радиосвязь с боксами.

7. Регулятор чувствительности педали газа. Это новая функция, по-видимому, призванная в некоторой степени компенсировать отсутствие трэкш-контроля.

8. Управление смесью топлива.

9. Включение масляного насоса.

10. Кнопка выключения двигателя (во время гонки не трогать!)

11. Новый регулятор мощности двигателя в зависимости от типа шин и условий на трассе. В отсутствие трекшн-контроля пилот сам будет выставлять его в положение, соответствующее сухим или мокрым (экстремальным) условиям.

12. Запасное радио (чтобы было не скучно, когда основное откажет).

13,14,16. Управление дифференциалом на входе в поворот, в середине виража и на выходе.

15. Управление сцеплением (честно говоря, эта функция мне не совсем понятна).

17. Форсирование движка на короткий промежуток времени: изменяется смесь топлива для достижения максимальной отдачи, например во время прохождения квалификационного круга.

18. Выбор нейтральной передачи (Льюису Хэмилтону такую кнопку надо заблокировать).