Эпатажный босс команды «Ф-1» быстро слил новичка ради «гоночного Месси» – у того море спонсоров
Спустя два месяца после старта сезона в «Ф-1» произошло громкое, хотя и предсказуемое событие: Джек Дуэн (на фото ниже) потерял место основного пилота «Альпин» – вместо австралийца со следующей гонки (16-18 мая в Имоле) поедет аргентинский пилот Франко Колапинто.

Положение сына великого мотогонщика изначально выглядело шатким: всю зиму сыпались инсайды о том, что Дуэн вряд ли дотянет до конца сезона – в предсказаниях отличались только сроки высадки – и еще до предсезонных тестов поговаривали, что Джеку гарантировали участие только в первых пяти-шести гонках. Другие уверяли, что он продержится до лета.
Исполнительный советник и фактический глава «Альпин» Флавио Бриаторе сильно хотел посадить в болид Колапинто, который ярко проявил себя во второй половине сезона-2024. Неприметный пилот из «Формулы-2» заменил в аутсайдере «Уильямсе» провалившегося Логана Сарджента и уже во второй гонке оказался в очках.
А еще за его спиной много спонсоров из Латинской Америки.
В напористости Бриаторе в целом нет ничего удивительного. Итальянцу свойственны резкие решения по замене гонщиков, если на горизонте видна перспективная альтернатива – и не столь важно, как выступает при этом потенциальная жертва.

Самый известный пример – конфликт в «Рено» между Флавио и Ярно Трулли, который в 2004-м проводил лучший сезон в карьере, стабильно финишировал в топ-5 и даже выиграл Гран-при Монако (это его первая и единственная победа).
Однако рядом был пока еще не такой опытный, но более перспективный Фернандо Алонсо – и Бриаторе делал ставку именно на испанца. Дошло до ссоры: Трулли отказался от Флавио как от менеджера, его результаты необъяснимо упали, а сам шеф «Рено» выкинул пилота из команды за три гонки до конца сезона.
Дуэну не повезло попасть в «Альпин» в эпоху хаоса: контракт с пилотом согласовывало старое руководство команды, а с приходом Бриаторе планы по второму пилоту резко изменились. Более того, странные события в «Альпин» не ограничились рокировкой гонщиков. За день до понижения Джека команду покинул ее руководитель Оливер Оукс.
Что это все значит и почему так вышло?
Появление Дуэна в «Ф-1» – почти случайность. Команда просто не нашла варианта лучше

Как вообще Джек попал в «Альпин»? После картинга сын пятикратного чемпиона мотогонок в классе 500сс Мика Дуэна довольно быстро оказался в молодежной программе «Ред Булл», вместе с которой пробрался через юниорские серии (в азиатской «Ф-3» даже покатался за «Хайтек» – команду Оукса). Однако к 2022-му Дуэн решил покинуть систему «быков».
Причин было несколько: слабое взаимодействие с руководством, мало возможностей и слишком плотная борьба за место в «Ф-1» – где о главной команде с лидером в виде Макса Ферстаппена, казалось, и вовсе можно было и не мечтать. Фаворитом тогда считался Деннис Хаугер, а советник «Ред Булл» Гельмут Марко постоянно пополнял программу потенциальными талантами.
Тогда-то Джек и связался с «Альпин». Он попал в их воссозданную академию, где до этого числился только один пилот – Оскар Пиастри. За год положение команды резко пошатнулось: французы не захотели продлевать Фернандо Алонсо на долгий срок (предлагали краткосрочные контракты), чтобы в будущем подписать Пиастри – испанцу это не понравилось, и он выбрал «Астон Мартин».
И вот незадача! Едва «Альпин» объявила о контракте с Оскаром, как тот мигом опроверг новость в соцсетях (ему не нравилось, что его формально держали без контракта полгода). Дальше был суд, поражение французов и уход Пиастри в «Макларен».
Такая суматоха значительно повысила ценность Дуэна: он стал резервистом и тест-пилотом, а также фактическим кандидатом на место в «Ф-1» – при отсутствии какой-либо конкуренции.
И в 2024-м Джеку несказанно повезло: «Альпин» страстно желала подписать Карлоса Сайнса, который потерял место в «Феррари» из-за прихода Хэмилтона. Однако испанец был очень избирателен и явно не оценил бардак последних лет в Энстоуне (кроме нелепой потери талантливых пилотов «Альпин» отметилась несколькими сменами руководства всего за год и закрытием моторного подразделения).
Получилось, что Джек остался единственным вариантом – и, на первый взгляд, не самым плохим.
Сильная сторона австралийца – работа с инженерами. Они восхищались его обратной связью, а на прошлогоднем Гран-при Монако Дуэна и вовсе назвали «невоспетым героем»: после неудачной пятницы он проработал всю ночь на симуляторе и нашел настройки, которые помогли Пьеру Гасли финишировать 10-м после тяжелейшего старта сезона.
№7 оказался настолько трудолюбивыми и крутым в плане фидбека, что даже в этом сезоне – по данным The Race – инженеры заступались за него перед Бриаторе. Но уже с первой гонки Джек ощутил невероятное давление и начал ошибаться: сход на первом круге в Австралии, несколько штрафов и глупейшая авария в первой практике на «Сузуке» (как писал AMuS, Джек попробовал пройти поворот с открытым DRS, ведь такое сработало в симуляторе) – все это явно играло не в его пользу.
Оправдания в виде первого сезона в «Ф-1» и огромного прессинга не работали – по крайней мере, для Флавио.
«Я слышу разговоры о давлении, но если ты хочешь выступать в «Ф-1», то всегда будешь под давлением… Так что если мне говорят, что пилот ощущает давление из-за того, что есть другой гонщик, который может занять его место, – я ожидаю, что это станет мотивацией добиваться хорошего результата.
Дуэн? Когда я пришел в команду, с ним уже был подписан контракт. Я ни на что не влиял. Но я чувствую, что Дуэн испытывает давление, однако не придаю этому значение – потому что он выступает в «Формуле-1». Если пилот хорошо справляется, то нет никаких проблем. Посмотрим, как сложатся следующие гонки, и оценим их результаты. […]
Но я не принимаю утверждения о том, что проблема заключается в давлении. Ты попадаешь в «Ф-1» – здесь все под давлением.
Давление испытывают те, кто работает в «Фиате» за 2500 евро в месяц или даже меньше… Вот они находятся под давлением», – заявил Бриаторе по ходу недавнего этапа в Майами, после которого Джек узнал о своем уходе.
С такой риторикой неудивительно, что Дуэна в итоге вернули в резервисты. Трагично ли это? Не совсем. Несмотря на то что он опередил Гасли в квалификации к гонке в Майами, это единственная чистая победа Дуэна над напарником. В остальном же Пьер был в среднем быстрее на 0,3 секунды.
Джек – отличный тест-пилот, но как основной гонщик… Возможно, даже через несколько гонок прогресс был бы едва заметным.
Бриаторе как будто обожает Колапинто – но дело совсем не в скорости

После подписания аргентинца на роль резервиста «Альпин» Мария Катаринеу – менеджер Колапинто – рассказывала:
«Бриаторе, как и всегда, был очень настойчив, и последние несколько недель получились весьма напряженными.
Соглашение было достигнуто, потому что каждая сторона смогла получить то, что хотела: Флавио подписал контракт с Франко, а босс «Уильямса» Джеймс Воулз дал Франко шанс выступать в гонках, ведь основные пилоты «Уильямса» заключили с командой долгосрочные контракты.
Бриаторе заприметил Франко с момента его дебюта в «Формуле-1». В тот день, когда мы впервые общались, он сказал мне: «Я вижу талант и хочу заполучить этого парня».
Флавио внимательно следил за всеми гонками, смотрел за развитием Франко по ходу тех девяти Гран-при, что он успел провести».
На деле впечатления от выступления Франко получились смешанными. С одной стороны, он смог дважды добраться до очков на одном из самых медленных болидов пелотона – после последних мест Сарджента такое казалось героизмом.
Но с другой, были и провалы. Например, в Бразилии он дважды разбил машину – в гонке и в квалификации к ней:
Дело, конечно, не только в сложных погодных условиях. У Колапинто было мало времени, чтобы проявить себя – потому он атаковал изо всех сил и местами перебарщивал. Да и пришел Франко без нормального опыта: до этого провел в «Ф-1» всего одну практику и пост-сезонные тесты в 2023-м.
«Когда я был молодым, то никогда не знал, приму ли участие в следующей гонке, если не справляюсь с текущей, или если попаду в аварию, или если случится еще что-нибудь. У меня не было раньше аварий – мои практически первые произошли в «Ф-1»! […]
Представьте: мне пришлось перейти в «Ф-1» без подготовки. У меня была только одна практика в Сильверстоуне, а потом я отправляюсь в Монцу на полноценный уик-энд, практически без километража за рулем болида «Ф-1».
Мне пришлось с ходу показывать результат – необходимо немедленно адаптироваться и продемонстрировать высокую скорость. Я сталкивался с этим в каждой категории. Я знаю, что могу с этим справиться, так что это не так трудно, как выглядит – ведь такова вся моя жизнь», – говорил сам Франко.

Звучит круто, но все же однозначных выводов о потенциале Колапинто пока не сделать.
Если вдруг в «Альпин» его попросят поменьше атаковать и рисковать, то еще неизвестно, удержит ли Франко темп – ведь его аварии уже сыграли против него. Именно из-за них образ аргентинца подпортился, и в «Ред Булл» отказались от идеи пригласить его к себе.
Тем не менее у Колапинто есть весомый аргумент в пользу своей кандидатуры – мощные спонсоры и латиноамериканский рынок! Еще во время его зимнего оформления в резервисты «Альпин» на сайте команды появился логотип Mercado Libre – платформы для онлайн-продаж, которую в 2023-м журнал Time включил в список 100 самых влиятельных компаний.

У Франко вообще приличный список спонсоров. Помимо Mercado Libre, среди крупнейших:
● Globant – компания по разработке программного обеспечения и IT-партнер «Ф-1»;
● YPF – нефтегазовая компания, контролируемая правительством Аргентины;
● Motorola;
● В случае чего пилота поддержит Аргентинский автомобильный клуб.
А еще сами аргентинцы без ума от соотечественника.
Когда Франко не хватало средств на переход в «Ф-2», болельщики запустили в соцсетях хэштег #FranColapintoaF2 («Колапинто в «Ф-2») – тогда-то спонсоры и пришли на выручку, а вместе с ними гонщика поддержали местный стример Coscu с 4 млн подписчиками и продюсер BZRP, который помог Шакире записать песню против бывшего мужа Жерара Пике.
Колапинто стал для Аргентины кем-то вроде самого Лионеля Месси – хотя сам Франко пытается избегать таких сравнений:
«Очень сложно чувствовать себя как Лео Месси, но иногда я вижу, что [болельщики] сравнивают, и я отвечаю: «Ребята, вы с ума сошли», ведь Месси как бог, и я говорю: «Нельзя меня сравнивать».
Но в «Ф-1» 23 года не было пилота из Аргентины, так что многие аргентинцы счастливы, это особенный момент для них и для меня. Это прекрасный способ завершить все эти годы без гонщика из нашей страны».
В общем, интерес Бриаторе к Колапинто можно понять – хотя им лучше отдельно проговорить детали касательно публичных выступлений. А то получится, как с недавним случаем, когда Франко назвал Уругвай аргентинской провинцией и позже объяснил в соцсетях, что это глупость и было сказано в шутку в рамках подкаста в кругу друзей.
Руководитель «Альпин» ушел накануне объявления о замене: возможно, ему не понравилось решение о пилотах – но, вероятнее, дело в проблемах с полицией

Череда резких увольнений в руководстве привела к тому, что с середины 2023-го французскую команду временно возглавлял ее вице-президент Брюно Фамен. Чуть меньше чем через год к нему приставили Бриаторе – в странно именуемой роли исполнительного советника.
«Он босс», – коротко прокомментировал назначение итальянца CEO «Рено» Лука де Мео.
Позже Фамен ушел управлять автоспортивным подразделением «Рено», а на его место поставили Оливера Оукса – главу команды «Хайтек» из «Ф-2» и «Ф-3».
«Команда знает, что она делает, ей просто нужен некий лидер, нужна поддержка. И я думаю – я скажу это, ведь ответственность лежит на моих плечах – так вот я думаю, что сейчас в команде есть четкое видение и четкое руководство в лице меня и Флавио. Мы полны решимости.
И я думаю, что это самое главное, что я хотел привнести сюда. Чувство, что есть тот, кто готов вкалывать ради команды, оказывать ей поддержку и указывать направление, в котором она нуждается. Перед началом работы это было моим единственным видением», – заявлял тогда Оливер.
Не прошло и года, как Оукс ушел из «Альпин» – и, похоже, дело в том, что британец напрасно поставил себя на один уровень с Бриаторе.
Все последние ключевые решения – часть стратегии большого босса, но никак не руководителя команды. Закрытие моторного подразделения, погоня за Колапинто, понижение Дуэна – все это Флавио (и руководство «Рено» в случае с моторами), но никак не Оливер. Оукс выполнял задачу проводника: объяснял прессе суть процессов, творимых исполнительным советником.
Как подчеркнули в The Race, такое положение явно не устраивало британского менеджера, который имел свои планы на «Альпин».
К примеру, он пристроил на должность резервиста Пауля Арона – откатавшего прошлый сезон «Ф-2» за «Хайтек». И хотя его все еще называют кандидатом на место в «Альпин» в случае провала Колапинто, верится в это с трудом – скорее Бриаторе найдет другой, подходящий именно ему вариант на стороне.

В «Альпин» уже попытались объяснить внезапный уход Оукса.
«За последние 24 часа было сказано очень много всего, – отметил Флавио, – люди ошибочно связывали решение Олли покинуть пост руководителя команды с якобы имевшимися у нас разногласиями и тем, что мы по-разному видели будущее команды.
Все это неправда и очень далеко от истины. У нас с Олли хорошие отношения и мы разделяли долгосрочные амбиции в стремлении двигать эту команду вперед.
Мы с уважением отнеслись к просьбе Олли подать в отставку, и, соответственно, приняли ее. Причины ухода Оукса из «Альпин» не связаны с командой и носят личный характер».
На первый взгляд момент для такого заявления подобран неудачно. Оукс неожиданно покидает должность, накануне ухода пилота, которого он защищал – как-то слишком жирно для простого совпадения, не так ли?
Но тут есть очень важный нюанс. Как сообщил The Telegraph, в прошлые выходные задержали брата ушедшего шефа Уильяма Оукса – при перевозке «крупной суммы наличных денег». Как и Оливер, Уильям – директор Hitech Global Holdings, которой принадлежат гоночные команды «Хайтек». По ходу Гран-при Майами бывший руководитель «Альпин» отказался комментировать произошедшее, и теперь его точное местоположение неизвестно – по данным издания, он отправился в Дубай.
Так что велика вероятность, что разногласия с Бриаторе тут вторичны. У Олли есть более серьезные проблемы.
У Бриаторе есть цель – и способы достижения его не волнуют

«Мы знаем, что сезон-2026 [когда поменяется регламент] будет чрезвычайно важным для команды, поэтому было бы правильно провести полную и справедливую оценку наших гонщиков в этом сезоне, чтобы как можно лучше реализовать наши амбиции в следующем году», – объяснил замену пилотов Флавио.
В 2026-м «Альпин» перейдет на моторы «Мерседеса» – и если верить многочисленным инсайдам, это пока самый перспективный двигатель нового регламента. Бриаторе с самого прихода в команду заявлял, что уже со следующего года ждет от нее подиумов и побед: в случае подтверждения слухов это вполне может стать реальностью.
Тогда можно было бы сказать, что действия Флавио в некоторой степени логичны: за пять гонок он проверит ту самую способность Колапинто к быстрой адаптации, сравнит подход аргентинца с технической чуйкой Дуэна – и так выявит лучшего.
Вот только, опять же, гоночный темп волнует босса «Альпин» не так сильно, как может показаться.
«Я пришел к выводу, что Бриаторе наняли, чтобы продать «Альпин» (все подразделение) в течение пары лет, после того как он попытается повысить ее цену, – писал авторитетный инсайдер Джо Сейвард. – Надеюсь, на этот раз он не станет приказывать пилотам устраивать намеренные аварии [как в случае с Пике-младшим в Сингапуре в 2008-м]. Не уверен, что я хотел бы работать там, но, видимо, босс «Рено» Лука де Мео думает, что Бриаторе станет магнитом для талантов.
Честно говоря, будь я сотрудником «Альпин», послал бы резюме в «Астон Мартин», «Уильямс» или «РБ» [сейчас «Рейсинг Буллз»], которые участвуют в «Ф-1» и активно нанимают людей. Я пишу это, зная, что каждую неделю в вышеупомянутые места приходят десятки резюме. Так что первая задача Бриаторе – покончить с этим гниением. Удачи…»
Пару лет назад компания как раз продала 24% акций консорциуму инвесторов, среди которых Райан Рейнольдс и Энтони Джошуа.
Привлечение Колапинто – лишь еще один способ набить цену. Куча спонсоров повышает интерес к команде, целый новый рынок открывает пути для маркетинга. Никакой гоночной составляющей здесь не чувствуется. Флавио просто работает на будущую продажу «Альпин», а нынешнее условие в пять гонок может оказаться формальностью – видимо, в команде решили так скрасить неприятное понижение Дуэна (смотрите, мы поставили обоих в равные условия).
Теперь Бриаторе совмещает две должности: после ухода Оукса к работе исполнительного советника добавилось прямое управление командой. Скорее всего, это временное решение – Флавио некогда регулировать внутренние процессы и следить за состоянием коллектива. У него есть планы и направление – осталось найти только того, кто будет помогать их реализовывать. Причем помогать беспрекословно: делать так, как скажет босс.
Получится ли быстро найти такого человека и получится ли вообще – вопрос. Нынешняя «Альпин» – вероятно, одно из самых непривлекательных рабочих мест в «Ф-1». С непредсказуемым боссом в лице Бриаторе и сомнительным владельцем в виде «Рено». Интересно, кто вообще согласится стать их марионеткой?
Что еще почитать о делах в «Альпин»:
Худший завод «Ф-1» признал крах: добил отдел моторов. Дальше – продажа команды?
В «Ф-1» внезапный дебютант: сын легенды MotoGP. Ради его тестов выгнали бывшего лидера
«Рено» купит моторы «Мерседеса» в «Ф-1». Хватит смеяться – это последний шанс на успех!
Фото: Gettyimages/Rudy Carezzevoli / Stringer, Clive Rose / Staff, Mark Thompson / Staff