17 мин.

Величие и красота нового «Дакара»: скалы-трибуны, ночевки под звездами, прыжки по дюнам

Вот и завершилось новое издание самого сурового, сложного и эпичного рейдового испытания планеты – «Дакар» по пустошам Саудовской Аравии. Финиш увидели 175 экипажей, 108 экипажей сошли, а 52 – доезжали по правилам «джокера» без учета в общем зачете.

Рейд прошел по Аравийскому полуострову уже в шестой раз, и теперь выдался весьма историческим: в самом конкурентном классе внедорожников впервые победил местный миллиардер Язид Аль-Раджи (уже сравнивший триумф с победой СА над Аргентиной во время ЧМ по футболу) Фавориты на суперпродвинутых прототипах вроде «Форда» и «Дачии» с глыбами-пилотами вроде Карлоса Сайнса и Себастьяна Леба потерпели крах. Впрочем, французский 9-кратный чемпион мира по классическому ралли на этот раз все-таки тоже уехал из Аравии триумфатором: его личная команда выиграла зачет багги.

Но как бы ни менялись лица победителей, техника и правила, неизменным остается только одно – величественная пустынная красота маршрутов, путей и локаций, по которым прокладывают «Дакар».

Смотреть каждый кадр с рейда – чистое наслаждение. А представьте, как ощущается присутствие на месте – прямо на дюне или скале в роли трибуны? И местные с туристами ровно так и смотрят!

Ведь «Дакар» – не только пески и дюны, но еще и пустынные скальные пустоши. Здесь обычно пробиваются сотни колес и ломаются десятки подвесок.

Просто попробуйте представить, как можно быстро ехать по такому рельефу 3-4 часа подряд без ошибочки и сохранить болид в целости!

Потому и первые жесткие крэши случаются уже на первых километрах первых спецучастков – как у словенца Симона Марчича.

А представьте, как по таким местам разъезжаться или совершать обгоны?

Кроме видов, одним из главных украшений рейда в последние годы становятся ретромашины из категории Classic. Их заявилось 95 экипажей – и до финиша добрались 80.

Может, они и не самые быстрые во всем ростере, но какие же красивые!

Например, чешская «машина-утка» – это «Ситроен» C2V мощностью 30 л.с. из 60-х с двумя девушками в экипаже.

А такой «Ауди» Quattro выигрывал рейд в 80-х.

Бронзовый призер зачета – легендарный «Ленд Ровер» SERIES III для сафари.

Красивые олдскульные грузовики вроде такого «Мерседеса» Unimog на 300 л.с. тоже маякнули.

Но большая часть внимания – конечно, фаворитам в топовых классах. Самые конкурентные – традиционно внедорожники и мотоциклы: им иногда выдавали возможности провернуть красивые совместные старты.

Больше всего все следили за судьбой действующего победителя «Дакара» Карлоса Сайнса-старшего. После закрытия рейдовой программы «Ауди» он перебрался в новый проект «Форда» на суперинновационный легкий прототип на основе серийного Raptor и намекал на амбиции продолжить победную поступь.

Правда, все быстро закончилось из-за переворота и развала свежей техники.

Каркас безопасности спас пилотов и выдержал жесткий удар после ската по дюне, но погнулся и ФИА не допустила экипаж к продолжению рейда после первого марафонского спецучастка. Зато какие остались фантастические кадры!

А еще первые марафонские этапы запомнились не только крахом Сайнса, но и ламповыми проверками и ремонтами техники в лучах закатного солнца – как у TH-TRUCKS Rally TEAM.

Ночевка – соответствующая: Лоренцо Сантолино и его ужин у костра.

И общий сбор под прекрасным звездным небом – с палатками и пледами из Decatlon и надеждами только на себя и соперников-товарищей.

Для сравнения: обычный бивуак после обычного этапа выглядит примерно так – как маленький город:

Настоящие легендарные пески пошли уже после. Аравийские пустыни настолько безбрежны, что организаторы каждый раз находят какой-то новый уголок!

Они как раз и сожрали следующего фаворита Себастьяна Леба и его прототип «Дачии».

Следующий этап – вновь вместо песков камни и быстрые жесткие участки.

Трудно будет даже посчитать, сколько на них пробито колес – но мегакадров отснято не меньше.

А на следующий день за скалами – вновь пески. Уже не так высоко уложенные в дюны, но намного более вязкие и зыбучие.

И в них время от времени попадались коварные холмики.

Редкий случай «постоянной достопримечательности» рейда: эта скала с первого же «Дакара» стала настоящей звездой инстаграма, и к ней регулярно приезжали зрители и фанаты.

Всем так понравилось, что ее включают во все издания ралли по Саудовской Аравии – даже если требуется сделать специальный крюк. И пускай гонщики повозятся с навигацией – при появлении старого каменного знакомого все сразу станет ясно!

А так бывает на особенно сложных для штурманов отрезках: сперва кто-то блуждает, собирая товарищей по несчастью, а затем все кучно следуют за первым же вскрывшим шифр дорожной книги. И только попробуйте сказать, что директоры рейда придумывают такое не для вот таких кадров!

На 10-е числа выпала самая сложная часть рейда с ультратрудной навигацией и еще одним марафонским участком – такие этапы нередко означают сражение с дистанцией и пустыней до заката.

Даже для мотогонщиков, обычно стартующих на рассвете. Достаточно один раз заблудиться – и...

А это – сожранная «Дакаром» машина еще одного фаворита Жерлена Шишери. Один из самых пугающих крэшей – как минимум итоговым видом побоища.

Еще одна достопримечательность пустыни – ее постоянные обитатели. С ними тоже нужно справляться и вовремя объезжать – у рекордсмена самому юному победителю этапа Сауда Вариаве из ЮАР (19 лет, выиграл во внедорожниках и обновил рекорд на 3 года!) все вышло.

Скайлер Хоулз наткнулся на местных обитателей поменьше – но тоже обошлось.

А настоящие «королевские» пустыни с по-настоящему огромными дюнами оставили на финальную четверть рейда – для развязки по пути к столице Эр-Рияду.

Из-за сложностей с маршрутной книгой и навигацией некоторые отрезки можно было проходить только сообща – даже фаворитам! Где еще вы увидите вместе Сета Кинтеро, Нассера Аль-Аттию и будущего победителя Язида Аль-Раджи вкручивающими один за другим?

А к финишу таких отрезков кавалькада собиралась просто невероятная!

Затем, чтобы любители песков и пустынь вроде аравийских гонщиков не расслаблялись, маршрут подкинул еще инопланетных скал – с уникальным покрытием, по которому и пилотировать нужно совершенно по-другому.

И вновь они превратились в трибуны для местных!

Впрочем, оазисы тут тоже временами встречаются, как и растительность. Не совсем Марс!

А еще временами случался туман, из-за которого медицинский вертолет не мог взлететь. Старт в таких случаях откладывают – и гонщикам приходится ждать прямо в комбинезонах и на технике. Да, прямо в стартовом створе! Хорошо, хоть разрешают взять изъятые и запечатанные обычно телефоны и лишний раз поблагодарить спонсоров и подписчиков за поддержку.

Но именно на том решающем предпоследнем спецучастке медвертолет просто очень требовался на всякий случай – ведь взгляните, какой рельеф приготовили для райдеров!

Вот просто – за сколько секунд вы нашли тут гонщика?

Зато из-за задержки все вновь провозились до заката – подарив совершенно фантастические кадры прибытия к бивуаку.

А для финального и самого короткого спецучастка выбрали зрелищный формат масс-старта в каждом из основных зачетов. Мотокласс сорвался в бой особенно красиво!

Как они дружно и яростно штурмовали последние дюны...

Все – чтобы даже на последних метрах сохранить шанс в итоге попасть в галерею победителей. Все-таки первые места определяются в любой гонке – даже в полувыставочном зачете Classic: его выиграли Карлос Сантаолалья Милья и Жан Роса-и-Виньяс на олдскульном Land Cruiser.

На частных полусерийных багги победил Николас Кавильяссо и его жена Валентина Петрегарини. Кстати, в прошедшем 2024-м она выиграла чемпионат мира по ралли-рейдам среди штурманов, когда Николас стал только вице-чемпион. Как так? Просто у пилота-чемпиона по ходу сезона сменился штурман – и жена внезапно в моменте оказалась титулованнее мужа. К слову, это первые женские штурманские победы и в мире, и на «Дакаре».

А саудовец Язид Аль-Раджи – победитель российского «Шелкового пути» и вечный фаворит домашней гонки – с шестого раза в Аравии и с десятого вообще на «Дакаре» забрал-таки первое место.

Он назвал этот момент для страны «равным победе над сборной Аргентины на ЧМ».

Чемпиона в классе Мото Даниэля Сандерса из «Ред Булл» окропляли традиционным победным энергетическим душем – фирменная фишка австрийской компании во всех спортивных начинаниях.

Но главный момент – подиум в сумерках. Не важно, какое место ты занял, в каком ты классе и сколько проиграл – если вообще финишировал, то поднимешься на него и получишь медаль.

Мало красивых кадров? Организаторы «Дакара» знают о безграничном поле для творчества на их рейде и каждый год устраивают конкурс на лучший снимок. В 2025-м два победителя.

В классе «с земли» – фото Дженнифер Лендини с той самой скалой:

А в «вертолетном» зачете выиграл Чарли Лопез:

А какой кадр больше всего впечатлил вас?

Что еще почитать об этом «Дакаре»?

Фото: East News/AP Photo/Christophe Ena, Valery HACHE / AFP; instagram.com/dakarrally; Charly Lopez; Aurelien Vialatte; FOTOP; Doni Castilho; Florent Gooden; Marcelo Machado de Melo; Duda Bairros; Rapha Rodrigues; Jennifer Lindini