Трибуна
9 мин.

Пять удачных и пять неудачных замен гонщиков по ходу сезона «Формулы-1»

От редакции: Привет! Вы в блоге «На максимальной скорости» – здесь переводят познавательные тексты о «Формуле-1». Сегодня вашему вниманию – рассказ об удачных и не очень заменах гонщиков по ходу сезона. Текст точно заслуживает плюса, подписки на блог и комментария.

Удачные замены

Ферстаппен/Квят, «Ред Булл», 2016 год

Руководство «Ред Булл» никогда не боялось менять гонщиков – просто спросите Пьера Гасли, Скотта Спида и Себастьяна Бурдэ, которые были заменены по ходу сезона.

Возможно, самая яркая из таких замен произошла в 2016 году, когда Макс Ферстаппен заменил Даниила Квята в основной команде. А Квят был понижен обратно в юниорскую команду «Торо Россо» после четырех стартовых гонок сезона.

Это решение вызвало удивление у многих в то время, учитывая, что на тот момент 18-летний Ферстаппен имел за плечами всего 24 Гран-при. Но голландец быстро показал, почему команда доверилась ему, одержав сенсационную победу в своем дебюте на Гран-при Испании, что сделало его самым молодым победителем в «Формуле-1».

После этого Макс одержал 61 победу и выиграл три титула. Квят остался в «Торо Россо», пока его не уволили после Гран-при США 2017 года. В 2019 году он неожиданно вернулся в команду, где остался на два года, прежде чем во второй раз покинуть стартовую решетку в конце 2020 года.

Шумахер/Гашо/Морено, «Джордан»/»Бенеттон», 1991 год

Летом 1991 года Эдди Джордан столкнулся с проблемой: один из его гонщиков, Бертран Гашо, был приговорен к тюремному заключению после ссоры с лондонским таксистом, в результате чего он не смог принять участие в Гран-при Бельгии.

Хотя Джордан изначально хотел, чтобы в машине сидел Стефан Юханссон, в конечном итоге он остановился на новичке по имени Михаэль Шумахер. Молодой немец выступал в гонках спорткаров, поэтому всего за несколько дней до гонки в Спа для него быстро организовали тесты в «Формуле-1».

Отсутствие опыта не помешало Шумахеру, который опередил ветерана команды Андреа де Чезариса в квалификации, заняв впечатляющее 7-е место на стартовой решетке. И хотя его гонка быстро закончилась (сцепление «Джордан» 191 вышло из строя уже через несколько метров после старта), этого уик-энда было достаточно для демонстрации, что в Шумахере что-то есть.

«Бенеттон» был заинтересован в немедленном подписании Шумахера. И они смогли это сделать. Вскоре последовала очередная смена гонщиков: Шумахер заменил Морено, а бразилец перебрался в «Джордан». Это положило начало одной из самых успешных карьер в истории «Формулы-1».

Сало/Шумахер, «Феррари», 1999 год

За несколько лет в «Формуле-1» Шумахер выиграл два титула в составе «Бенеттон», а затем он перешел в «Феррари», надеясь продолжить свое победное шествие.

В 1999 году Шумахер получил тяжелые травмы в аварии на Гран-при Великобритании. Из-за этого он оказался вне игры, а «Феррари» понадобилась замена, поскольку Эдди Ирвайну нужна была поддержка в борьбе за титул.

На место немца был выбран Мика Сало, который не имел постоянного места на стартовой решетке. Финн быстро набрал скорость и рассчитывал на победу всего во второй своей гонке за итальянскую команду в Германии, но ему пришлось уступить позицию Ирвайну, чтобы помочь последнему в чемпионате.

Сало провел в команде всего шесть гонок, но его результатов, включая подиум в Италии, было достаточно, чтобы «Феррари» завоевали Кубок конструкторов впервые с 1983 года.

Колапинто/Сарджент, «Уильямс», 2024 год

Еще одним гонщиком, который сразу же произвел впечатление после замены, стал Франко Колапинто. Новичок, который завершит сезон 2024 года в «Уильямсе» вместо Логана Сарджента.

Несмотря на то, что Сарджент проводил второй сезон в команде, его будущее выглядело неопределенным даже в начале года. На Гран-при Австралии он был вынужден передать свою машину товарищу по команде Албону, когда команда осталась лишь с одним целым шасси после аварии Алекса.

Перед Гран-при Италии «Уильямс» объявил, что Колапинто займет место Сарджента в последних девяти гонках чемпионата.

После чистого первого уик-энда в Монце Колапинто привлек внимание две недели спустя в Азербайджане, добравшись до Q3 в квалификации. И заработав свои дебютные очки, финишировав на 8-м месте в воскресной гонке. Хотя в 2025 году в команде нет вакансий, аргентинец уже смог показать себя и может рассчитывать на успешное будущее.

Феттель/Спид, «Торо Россо», 2007 год

«Ред Булл» любит тасовать своих гонщиков между командами – один известный случай произошел в 2007 году, когда Себастьян Феттель получил возможность гоняться в «Торо Россо».

19-летний Феттель дебютировал в «Формуле-1» на Гран-при США, заменив травмированного Роберта Кубицу. Когда он набрал очки за восьмое место, в «Ред Булл» решили взять его в свою молодежную команду вместо американского гонщика Скотта Спида.

Феттель впервые выступил за «Торо Россо» в Венгрии, и, хотя в последующих гонках у него не все получалось, молодой гонщик занял 4-е место в Китае, что стало лучшим результатом для команды на тот момент.

В следующем году Феттель завоевал свою дебютную поул-позицию и победу на Гран-при Италии 2008 года. Немецкий гонщик после этого добился четырех чемпионских титулов в «Формуле-1».

Неудачные замены

Бадоер/Физикелла вместо Массы, «Феррари», 2009 год

Во время квалификации на Гран-при Венгрии 2009 года произошел несчастный случай, когда Фелипе Масса получил удар по шлему пружиной, которая отлетела от задней подвески машины Рубенса Баррикелло. В результате удара гонщик «Феррари» потерял сознание и врезался в барьер из шин.

После перенесенной операции Масса начал свой путь к восстановлению, он вернулся в строй в 2010 году. На время его отсутствия в «Феррари» посадили за руль Луку Бадоера.

Он изо всех сил пытался произвести впечатление, но смог финишировать лишь 17-м и 14-м в Валенсии и Спа соответственно.

После этих двух этапов в «Феррари» объявили, что Джанкарло Физикелла перейдет в команду из «Форс Индия» на финальные пять Гран-при. Это была мечта для Физикеллы, ведь итальянский гонщик за рулем «Феррари» – это редкость.

Результаты были не очень хороши. Лучшим стало девятое место в дебютном выступлении за команду в Монце, а финал сезона в Абу-Даби в конечном итоге оказался последней гонкой Физикеллы в «Формуле-1».

Вильнев/Трулли, «Рено», 2004 год

После возвращения в «Формулу-1» в 2002 году команда «Рено», казалось, была на подъеме, а Фернандо Алонсо продолжал свой путь к вершине в свой третий сезон в чемпионате.

Тем не менее, именно его товарищ по команде Ярно Трулли одержал единственную победу команды в том году в Монако. Несмотря на это, отношения итальянца с командой ухудшались, что привело к его досрочному уходу за три гонки до конца сезона.

Трулли выступал за «Тойоту» в последних двух Гран-при, а в «Рено» взяли бывшего чемпиона мира Жака Вильнева. Канадец уже подписал контракт с «Заубер» на 2005 год, но команда из Хинвила позволила ему участвовать в оставшихся гонках 2004 года в команде из Энстоуна.

Алонсо добился трех финишей в первой пятерке, а Вильнев не смог повторить такие результаты и заканчивал каждую гонку далеко за пределами очков. Это означало, что команда не смогла опередить «Хонду» и занять второе место в Кубке конструкторов.

Грожан/Пике, «Рено», 2009 год

Нельсон Пике-младший был уволен из команды после Гран-при Венгрии в 2009 году – команде нужна была замена на оставшиеся семь этапов.

Команда посадила за руль резервного гонщика Ромена Грожана, что позволило молодому французу дебютировать в «Формуле-1» в Валенсии. Без тестов он немного отставал от своего партнера по команде Фернандо Алонсо в свой первый уик-энд.

Грожан изо всех сил пытался отыграться в последующих гонках, но он попал в аварию на первом круге гонки в Бельгии, а его лучшим результатом в чемпионате стало 13-е место в Бразилии.

Его результатов оказалось недостаточно, чтобы обеспечить Грожану второй сезон с «Рено», так что он остался без места в 2010 году и вернулся на стартовую решетку только через два сезона с командой «Лотус».

Йос Ферстаппен/Ян Магнуссен, «Стюарт», 1998 год

Макс Ферстаппен и Кевин Магнуссен оба знакомы с внезапными изменениями составов команд. Еще одна общая их черта – оба их отца участвовали в гонках «Формулы-1», и они тоже знакомы с ситуацией внезапных замен. Ян Магнуссен заменял для «Макларена» Мику Хаккинена в 1995 году.

Датчанина превзошел его товарищ по команде Рубенс Баррикелло, и после семи гонок в 1998 году команда решила заменить Магнуссена на Йоса Ферстаппена.

Как и Магнуссен, Ферстаппен в конечном итоге не смог опередить Баррикелло, и этому явно не способствовала череда сходов из-за механических проблем. Голландец был уволен в конце сезона.

Риккардо/де Врис, «Ред Булл», 2023 год

После непростого двухлетнего периода в «Макларене» Даниэль Риккардо вернулся в «Ред Булл» в качестве резервного гонщика в 2023 году. Его возвращение на стартовую решетку случилось немного раньше, чем ожидалось, когда его попросили занять место Ника де Вриса в «Альфа Таури» в середине сезона, поскольку голландский гонщик был лишь тенью Юки Цуноды.

В свой третий уик-энд после возвращения Риккардо получил перелом руки во время тренировки перед Гран-при Нидерландов, в результате чего он выбыл из строя на пять гонок, во время которых заменивший его Лиам Лоусон произвел сильное впечатление.

После выздоровления Риккардо показывал хорошие результаты (важнейшим стал финиш на седьмом месте в Мексике), но все же австралиец не смог вернуть свою прежнюю форму.

Через несколько дней после эмоционального уик-энда на Гран-при Сингапура было подтверждено, что Риккардо покинет команду, а Лоусон займет его место до конца 2024 года.

Это перевод статьи Анны Фрэнсис с сайта formula1.com от 9 октября 2024 года.

Фото: Gettyimages/Pascal Rondeau / Staff, Tobias Heyer / Staff, Mark Thompson / Staff, Michael Cooper / Staff, Clive Mason / Staff, Mark Thompson / Staff, Vladimir Rys / Staff

Этот блог в соцсетях: X, Телеграм-канал.