13 мин.

Как ухаживать за тормозами мотоцикла: чистка и замена жидкости

Содержание

Уход за тормозами мотоцикла включает в себя своевременную замену тормозной жидкости, регулярную чистку компонентов, их проверку. Это поможет поддерживать тормозную систему в отличном состоянии, что придаст комфорт при езде и обеспечит безопасности. Мы расскажем в этой статье подробнее о всех составляющих для правильного ухода.

Как ухаживать за мотоаккумулятором? Зарядка, эксплуатация, хранение

Почему важно правильно ухаживать за тормозами мотоцикла?

Пренебрежение уходом за тормозами может привести к их отказу в критический момент, что создаст угрозу для жизни водителя и окружающих людей. Поэтому важно следить за ее состоянием и проводить регулярное техническое обслуживание.

Влияние грязи, воды и износа на эффективность тормозов

Грязь, вода и износ могут значительно ухудшить эффективность работы тормозов мотоцикла. Попадая на них, они снижают их сцепление. Это приводит к ухудшению торможения и неравномерному износу колодок и дисков. Регулярно очищайте механизмы от грязи, особенно после езды по бездорожью или в плохих дорожных условиях.

Вода может попасть на диски и колодки, особенно во время дождя или после мойки мотоцикла. Это временно ухудшает торможение, так как вода уменьшает трение между колодками и диском. Может появиться коррозия металлических деталей (например, суппортов или дисков). После попадания воды на тормоза просушите их, многократно плавно нажав на тормоз.

Со временем колодки и диски изнашиваются. Регулярно проверяйте их толщину (минимальная толщина указана в руководстве по эксплуатации). Тормозная жидкость также может терять свои свойства из-за попадания влаги или грязи.

Чем грозит плохая тормозная жидкость и грязные тормозные диски?

Они могут серьезно ухудшить работу тормозов, что создаст риски для безопасности вождения и увеличивает износ деталей.

Это может привести к следующим последствиям:

  • Снижается эффективность торможения. Ухудшается передача усилия, что увеличивает тормозной путь.

  • Неравномерно изнашиваются колодки и диски, что приведет к шуму при торможении и появлении борозды на дисках.

  • Образуется коррозия. Это может привести к заклиниванию тормозов или утечке жидкости.

  • Откажут тормоза. В критических случаях из-за коррозии или закипания жидкости, они могут полностью отказать.

Как часто нужно обслуживать тормозную систему

Грязь, вода и износ – это естественные факторы, но их влияние можно минимизировать, если своевременно обслуживать тормозную систему. Это не только улучшит торможение, но и обеспечит вашу безопасность на дороге. Частота обслуживания зависит от условий эксплуатации, стиля езды и рекомендаций производителя. Осматривать мотоцикл нужно всегда перед ездой, проверяя там работу тормозов, уровень тормозной жидкости и визуально осмотрев диски и колодки на наличие трещин, загрязнений и износа. А менять тормозную жидкость желательно 1 раз в 1-2 года, так же как и проводить полную диагностику всей тормозной системы.

Как проверить состояние тормозов перед обслуживанием?

Перед обслуживанием тормозной системы мотоцикла важно провести тщательную проверку ее состояния. Это поможет выявить потенциальные проблемы и определить, какие работы необходимо выполнить.

Признаки износа тормозных колодок

Износ колодок – это естественный процесс, но важно вовремя его заметить, чтобы избежать ухудшения торможения и повреждения других компонентов тормозной системы.

Вот основные признаки износа колодок:

  • Уменьшение толщины колодок. Толщина фрикционного материала (накладки) колодки менее 2-3 мм. Минимальная толщина обычно указана на самой колодке или в руководстве по эксплуатации.

  • Металлический скрип или визг. Когда фрикционный материал стирается до критического уровня, металл начинает касаться диска, вызывая характерный звук.

  • Вибрации или биение при торможении из-за неравномерного контакта с диском.

  • Трещины или отслоение фрикционного материала.

  • Загорание индикатора износа (если такой датчик имеется).

  • Появление металлической стружки или пыли.

Как определить, что тормозная жидкость нуждается в замене

Основные признаки, которые помогут определить, что жидкость нуждается в замене:

  • Цвет. Она должна быть прозрачная или слегка желтоватая. Со временем она темнеет из-за загрязнений и окисления. Если жидкость стала темно-коричневой или черной, это явный признак необходимости замены.

  • Прозрачность. Мутная жидкость с примесями или осадком указывает на загрязнение.

  • Мягкая ручка тормоза. Если при нажатии на ручку тормоза она становится мягкой, проваливается или требует большего усилия.

  • Сделать тест на содержание влаги. Используйте специальный тестер, который измеряет содержание влаги. Если уровень влажности превышает 3%, жидкость нужно заменить.

  • Закипание жидкости. Если при интенсивном торможении (например, на горных спусках или при агрессивной езде) тормоза плохо срабатывают.

  • Образовалась коррозия. Если при осмотре бачка вы заметили следы коррозии, это может быть связано с загрязненной или старой жидкостью.

  • Неприятный или резкий химический запах.

Почему важно следить за состоянием тормозных дисков

Состояние дисков напрямую влияет на эффективность и безопасность тормозной системы мотоцикла. Они обеспечивают сцепление с колодками, что позволяет мотоциклу быстро и плавно останавливаться и бесшумно тормозить, что сделает поездку более комфортной. Изношенные или поврежденные диски ухудшают торможение и даже могут привести к полному отказу тормозов.

Регулярная проверка и замена колодок или дисков при необходимости помогут предотвратить серьезные поломки, что приведет к дорогостоящему ремонту.

Деформированные диски вызывают вибрации мотоцикла при торможении, что ухудшает управляемость.

Чистка тормозов мотоцикла

Это важная часть технического обслуживания, помогающая поддерживать эффективность и безопасность торможения. Грязь, пыль, масло и коррозия могут ухудшить работу тормозов, поэтому необходима регулярная чистка. Мы расскажем подробнее о том, как чистить тормозные диски мотоцикла.

Как правильно чистить тормозные диски мотоцикла?

Для очистки тормозов мотоцикла важно использовать специализированные средства, которые эффективно удаляют грязь, масло и другие загрязнения, не повреждая поверхность диска и не оставляя следов. Примеры такие средств: CRC Brakleen, ABRO Brake & Parts Cleaner, Motul Brake Cleaner. Распылите средство на поверхность диска, очистите диск щеткой с мягкой щетиной, протрите диск чистой тряпкой без ворса и дайте диску высохнуть. Можно протереть диски мотоцикла изопропиловым спиртом, нанеся его на чистую тряпку. В крайних случаях протрите их мягким мыльным раствором, это менее эффективный метод, и после очистки нужно тщательно промыть диск водой и высушить.

Для чистки дисков нельзя использовать WD-40 или другие масляные составы: Они оставляют жирную пленку, которая снижает эффективность торможения. И ни в коем случае не используйте агрессивные растворители: Например, ацетон или бензин. Они могут повредить резиновые уплотнители и другие детали.

Как чистить суппорты и тормозные механизмы?

Загрязнения, пыль и коррозия могут ухудшить работу тормозов, поэтому нужно проводить чистку регулярно при использовании мотоцикла.

Приобретите специализированный очиститель для тормозов или изопропиловый спирт. Для удаления грязи и пыли нужно обзавестись щеткой с мягкой щетиной, тряпкой без ворса. Если нужна будет чистка суппортов, то понадобится: набор шестигранных ключей, торцевые ключи и отвертки. Для точного нанесения смазки нужен будет шприц.

Обязательно нужен уход за суппортами мотоцикла. Если требуется тщательная очистка, снимите суппорты.

Для этого сделайте следующее:

  1. Ослабьте болты крепления суппорта.

  2. Аккуратно снимите суппорт, не допуская провисания тормозного шланга.

  3. Если необходимо, отсоедините шланг (предварительно слейте тормозную жидкость).

Не забывайте смазывать направляющие и поршни суппорта мотоцикла. Важно использовать специализированные смазочные материалы и соблюдать рекомендации по применению. Это обеспечивает плавную работу тормозов, предотвращает заклинивание и продлевает срок службы деталей. Примеры таких смазок: Molykote AS-880N, SLIPKOTE 220-R.

Замена тормозной жидкости на мотоцикле

Со временем жидкость теряет свои свойства, она впитывает влагу, может привести к коррозии, что снижает эффективность торможения.

Когда нужно менять тормозную жидкость?

Рекомендуется ее менять каждые 1-2 года. Точный интервал указан в руководстве по эксплуатации вашего мотоцикла. Некоторые производители могут рекомендовать замену каждые 20 000–30 000 км пробега, но чаще интервал определяется временем, а не пробегом.

Разница между DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 – какую выбрать DOT для мотоцикла?

DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 отличаются своими характеристиками, такими как температура кипения, гигроскопичность и вязкость. Выбор зависит от требований производителя вашего мотоцикла и условий эксплуатации. DOT 3 используется в старых мотоциклах и автомобилях с менее нагруженными тормозными системами. DOT 4 самый распространенный тип для современных мотоциклов и по доступной цене. DOT 5.1 используется в современных мотоциклах с высоконагруженными тормозными системами и подходит для агрессивной езды и трековых условий.

Почему важно не смешивать разные виды DOT

Смешивание разных типов жидкостей может создать серьезные проблемы в работе тормозов, поэтому учитывайте, какой DOT вы выбираете для мотоцикла. Может произойти химическая реакция, приводящая к образованию геля или осадка, что забьет тормозную систему. Также при смешивании разных видов температура кипения уменьшается, увеличивая риск закипания жидкости при интенсивном торможении, при котором может произойти отказ тормозов.

Пошаговая инструкция по замене тормозной жидкости

Этот процесс требует аккуратности и соблюдения правил безопасности.

Вот пошаговая инструкция для ее замены:

  • Подготовьте инструменты, материалы и тормозную жидкость.

  • Мотоцикл установите на ровной поверхности, устойчиво закрепите.

  • Снимите крышку бачка тормозной жидкости и очистите область вокруг него от грязи, чтобы избежать попадания мусора.

  • Слейте старую жидкость используя шприц.

  • Промойте тормозную систему (при необходимости).

  • Залейте новую жидкость.

  • Прокачайте тормоза для удаления воздуха и потом закройте крышку бачка.

  • Протрите всю поверхность от остатков влаги.

  • Проверьте работу тормозов.

Как правильно прокачивать тормоза на мотоцикле?

Прокачка тормозов – это процесс удаления воздуха из тормозной системы, необходимый для обеспечения ее корректной работы. Воздух в системе снижает их эффективность. О том, как прокачать тормоза на мотоцикле, мы расскажем ниже.

Способы удаления воздуха из тормозной системы

Расскажем об основных способах удаления воздуха:

  • Ручная прокачка. Этот метод подходит для большинства мотоциклов. Для такого способа потребуется помощник.

  • Прокачка с помощью шприца. Удалить воздух таким способом можно быстро и эффективно, особенно если система сильно завоздушена.

  • Использование вакуумного насоса. Подходит для профессионального использования и позволяет удалить воздух без помощника.

  • Прокачка с помощью давления. Можно сделать в профессиональных мастерских, но может быть реализован и в домашних условиях с помощью специального инструмента.

  • Автоматическая прокачка. В мотоциклах с ABS прокачка может быть сложнее из-за наличия этого модуля. Для этого часто требуется специальное оборудование.

Какие ошибки нельзя допускать при прокачке тормозов

Вот список самых распространенных ошибок и как их избежать:

  • Неправильный порядок прокачки. Соблюдайте последовательность: обычно начинают с самого дальнего от бачка колеса.

  • Недостаточная прокачка. Продолжайте ее, пока из штуцера не пойдет чистая жидкость без пузырьков воздуха.

  • Попадание грязи. Тщательно очистите бачок и штуцер перед началом работ.

  • Перетягивание штуцера прокачки. Затягивайте штуцер с умеренным усилием, используя динамометрический ключ.

  • Неправильная работа с ABS. Для прокачки систем с ABS используйте сканер или обратитесь в мастерскую.

  • Игнорирование утечек и проверки тормозов после прокачки. Проверьте все соединения и штуцеры на наличие утечек. Несколько раз нажмите на рычаг или педаль тормоза, чтобы убедиться, что они работают четко и без задержек.

Когда пора менять тормозные колодки, диски и жидкость?

Изношенные колодки или диски ухудшают торможение и могут привести к аварии на дороге. Мы вам расскажем вам о признаках их износа и сроках замены.

Элемент

Признаки износа

Когда менять

Тормозные колодки

Толщина меньше 2-3 мм, посторонние шумы, неравномерный износ, металлическая стружка

Каждые 10 000-20 000 км

Тормозные диски

Глубокие борозды, вибрация, толщина диска меньше чем минимальная, трещины.

После 2-3 замен колодок мотоцикла. В среднем Каждые 30 000-50 000 км

Тормозная жидкость

Потемнение, помутнение, загрязнение, снижение эффективности торможения или температуры кипения

Раз в 1-2 года

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Ответим на несколько популярных вопросов по уходу за тормозами мотоцикла.

  • Можно ли использовать автомобильную тормозную жидкость? Использование автомобильной жидкости в мотоцикле возможно. Она должна соответствовать стандарту, указанному в руководстве по эксплуатации мотоцикла.

  • Что делать, если тормоза мотоцикла начали свистеть? Свист тормозов чаще всего вызван износом колодок, загрязнением или вибрацией компонентов. Причин может быть много, лучше обратиться в сервис для диагностики.

  • Как понять, что в тормозной системе есть воздух? В таких случаях рычаг становится мягкий, происходит неравномерное торможение, образуются пузырьки в бачке и при нажатии на тормоз слышно бульканье или шипение.

Уход за тормозами мотоцикла – это неотъемлемая часть технического обслуживания, которая напрямую влияет на безопасность и комфорт при езде. Регулярно проверяйте колодки, диски, шланги и крепления. Прокачивайте тормозную систему, смазывайте направляющие суппорта. Следите за утечками, контролируйте уровень и состояние тормозной жидкости. Оставьте и вы свои комментарии, делитесь другими читателями опытом, и задавайте вопросы.

Как подготовить мотоцикл к дождливой погоде — советы по гидроизоляции и защите электроники

Как выбрать подвеску для мотоцикла: вилка, амортизаторы, особенности настройки