7 мин.

Новозеландские гонщики «Формулы-1»

Лиам Лоусон стал десятым гонщиком из Новой Зеландии, участвовавшим в «Формуле-1». Он дебютировал в качестве замены травмированного Даниэля Риккардо в 2023 году. Теперь 22-летний гонщик снова вернулся, чтобы заменить Риккардо. На этот раз на постоянной основе после ухода австралийца из «Ф-1».

Брюс Макларен

Первый новозеландец, участвовавший в гонках Формулы-1, обладает, пожалуй, одним из самых богатых портфолио в истории автоспорта. Брюс Макларен дебютировал с Cooper на Гран-при Монако 1959 года, гонку он закончил пятым из шести финишировавших.

Макларен завершил тот год победой на трассе Себринг в США. За семь лет в команде он побеждал еще дважды. В 1966 году Макларен основал команду, которая носила его имя и впоследствии стала одной из самых успешных в Формуле-1.

Победа на Гран-при Бельгии 1968 года принесла Макларену четвертую победу и первую для его команды, но затем последовала трагедия, когда Брюс погиб в 1970 году в возрасте всего 32 лет во время тестов нового автомобиля Can-Am в Гудвуде. Тем не менее, наследие Макларена продолжает жить, и на сегодняшний день команда выиграла 8 кубков конструкторов и 12 чемпионатов среди пилотов.

Тони Шелли

В 1962 году к Брюсу Макларену в Формуле-1 присоединился второй новозеландский гонщик Тони Шелли, который принял участие в Гран-при Великобритании за рулем автомобиля Джона Далтона. Однако его появление было коротким, так как он сошел с дистанции всего через пять кругов из-за неисправности в машине.

Шелли приняла участие еще в двух этапах чемпионата мира – на Нюрбургринге и в Монце – но не смог пройти квалификацию в обоих случаях.

Крис Эймон

Всего через год Крис Эймон пришел в Формулу-1, дебютировав в составе команды Reg Parnell Racing на Гран-при Бельгии 1963 года. Это положило начало его карьере в Формуле-1, которая длилась 96 Гран-при и 13 лет. Крис выступал за Ferrari, March и Ensign.

Несмотря на то, что он не раз был близок к победе, лучшим результатом Эймона в конечном итоге стало второе место, которое он занимал три раза. Его высоко ценили, но ему никогда не удавалось оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы одержать победу. Его невезение было очень известным фактом, и Марио Андретти как-то однажды пошутил: «Если бы он стал гробовщиком, люди бы перестали умирать».

В 1976 году Эймон завершил свою карьеру в Формуле-1 и, несмотря на то, что у него не было побед в Гран-при, он одержал победу в Ле-Мане в 1966 году, где он выступил вместе со своим соотечественником Брюсом Маклареном за рулем Ford GT40 Mk.II.

Денни Халм

Что касается статистики, то Денни Халм является самым успешным гонщиком Формулы-1 из Новой Зеландии, выиграв титул чемпиона мира, одержав восемь побед и поднявшись 33 раза на подиум за десять сезонов.

После своего дебюта за Brabham в Монако в 1965 году, Халм одержал свою дебютную победу с командой на той же трассе два года спустя. За этим последовала череда хороших результатов, в том числе еще одна победа на Нюрбургринге, и в 1967 году новозеландец завоевал титул чемпиона.

В 1968 году Халм объединил усилия со своим соотечественником Брюсом Маклареном, перейдя в одноименную команду, где он продолжил участвовать в гонках и одержал еще шесть побед до выхода на пенсию в 1974 году. Он продолжал участвовать в других гоночных сериях, пока не умер в 1992 году, перенеся сердечный приступ во время участия в австралийской гонке «1000 километров Батерста».

Хоуден Генли

Никто из новозеландцев не провел в Формуле-1 столько времени, сколько Халм, но Хоудэн Генли провел больше всего стартов в чемпионате после него.

Отправившись в Европу в 1960-х годах, Генли был нанят в качестве механика Брюсом Маклареном, когда тот создал свою собственную команду. После участия в Формуле-5000 в 1970 году, Генли сделал шаг к Формуле-1 год спустя.

Он принял участие в 35 Гран-при между 1971 и 1974 годами, его лучшим результатом стал финиш на 4-м месте.

Грэм МакРей

Грэм МакРей принял участие в Гран-при Великобритании 1973 года, но, к сожалению, его гонка быстро закончилась, когда он сошел с дистанции на первом круге.

Несмотря на то, что его появление в спорте было мимолетным, Макрей добился успеха в Формуле-5000, а также участвовал в Инди-500 в 1973 году.

Джон Николсон

Как и МакРэй, Джон Николсон также имел всего один старт в Формуле-1. Гонщик из Окленда сел за руль Lyncar Ford в Сильверстоуне в 1975 году, он стартовал в конце стартовой решетки, а за пять кругов до финиша он вылетел из-за проливного дождя.

Но, как и в случае с Генли, Николсон работал в McLaren в качестве инженера, когда впервые приехал в Великобританию, и он преуспел в этом, помогая команде McLaren выиграть свой первый чемпионат мира в 1974 году.

Майк Таквелл

Несмотря на то, что он участвовал только в двух Гран-при, в обоих из которых он не смог финишировать, Майка Таквелл отметился в истории Формулы-1, поскольку в течение почти 30 лет он удерживал рекорд как самый молодой гонщик, когда-либо стартовавший в Гран-при.

Таквеллу было всего 19 лет, когда он вышел на старт Гран-при Канады 1980 года, а затем вернулся на ту же трассу четыре года спустя. Он продолжал соревноваться в других категориях автоспорта, в которых выиграл чемпионат Европы Формулы-2 в 1984 году.

Брендон Хартли

После Таквелла у Новой Зеландии долго не было своего представителя в Формуле-1 – 33 года, если быть точным. Брендон Хартли стал девятым гонщиком из этой страны, кому удалось выйти на старт гонки Ф1, когда он дебютировал за Toro Rosso на Гран-при США 2017 года – неожиданно, ведь за шесть лет до этого он был исключен из юниорской программы Red Bull.

Хартли, который ранее также выступал в качестве резервного гонщика в обеих командах Red Bull, получил постоянное место в младшей команде в 2018 году и набрал в общей сложности четыре очка, его лучшим результатом стало девятое место в Остине.

В Toro Rosso решили заменить Хартли на Алекса Элбона в 2019 году. С тех пор Хартли добился успеха в гонках на выносливость, в том числе одержал две победы в гонке «24 часа Ле-Мана».

Лиам Лоусон

Завершает список Лиам Лоусон, который вернется на стартовую решетку после своего впечатляющего выступления за AlphaTauri в 2023 году.

Заменив Риккардо на Гран-при Нидерландов после того, как австралиец получил перелом руки, Лоусон отлично проехал свою первую гонку и был очень близок к попаданию в очки во время своего второго Гран-при в Монце.

Ожидание длилось всего две недели, так как скоро он пересек финишную черту девятым на Гран-при Сингапура.

Ему пришлось уступить место в команде в 2024 году, но у Лоусона появился новый шанс -  сможет ли он максимально использовать эту возможность и обеспечить себе место в команде в 2025 году? И сможет ли он добиться успеха, как многие из его соотечественников, таких как Брюс Макларен и Денни Халм, и вписать свое имя в список новозеландцев-победителей Гран-при? Только время покажет.

Это перевод статьи Анна Фрэнсис с сайта formula1.com от 30 сентября 2024 года.

Этот блог в соцсетях: X, Телеграм-канал..