14 мин.

Ташкент на день стал столицей мировых гонок – в гости за наградами приехала «Формула-1» и не только!

Новая постсоветская локация открыта. 

Актуальный тренд мирового спорта на мероприятия в не самых очевидных регионах, похоже, добрался до Международной автомобильной федерации. Подтверждением тому стала итоговая гала-церемония ФИА, которую 12 декабря принял Ташкент, прежде ни разу не попадавший на радары топовых гонок!

И хотя постсоветское пространство выбирают под столь значимое событие не впервые – до столицы Узбекистана, в 2023 году итоги сезона подводили в Баку, а в 2018-м автоспортивный бомонд собирался в Санкт-Петербурге (где «гвоздем программы» стал веселый загул Кими Райкконена) – Ташкенту первому выпала честь принять престижный ивент среди городов Центральной Азии. И это при том, что в республике толком нет ни одной гоночной трассы! Не говоря уже о своих командах и пилотах-профи.

Каким же получился визит «Формулы-1» и других гоночных звезд в ближайшее к России зарубежье?

Ташкент принял заодно и генассамблею ФИА. «Cуперконкурентные» выборы выиграл бен Сулайем, перед этим получивший орден от президента

Помимо чествования призеров и победителей чемпионатов мира под эгидой ФИА в Ташкенте также прошла генеральная ассамблея самой федерации, где на второй срок был переизбран ее действующий президент Мохаммед бен Сулайем. Выборы получились безальтернативными из-за непреодолимого барьера при регистрации (придуманного нынешней администрацией) – от кандидатов требовалось предоставить список своих вице-президентов из числа представителей Всемирного совета по автоспорту (WMSC), причем обязательно от 7 регионов. Но об этом стало известно, когда управленческий орган уже был сформирован и от Южной Америки в нем оказался только один представитель – Фабиана Экклстоун (жена экс-супремо «Ф-1»), поддержавшая бен Сулайема.

Тем не менее даже без конкуренции дубаец не смог собрать все голоса, получив 91,5 процент поддержки.

В Ташкенте у переизбранного босса мирового автоспорта помимо ассамблеи и гала была насыщенная программа. Еще 9 декабря накануне всех мероприятий он встретился с президентом республики Шавкатом Мирзиёевым, от которого за «личный вклад в развитие сотрудничества и популяризацию автоспорта» получил орден «Дустлик» (дружбы – Спортс’‘) – высшую награду страны для иностранцев.

Мохаммед бен Сулайем на встрече с Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым (второй справа)

На переговорах кроме прочего обсуждалось развитие в Узбекистане автоспорта на всех уровнях – от инфраструктуры до гоночных кадров. Пока что дела с этим в стране обстоят не очень: нет стационарных автодромов, кроме полузаброшенного полигона еще советского НАМИ в Пскенте, а из пилотов в международных соревнованиях – лишь несколько картингистов и один участник в итальянской «Ф-4», выступающий там больше трех лет.

«Отмечена важность тесного сотрудничества в развитии всего спектра автомобильного спорта в нашей стране – от картинга до гонок формульного типа. Особое внимание уделено вопросам содействия федерации в подготовке узбекских пилотов, картингистов, инженеров, конструкторов и механиков, а также проведения международных соревнований под эгидой FIA, в первую очередь этапов «Формулы-1», – говорится в официальном пресс-релизе властей Узбекистана по итогам встречи Мирзиёева с бен Сулайемом.

Заявление стало поводом для громких заголовков СМИ о том, что Узбекистан скоро проведет свой Гран-при «Формулы-1». Однако гонку, если она и состоится, следует ждать не раньше чем через 5-6 лет – именно на столько по данным ФИА рассчитана стратегическая программа по развитию автомобильных дорог и в том числе гоночных объектов в Узбекистане. При этом можно предположить, что речь скорее всего будет идти о «городской» трассе – косвенно это подтверждает визит узбекского представителя на Гран-при Сингапура в этом году.

Главная звезда вечера – Леклер! Приехал по приглашению властей, хотя даже ничего не выиграл. В Узбекистане он уже почти свой

После всех формальностей Мохаммед бен Сулайем присоединился к звездам «Формулы-1» и других гоночных серий, которых в минувшую пятницу в Ташкенте было в избытке. Например, глава ФИА поводил по гламурным интерьерам за ручку Шарля Леклера, прибывшего одним из первых в Узбекистан.

Что Шарль, не попавший в тройку призеров, забыл на церемонии награждения ФИА? Во-первых пилот «Феррари» должен был вручить призы в двух номинациях, а во-вторых в Ташкент его пригласили на самом высшем уровне, а именно зять президента Узбекистана и первый зампред Национального Олимпийского Комитета Отабек Умаров. Вот, он лично встречает Леклера в аэропорту.

К бизнес-джету, на котором прилетел монегаск, специально пригнали красный «Феррари».

Шарль, как и большинство пилотов, прилетел не один – в Ташкенте его сопровождала невеста Александра Сен-Мле.

Пару встречали с цветами. Букет для Леклера оказался больше чем его девушке
Но это не помешало монегаску раздать автографы в лобби гостиницы

Кроме Александры в компании гонщика был замечен Энцо Феррари младший – внук основателя скудерии.

Перед гала-вечером все трое гуляли по достопримечательностям, а Шарль с Энцо еще успели поиграть в шахматы.

Вообще у «Феррари», занявшей лишь 4-е место в Кубке конструкторов «Ф-1», была едва ли не самая большая делегация – позднее на церемонии к ней присоединился сам Пьеро Ларди-Феррари, которому вручили почетный приз. Это вызвало волну шуток в сети о том, что итальянцы приехали всем составом отпраздновать победу своей команды в чемпионате мира по гонкам на выносливость WEC, которую тоже награждали в тот вечер.

Но скорее всего местные власти просто симпатизируют легендарной марке и прежде всего самому Шарлю. В Узбекистан монегаск приезжает уже второй раз – до этого был внезапный визит зимой 2024 года по приглашению местной автомобильной федерации. Тогда Леклер побывал на открытии торгового молла в Ташкенте и отдохнул на горнолыжном курорте Амирсой неподалеку от столицы.

Можно сказать, что Шарль уже почти стал своим для местных. Вот, он с девушкой позирует в традиционном узбекском интерьере:

А тут в заведении с более континентальным стилем ждет, когда его угостят местной водкой. Куда же без нее, если оказался в бывшей советской республике!

Александра по-видимому начала проникаться колоритом вслед за женихом и примерила платье из знаменитой местной ткани хан-атлас.

Кто знает возможно такими темпами Шарль станет амбассадором будущего Гран-при Узбекистана.

«Макларен» прилетел всей командой на одном джете. Норрис не сдержал мат, получая приз, бен Сулайем нахлобучил чемпиона «Ф-1» как школьника

Делегация «Макларена» возможно и уступала «Феррари» по численности, но зато в Ташкент летела с боссом «Формулы-1» Стефано Доменикали. По пути они постили счастливые фото из салона самолета, где помимо итальянца, Зака Брауна, Ландо Норриса, Оскара Пиастри, присутствовали еще девушки обоих пилотов, а также Андреа Стелла с женой.

И это без учета сопровождающих. Так, девушка новоиспеченного чемпиона «Ф-1» Маргарида Корсейру привезла с собой в Ташкент личных стилистов, которые готовили ее вечерний лук. 

Само же награждение главных героев вечера превратилось в бенефис «Макларена»: занявший третье место Макс Ферстаппен в Ташкент не поехал из-за гриппа (хотя на следующий день был замечен во время прогулки в Монако), прислав только видеообращение, и на сцену никто из представителей «Ред Булл» больше не поднялся.

Поэтому Ландо получал свой приз в виде серебряного «болта» стоимостью полмиллиона евро, что называется в «семейном кругу»: в присутствии боссов «Макларена» и «формульной» команды, напарника, президента ФИА и премьер-министра Узбекистана.

Вероятно все это так растрогало Норриса, что свою речь он произносил с нарушением всех формальностей – поворачиваясь к залу спиной, засунув руку в карман и случайно матюгнувшись, когда говорил о «проблемах и [провалах]» команды по ходу сезона. В ответ на это бен Сулайем пошутил, что хотел бы оштрафовать Ландо на 5000 евро за мат, но решил, что деньги еще понадобятся парню на новую прическу. Дело в том, что когда Норрис вышел на сцену президент ФИА первым делом по-отечески хорошенько взъерошил ему волосы.

Интересную интерпретацию такого поведения бен Сулайема предложил автор телеграм-канала Pit Lane Walk Кирилл Любимов:

«Есть неожиданная версия о происхождении такого поведения Бен Сулайема. Возможно все дело в его сыне – Саифе. Саиф был гонщиком, не самым успешным, мягко говоря, но был. В 2017 году он принимал участие в сезоне «Ф-4» в ОАЭ, где гонялся против Оскара Пиастри и Логана Сарджента. Карьера особо не пошла и он ее в итоге закончил. Но главный момент в том, что два года назад Саиф погиб в автокатастрофе и это стало огромной трагедией для семьи и Мохаммеда лично.  Возможно отсюда такое немного панибратское отношение к пилотам «Ф-1» – может быть он в них видит своего сына, тем более, что некоторые из них с ним даже гонялись. И радуется за них также как за своих сыновей».

Награждение гонщиков проводили на крупнейшем в Центральной Азии катке. Местную культуру передали через музыку и банкет с пловом

Местом проведения гала-церемонии ФИА стал ледовый дворец «Хумо Арена» – крупнейшая площадка такого формата в регионе.

Арена названная в честь мифической птицы (своеобразный аналог Феникса у народов Ирана и Центральной Азии) рассчитана на более чем 12 тысяч зрителей и служит домашним стадионом сразу нескольких местных хоккейных команд.

Так она выглядит в дни матчей:

А так ее преобразили к церемонии, поставив победные болиды ведущих чемпионатов ФИА, включая «Формулу-1», «Формулу Е», WRC и WEC:

За национальные мотивы по ходу вечера отвечал местный танцевальный ансамбль с музыкантами, игравшими на характерных вытянутых дудках «карнай» и бубнах «дайра» – традиционных узбекских инструментах.

В аутентичном стиле был также оформлен банкетный стол:

Насколько можно судить по фотографиям гостям подавали плов, кебабы и большое количество свежих овощей с зеленью.

Российская делегация тоже была на вечере! Без топового картингиста, но с Петровым и Сироткиным

Несмотря на текущие ограничения отечественных гонщиков и команд на мировых стартах гала-вечер ФИА посетили в том числе представители России. За рамками главной церемонии были награждены «рейдовики» Сергей Ременник и Алексей Игнатов, чей экипаж взял Кубок мира по бахам в зачете Challenger и «бронзу» абсолюта.

При этом чемпиона мира по картингу KZ2 Максима Орлова в Ташкент наоборот не позвали. Решение организаторов объяснила в своем канале First Place журналистка Мария Мельникова.

«Я связалась с мамой Максима, и она сказала, что сегодня в Ташкенте награждали «заводские» классы, к которым KZ2 не относится. Церемония, на которой Макс получит свою заслуженную награду, состоится 10 января в Париже».

Зато мероприятие посетил первый русский в «Формуле-1» Виталий Петров. Год назад Петров стал генеральным директором «СМП Рэйсинг» – команды, на базе которой нынешний глава российского автоспорта Борис Ротенберг управляет гонками в стране. С ним в Ташкент приехал и Сергей Сироткин, занимающий должность вице-президента Российской Автомобильной Федерации.

В интервью пресс-службе «СМП» Петров не стал раскрывать подробности поездки, сообщив лишь о ряде «важных встреч» на полях генассамблеи ФИА.

«Мы провели ряд важных встреч. В частности, с представителями ФИА и с представителями автоспортивной федерации Узбекистана. Со всеми пообщались тепло и искренне, разработали планы по дальнейшему взаимодействию».

В любом случае пропускать мероприятие с таким представительством и к тому же в одной из ближайших стран для россиян было бы странным. И если прошедшая в Ташкенте церемония не станет очередной пустой тратой на гламур, а задаст реальный импульс для развития гонок в соседнем регионе, то опыт нашего автоспорта будет здесь очень кстати.

Фотографии: FIA, uzembassy.ru, НОК Узбекистана, соцсети, Mysportedit/Wikimedia Commons; Yann Lefebvre/Keystone Press Agency/Global Look Press; East News/Yann Lefebvre / Benji / DPPI via AFP