12 мин.

Ineos Рэтклиффа ужимается в спорте: на очереди «МЮ» и «Мерседес»?

Ineos английского бизнесмена сэра Джима Рэтклиффа столкнулась с серьезными финансовыми трудностями. 

Британская химическая компания вложилась во множество спортивных проектов, включая «Манчестер Юнайтед» и «Ниццу» в футболе, «Мерседес» в Формуле-1, команды в регби, велоспорте... А теперь пытается выйти или сократить финансирование почти везде.

Долг Ineos вырос почти до 10 миллиардов фунтов, что примерно в 5-6 раз превышает ее годовой доход. 

Причина – спад в европейском химическом секторе. Рентабельность компании снизилась из-за возросших цен на энергоносители в Европе, а также из-за жестких налогов ЕС на выбросы углекислого газа.

В конце 2024-го пришлось закрыть завод по производству этанола в Шотландии: сослались на неблагоприятные рыночные условия и высокие эксплуатационные расходы.

По данным The Times, Ineos связывает финансовые проблемы с «деиндустриализацией Европы».

Нарушили контракт по финансированию сборных Новой Зеландии по регби

В 2021-м компания Рэтклиффа подписала спонсорский контракт с федерацией Новой Зеландии по регби. Логотип Ineos появился на футболках пяти команд:

● Мужская сборная (All Blacks)

● Женская сборная (Black Ferns)

● Мужская сборная, состоящая из игроков с маорийскими корнями (Māori All Blacks)

● Мужская сборная по регби-7

● Женская сборная по регби-7

Соглашение заключили до 2027-го, Ineos обязалась платить 3,65 миллиона в год. Но в 2025-м все рухнуло: компания отказалась от очередного ежегодного взноса по контракту из-за финансовых проблем.

Ineos заявила о намерении расторгнуть сделку досрочно. Федерация Новой Зеландии ответила судебным иском о возмещении убытков за оставшийся срок до 2027-го – потенциально это более 10 миллионов.

Одновременно с этим федерация продолжает поиск новых спонсоров.

Пытаются досрочно перекрыть спонсорство «Тоттенхэма»

Сотрудничество Ineos с лондонцами началось еще в декабре 2020 года: во время пандемии компания Ineos Hygienics стала официальным поставщиком дезинфицирующих средств для рук, предоставив бесконтактные станции на стадионе «Тоттенхэма».

В 2022-м Рэтклифф расширил сотрудничество с целью продвинуть внедорожник собственного производства Ineos Grenadier. Стороны подписали 5-летний многомиллионный контракт, разместив логотип автомобиля на сиденьях стадиона и рекламных щитах.

Теперь из-за финансовых проблем Ineos намерена досрочно расторгнуть соглашение с «Тоттенхэмом».

До суда, как в регби, еще не дошло: BBC сообщает, что переговоры сторон несут товарищеский характер.

Не договорились с командой Эйнсли по парусному спорту

Ineos в 2018-м вложилась в британскую команду четырехкратного олимпийского чемпиона Бена Эйнсли по парусному спорту. Помогла ей в двух розыгрышах регаты Кубка Америки: кампании-2017/21 и 2021/24. В общей сложности потрачено на это 220 миллионов.

В 2024-м экипаж Эйнсли под знаменами Ineos Bratannia дошел до финала Кубка Америки, но проиграл Новой Зеландии. 

В январе 2025-го Ineos внезапно прекратила сотрудничество с Эйнсли: выяснилось, что стороны не договорились об условиях третьей кампании. Рэтклифф сказал о планах продолжить участие в Кубке Америки под тем же названием Ineos Britannia, но без участия Эйнсли.

Ineos предложила команде перейти к внешнему финансированию (кредиты или поиск дополнительных спонсоров), а не к полному самофинансированию, как ранее делал Рэтклифф.

Велокоманда Ineos Grenadiers в упадке, но Рэтклифф не готов увеличить бюджет

Хороший индикатор положения империи Рэтклиффа – состояние его велокоманды Ineos Grenadiers, а также глобальный разворот в ее развитии и финансировании.

Ведь сэр Джим – любитель велоспорта и велопробегов на 100+ км, сам подхватил главную британскую организацию Team Sky в момент ухода медиаконгломерата Sky News. Так он сохранил присутствие нации в топовых велогонках в 2019-м.

Рэтклиффа не остановили требуемый каждый год наибольший бюджет пелотона (50+ млн долларов) и активное развитие соперников на основе инновационных подходов к тренировкам, питанию и экипировке.

Очень удачный брендинг Grenadiers, по сути, давал частичную отдачу рекламой нового внедорожника компании – в остальном проект прежде всего поддерживался на энтузиазме.

Тогда новая Ineos и выглядела как «звезда смерти» в пелотоне: казалось, там собраны главные звезды, лучшие условия, самое продвинутое оборудование, моторхоумы, тренеры по питанию.

Однако за 5 лет велоспорт перевернулся: каждый год появляются все новые и новые аспекты для восстановления, питания и тренировок, улучшается аэродинамика байков, обвеса и экипировки. Причем менее богатые команды (вроде норвежской Uno-X) быстрее все тестируют и переносят, а затем их идеи подхватывают коллективы условного второго уровня и повышают класс за меньшие вложения.

Ineos слишком положилась на былое превосходство и не успела отреагировать – на ее место в пелотоне пришли новые гиганты: UAE Team Emirates (такая же Ineos из 2019-го, но вдвое умнее, мощнее и богаче), нидерландская Visma, бельгийская Soudal Quick-Step и французская Decathlon. Они превзошли Ineos по всем аспектам подготовки и по составу, причем с меньшими затратами.

В 2024-м пришла расплата для Ineos: самый неудачный год в истории команды и по общим победам, и по очкам в годовой зачет, и по результатам на элитных многодневках: «Тур де Франс», «Вуэльтв Испании» и «Джиро д’Италия».

Нужно было что-то менять, причем быстро – но такие перемены либо требуют моментальных выкупов звезд у конкурентов, либо затрат на перестройку.

А бюджет Ineos как минимум не рос – да и 50 нынешних миллионов уже совсем не те, что 5 лет назад. Сейчас средний бюджет в высшем классе добрался до 38 млн, а затраты Ineos на велоспорт из-за сложностей с бизнесом, кажется, только снижались.

В итоге команда перешла в состояние болезненного структурного перелома: от былой Ineos не осталось практически ничего. Сменился почти весь менеджерский состав, ушли важные планировщики и ассистенты по формированию гоночных планов, убрали часть старых тренеров и диетологов – авторов последних побед.

Но, что еще важнее, ушли знаковые фигуры вроде Дэна Бигэма – мощнейшего трекового и шоссейного велогонщика, отвечавшего за инженерию в команде, посадку, доводку велосипедов и экипа, да и еще за множество вещей.

Он прославился собственным рекордом дистанции за час, а затем подготовил другого гонщика Ineos Фелипе Ганну к улучшению собственного достижения – теперь же конгломерат настолько порезал такие инженерно-выставочные события, что многим звездам не осталось дел и финансирования.

Все они усилили конкурентов вроде «Ред Булл» и Soudal Quick-Step.

Сокращение финансирования заметно и по контрактам: впервые за долгое время Ineos осталась в стороне от громких трансферов и слухов, только отпускала сильных ребят с истекавшими контрактами (которые явно хотели прибавки).

Более того, сокращение дошло даже до главной звезды – Тома Пидкока, сильнейшего гонщика в маунтинбайке и велокроссе с олимпийскими медалями, но не способного добиваться успеха на шоссе чаще раза в год. Его годовая зарплата в 5 млн долларов больше не сочеталась с имперскими амбициями – они постоянно ломали планы на гонки и не давали выхлопа.

От Тома избавились.

Точно так же не стали бороться за сохранение сильнейшего Джонатана Нарваэса (ушел в UAE) и бывшей британской звезды Итана Хэйтера. Даже легендарному ветерану Герейнту Томасу приходится завершать карьеру – поскольку былой свободы и контракта он уже не получит.

А в конце 2024-го директорат публично признал: Ineos больше не может и не хочет тянуть старую программу в одиночку и ищет соинвестора.

Более того, новые реалии в затратах и по составу стали диктовать манеру проведения гонок. Некогда доминатор пелотона ментально превратился в середняка, который не сражается за победы на суперпрестижных многодневках, а только целит в единичные успехи на однодневных гонках и на этапах.

Под новую логику перестроили все: пересобрали ростер (из тех, кого, кажется, нельзя было уволить из-за нюансов контрактов) и переназначили роли.

Например, того же Ганну – мощнейшего раздельщика – начали переделывать в спринтера-однодневщика, чтобы получить хоть какой-то шанс на те этапы, которыми раньше легко жертвовали ради генеральных зачетов.

Подход крайне безжалостный для гонщиков, но справедливый для команды: среди раздельщиков у Ineos есть не менее крутой Тарлинг, а у Ганны больше опыта на шоссе и навыков борьбы в пелотоне.

Томас – еще один пример: его подтвердили только на тех многодневках, где у него хоть какие-то шансы блеснуть впереди пелотона. Проводить его собираются на домашнем «Туре Британии» – все, чтобы не слезать с любых полос любых медиа и привлекать соинвесторов. В прошлых сезонах примерно так же работала «Астана» с Марком Кэвендишем.

И это – любимое детище фаната велоспорта сэра Джима! С не слишком высокими по футбольным меркам запросами на 50-60 млн.

Представляете, как все плохо в других частях его бизнес-империи?

«Мерседес» в «Ф-1» – главный успех, но и сюда Рэтклифф не торопится вливать больше

В декабре 2020 года Ineos приобрела треть акций «Мерседеса»: присоединилась к немецкому заводу Mercedes-Benz и боссу команды Тото Вольффу. 

Расстановка сил в портфеле оказалась равной: по 33% у автопроизводителя, нефтехимического гиганта и руководителя. Потому Ineos в принципе не вмешивалась в управление – при равном распределении акций решающее слово в стратегии оставалось за Вольффом.

Все присутствие компании заключалось только в наклейке на борту – до сделки за нее платили около 50 млн долларов, после снизили до 30 млн, а стоимость покупки пакета оценили в 400 млн. Казалось бы, не слишком дальновидное вложение с амортизацией в 20 лет – но рынок «Формулы-1» мощно вырос и развился за последние годы.

Теперь стоимость команды оценивается в 3,94 миллиарда долларов. Причем «Мерседес» – самая прибыльная команда чемпионата и самый финансово успешный проект Ineos. В 2023-м компания получила от них дивиденды в размере 25 миллионов фунтов – треть от прибыли (в точности по объему пакета), по сути, компенсировав рекламный контракт.

Брендинг на миллиардную аудиторию вышел бесплатно. Сумма за 2024-й пока не обнародована, но «Мерседес» отчитывался о прибыли в 100 млн долларов – следовательно, Ineos вновь получит не меньше 30 млн и даже выйдет в чистый плюс.

Тем не менее, в 2025-м количество брендинга и наклеек на болиде уменьшилось – первоначальный рекламный контракт истек, теперь Ineos снизит бумажные затраты на «Формулу-1».

Но с точки зрения финансов это вообще самое логичное, что компания могла сделать в условиях финансовых неурядиц. Теперь по части дивидендов она выйдет в плюс и заработает еще больше, освободив ценные места на машине и в мерче для других спонсоров. Новые поступления в 2025-м помогут закрыть траты в другой части спортивной империи.

Потому слухи из начала 2025-го о потенциальной продаже доли акций совладельцам команды выглядели очень странно.

До дела не дошло: да, «Мерседес» больше не побеждает, а Ineos нужны деньги, но капитализировать такой актив стоит только тогда, когда большие деньги есть прямо сейчас (теперь – вплоть до 1,5 млрд).

В остальном же стабильный поток наличных империя Рэтклиффа получает и так (вместе с сохранением мощного рекламного рычага), а пакет акций остается как страховочный пакет на черный день.

Отвернулись от «Ниццы» в пользу «МЮ»

Ineos владеет «Ниццей» с 2019-го: французский клуб получил существенное финансирование от компании Рэтклиффа. 

Однако в последние годы у команды упадок, что связано в том числе с переключением внимания Рэтклиффа и его соратников на более важный и дорогостоящий проект – «Манчестер Юнайтед». К примеру, отвечающие ранее за «Ниццу» руководители сэр Дэйв Брэйлсфорд и Жан-Клод Блан теперь сосредоточились на «Юнайтед».

Тем не менее, пока нет доказательств ограничения финансирования «Ниццы», но и вложения в нее тоже не увеличиваются.

Убыточный «МЮ» – большая головная боль. Пытаются вернуть клубу прибыльность

«МЮ» – самый важный и дорогостоящий проект сэра Джима Рэтклиффа. В феврале он 2024-го купил 27,7% акций клуба, в декабре довел до 28,94%.

На фоне финансовых проблем Ineos и отсутствия прибыльности «Юнайтед» с 2019 года, Рэтклифф сократил 250 человек в 2024-м и планирует убрать еще 150-200 в 2025-м, – о чем объявили 24 февраля.

В прессе постоянно всплывают новые меры руководства «Юнайтед» по сокращению расходов. Среди них:

● Закрыли столовую на «Олд Траффорд», в которой выдавали бесплатные обеды работникам стадиона. Оставляют только бесплатные фрукты.

● Лишили легенду клуба сэра Алекса Фергюсона роли амбассадора, по которой он получал 2 миллиона фунтов в год.

● Подняли минимальные цены на билет до 66 фунтов.

● Лишили руководителей высшего звена корпоративных кредитных карт и отменили рождественскую вечеринку.

● Убрали сотрудникам клуба бесплатный проезда на финал Кубка Англии в мае 2024-го.

«Юнайтед» все еще в убытке, несмотря на рекордные доходы. Связано с провальными дорогостоящими трансферами в прошлые годы и плохими результатами.

Чистый убыток клуба за финансовый год-2023/24 составил 113,2 млн. Благодаря сокращению расходов «Юнайтед» рассчитывает сэкономить 30-35 млн с 2025-го по 2027-й.

Но получится ли вернуть прибыльность, покажет только время. Если Ineos не выйдут из проекта раньше.

Экономить как «Ман Юнайтед». Справочник!

Фото: Norbert Scanella via  imago-images.de, Tomas Sisk/Keystone Press Agency, IMAGO/Tomas Sisk, Jasper Jacobs/Keystone Press Agency, Cal Sport Media via AP Images/Global Look Press; Gettyimages/Alex Pantling, Bryn Lennon, Hannah Peters, Ash Donelon/Manchester United