14 мин.

Подорожание запчастей и ремонта авто в 2024 – причины, на сколько подорожало

В первой половине 2024 года средняя стоимость сервисного обслуживания автомобиля в России достигла 9600 рублей. Это на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года, что свидетельствует о заметном росте расходов автовладельцев на поддержание своих машин в исправном состоянии. Наиболее дорогим в обслуживании оказался сегмент автомобилей старше 10 лет. Это неудивительно, учитывая их возраст и повышенный износ деталей.

Что будет, если проехать на запре­щающий сигнал светофора

К тому же, парк таких машин в России продолжает увеличиваться, что создает дополнительное давление на рынок автосервиса. Помимо возраста на стоимость обслуживания автомобиля также влияют:

  • Марка и модель автомобиля. Обслуживание автомобилей премиальных марок, как правило, обходится дороже из-за высокой стоимости запчастей и сложности ремонта.

  • Регион. В крупных городах и мегаполисах цены на услуги автосервиса обычно выше, чем в небольших населенных пунктах.

  • Конкретный автосервис. Разные автосервисы могут предлагать разные цены на одни и те же услуги, поэтому перед обращением стоит сравнить предложения нескольких сервисов.

Мы обратились к экспертам автосервисов, чтобы узнать их мнение о причинах роста цен и о том, какие меры предпринимаются для сдерживания этого процесса.

Почему сервисное обслуживание дорожает

Согласно аналитике сервисных центров, стоимость ремонта автомобилей в России заметно выросла. В среднем, в зависимости от возраста машины, рост составляет от 26 до 35%. Особенно ощутимо это для автомобилей в возрасте от 10 до 14 лет, где средний чек достигает 10,7 тысяч рублей.

Причины роста цен:

  • Инфляция и экономическая нестабильность: общая экономическая ситуация в стране, инфляция и колебания курса рубля неизбежно влияют на стоимость запчастей, расходных материалов и услуг СТО.

  • Дефицит запчастей и логистические сложности: уход ряда зарубежных брендов с российского рынка привел к дефициту оригинальных запчастей, а сложности с логистикой увеличивают их стоимость.

  • Старение автопарка: средний возраст автомобилей в России растет, а старые машины требуют более частого и дорогостоящего ремонта.

  • Изменение потребительского поведения: автовладельцы стали чаще соглашаться на более широкий перечень услуг, включая дорогостоящий ремонт, вместо покупки нового автомобиля.

Больше всего тратят владельцы автомобилей в возрасте от 6 до 12 лет. Эти машины часто нуждаются не только в плановом ТО, но и в серьезном ремонте с заменой деталей. Сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова отмечает рост среднего чека и связывает его с увеличением числа клиентов, приобретающих подержанные автомобили, а также с ростом цен на запчасти.

Защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов считает, что автомобиль становится предметом роскоши, и прогнозирует дальнейший рост цен на СТО. Возможные последствия этой тенденции:

  • Старение автопарка: высокие цены на ремонт и обслуживание подталкивают автовладельцев к эксплуатации старых машин, что ведет к дальнейшему старению автопарка и потенциальным проблемам с безопасностью на дорогах.

  • Рост расходов автовладельцев: ремонт и обслуживание ТС становятся все более дорогим удовольствием, что создает дополнительную финансовую нагрузку на автовладельцев.

Автолюбителям стоит помнить, что своевременное проведение ТО и мелкого ремонта поможет избежать серьезных поломок и дорогостоящего ремонта в будущем. Также соблюдение ПДД и бережное отношение к автомобилю снизят риск аварий и повреждений, требующих ремонта. В некоторых случаях можно рассмотреть возможность покупки б/у запчастей или поиска СТО с более доступными ценами.

После какого пробега дорожает обслуживание

Эксперты сервисных центров, таких как «Вилгуд», отмечают, что владельцы автомобилей с пробегом свыше 150 000 километров сталкиваются с наиболее существенными затратами на обслуживание, независимо от марки и модели автомобиля. Это связано с естественным износом основных и вспомогательных узлов и агрегатов, требующих ремонта или замены. Барно Турсунова, представитель «Вилгуд», подчеркивает, что в сервисные центры все чаще обращаются владельцы ТС с большим пробегом, нуждающихся в серьезном ремонте. Это свидетельствует о старении автопарка в целом. Ситуацию усугубляет продолжающийся рост цен на запчасти и комплектующие категорий «С» и «D», включающих силовые агрегаты, сложную электронику и оригинальные детали без аналогов.

Относительно стабильными остаются цены только на регламентные работы и необходимые для них комплектующие. Стоимость остальных работ и запчастей продолжает расти. Нарушение логистических цепочек и дефицит запчастей групп «С» и «D» приводят к увеличению предложения б/у запчастей на рынке, что создает дополнительные риски для автовладельцев. Помимо пробега и возраста автомобиля, на стоимость обслуживания влияют и другие факторы:

  • Марка и модель автомобиля: некоторые марки и модели автомобилей традиционно считаются более дорогими в обслуживании из-за стоимости запчастей и сложности ремонта.

  • Условия эксплуатации: интенсивная эксплуатация автомобиля в тяжелых условиях (например, бездорожье, экстремальные температуры) ускоряет износ и увеличивает затраты на обслуживание.

  • Стиль вождения: агрессивный стиль может привести к преждевременному износу некоторых узлов и агрегатов.

  • Регулярность обслуживания: сезонное техническое обслуживание помогает выявить и устранить проблемы на ранней стадии, предотвращая дорогостоящий ремонт в будущем.

Пробег свыше 150 000 километров является своеобразным рубежом, после которого стоимость обслуживания автомобиля начинает существенно расти.

Если в новом ТС достаточно проводить регулярное ТО и замену расходников, возрастные машины требуют капитального восстановления. По данным владельцев автоцентров чаще всего в старых ТС страдают:

  • Двигатель и трансмиссия. После 150 000 км пробега особое внимание стоит уделить сцеплению, особенно на автомобилях с механической коробкой передач. Также возможен износ ремня или цепи ГРМ, роликов и натяжителей. Прокладки и сальники могут начать протекать, требуя замены. Система охлаждения и топливная система также нуждаются в проверке, особенно радиатор, термостат, водяной насос, топливный насос и форсунки. Автоматическая коробка передач может потребовать ремонта или замены отдельных компонентов.

  • Ходовая часть. Амортизаторы и стойки, подшипники ступиц, шаровые опоры, рулевые наконечники и сайлентблоки подвержены износу и могут потребовать замены для обеспечения безопасности и комфорта вождения. Тормозная система также нуждается в регулярной проверке и замене изношенных тормозных дисков, колодок и шлангов.

  • Электрооборудование. Генератор, стартер и аккумулятор – это ключевые элементы, которые могут потребовать внимания после полутора сотен км пробега. Износ щеток, регулятора напряжения и подшипников генератора, а также втягивающего реле и щеток стартера – распространенные проблемы. Аккумулятор обычно служит 3-5 лет и может потребовать замены.

  • Кузов и прочее. Элементы подвески выхлопной системы подвержены коррозии и могут требовать ремонта. Лобовое стекло может иметь сколы и трещины, что ухудшает обзор и безопасность.

Общая стоимость ремонта старых авто часто превышает чек в 15-20 тысяч, что не каждому по карману. Однако это не означает, что автомобиль с таким пробегом становится нерентабельным. При должном уходе и своевременном обслуживании автомобиль может прослужить еще долгие годы. Важно учитывать все факторы, влияющие на стоимость обслуживания, и принимать взвешенные решения о ремонте и замене запчастей.

Как сервисы пытаются сдержать рост цен

Вопрос ценообразования на сервисное обслуживание автомобилей в текущих рыночных условиях представляет собой сложный баланс между стремлением дилеров сохранить клиентскую базу и необходимостью компенсировать растущие издержки. Как отмечает Александр Калинкин, директор по послепродажному обслуживанию «АвтоСпецЦентр Внуково», для автомобилей ушедших брендов наблюдается тенденция не к увеличению, а скорее к стабилизации или даже снижению стоимости обслуживания. Это связано с несколькими факторами:

  • Старение автопарка: с увеличением возраста автомобилей растет вероятность поломок и потребность в более серьезном ремонте, что толкает владельцев к поиску более доступных по цене альтернатив.

  • Конкуренция с независимыми сервисами: частные сервисы традиционно предлагают более низкие цены, что вынуждает официальных дилеров применять гибкую ценовую политику, включая скидки и дисконтные программы.

  • Сохранение клиентской базы: в условиях сокращения рынка новых автомобилей удержание существующих клиентов становится приоритетной задачей для дилеров.

Для новых брендов, активно завоевывающих российский рынок, ситуация несколько иная. Здесь дилеры сталкиваются с необходимостью установить адекватную стоимость обслуживания, которая позволит компенсировать затраты на запчасти, обучение персонала и другие издержки, связанные с развитием новой марки. При этом важно не отпугнуть потенциальных клиентов слишком высокими ценами. Несмотря на усилия дилеров по сдерживанию цен, средний чек на обслуживание автомобилей все же растет. Это подтверждает Алексей Шпикалов, директор по сервису и запасным частям «Авилона», отмечая, что средняя цена ремонта увеличилась на 3% по сравнению с прошлым годом. Основной причиной помимо старения автопарка является и изменение структуры поломок.

В будущем можно ожидать дальнейшего развития гибких ценовых стратегий со стороны дилеров, направленных на удержание клиентов и привлечение новых. Это может включать в себя расширение программ лояльности, предоставление скидок на обслуживание для определенных категорий клиентов, а также развитие онлайн-сервисов для записи на обслуживание и заказа запчастей. В то же время, рост стоимости запчастей и увеличение сложности ремонта автомобилей могут привести к дальнейшему росту среднего чека на обслуживание, особенно для автомобилей ушедших брендов и старых моделей. В целом, динамика стоимости обслуживания автомобилей будет определяться сложным взаимодействием рыночных факторов, включая конкуренцию, стоимость запчастей, возраст автопарка и экономическую ситуацию в стране.

Какие запчасти в дефиците и сколько их ждать

На рынке автозапчастей в России наблюдается двойственная ситуация: с одной стороны, наблюдается стабильность в наличии и ценах на комплектующие категорий «А» и «В», к которым относятся мелкие запчасти для технического обслуживания, детали кузова, фильтры и масла. Появление множества альтернативных поставщиков, предлагающих продукцию сравнимого качества по конкурентным ценам, также способствует стабилизации цен в этом сегменте.

С другой стороны, сохраняется дефицит запчастей, ввозимых под заказ, особенно для определенных марок и моделей автомобилей. Очень остро дефицит ощущается для автомобилей премиальных и редких марок, таких как:

  • Европейские бренды: BMW, Mercedes-Benz, Audi, Porsche, Land Rover, Jaguar, Volvo и другие.

  • Японские и корейские бренды: Lexus, Infiniti, Acura, Genesis.

  • Американские бренды: Cadillac, Chevrolet (особенно модели, не поставлявшиеся официально в Россию), Ford (некоторые модели).

Сроки ожидания таких деталей могут растягиваться на месяцы, что негативно сказывается на сроках ремонта автомобилей. Сложность приобретения и доставки таких комплектующих также приводит к значительному увеличению их стоимости. Наиболее затратными становятся крупные и агрегатные ремонты, когда отсутствует возможность приобрести узел в сборе. В некоторых случаях необходимые детали вовсе недоступны для заказа, что создает дополнительные трудности для автовладельцев и сервисных центров.

Дополнительные аспекты ситуации:

  • Рост цен на оригинальные запчасти: несмотря на стабильность цен на комплектующие категорий «А» и «В», стоимость оригинальных запчастей для некоторых марок автомобилей продолжает расти. Это связано с ограничением поставок и сложностями в логистике.

  • Развитие параллельного импорта: параллельный импорт стал одним из основных каналов поставки дефицитных запчастей. Однако этот механизм также сопряжен с определенными рисками, такими как возможность приобретения контрафактной продукции.

  • Активное использование аналогов: в условиях дефицита оригинальных запчастей автовладельцы и сервисные центры все чаще обращаются к аналогам. Качество аналогов может варьироваться, поэтому важно выбирать продукцию проверенных производителей.

  • Увеличение сроков ремонта: дефицит деталей и сложность их доставки приводят к увеличению сроков ремонта ТС. Это создает неудобства для автовладельцев и может привести к дополнительным расходам.

В целом, ситуация на рынке автозапчастей в России остается сложной и требует от автовладельцев и сервисных центров гибкости и адаптации. Важно учитывать возможные задержки в поставках и рост цен при планировании ремонта автомобиля.

Дорожает ли регламентное обслуживание новых машин

Несмотря на наличие предпосылок к росту цен на обслуживание относительно новых автомобилей в официальных дилерских центрах, стоимость пока остается стабильной, утверждает Александр Калинкин. В московском регионе, где наблюдается высокая концентрация официальных дилеров китайских марок, конкуренция за клиента становится ключевым фактором, сдерживающим рост цен на обслуживание. Борьба за клиента разворачивается не только между официальными дилерами и независимыми сервисами, но и внутри дилерской сети одного бренда. В таких условиях ценообразование становится одним из главных инструментов привлечения клиентов, что препятствует повышению стоимости обслуживания.

Однако, рост стоимости обслуживания наблюдается в сегменте новых премиальных брендов. Это объясняется менее интенсивным расширением их дилерской сети и, как следствие, меньшей конкуренцией. В первую очередь рост затрагивает следующие марки:

  • Новые китайские бренды в премиальном сегменте: Tank, Exeed, Voyah, Hongqi и другие. Эти бренды только начинают развивать свою дилерскую сеть в России, что приводит к меньшей конкуренции и более высоким ценам на обслуживание.

  • Некоторые европейские бренды, сохранившие присутствие на рынке: BMW, Mercedes-Benz, Audi, Porsche. Несмотря на сокращение дилерской сети, эти бренды сохраняют высокий уровень цен на обслуживание, ориентируясь на свою целевую аудиторию.

  • Японские и корейские бренды в премиум-сегменте: Lexus, Infiniti, Genesis. Хотя эти бренды имеют более развитую дилерскую сеть, чем новые китайские марки, они также поддерживают высокий уровень цен на обслуживание, соответствующий их премиальному статусу.

Клиенты премиальных брендов, как правило, готовы платить больше за обслуживание, ожидая высокого уровня сервиса и использования оригинальных запчастей. Это позволяет дилерам и сервисным центрам поддерживать более высокие цены, особенно в условиях ограниченной конкуренции.

По данным «АвтоСпецЦентра», средний рост стоимости обслуживания премиальных брендов составляет около 15%. Наиболее дорогим в обслуживании на данный момент является бренд Tank, что соответствует ожиданиям его целевой аудитории, привыкшей к высокому уровню цен. Производитель устанавливает рекомендованные розничные цены на обслуживание в соответствии с классом автомобиля, что также способствует росту цен в премиальном сегменте.

Дополнительно стоит отметить, что рост цен на комплектующие, особенно импортные, может привести к увеличению цены обслуживания. Также современные машины оснащаются все более сложными системами и технологиями, что требует от сервисных специалистов высокой квалификации и специального оборудования, что также может отразиться на цене.

Будет ли автопарк стареть дальше

Вопрос о старении автопарка в России вызывает дискуссии среди экспертов. В то время как некоторые аналитики отмечают увеличение среднего возраста автомобилей, представители дилерских сетей, работающих преимущественно с новыми машинами, наблюдают иную картину. По мнению Сергея Калинкина, процесс старения автопарка был особенно заметен в первый год санкций, когда предложение новых автомобилей резко сократилось. Однако в дальнейшем, с появлением на рынке новых моделей, включая китайские бренды, ситуация начала меняться. Что на это повлияло:

  • Расширение выбора: на рынке присутствуют автомобили различных ценовых категорий – от бюджетных до премиальных, что стимулирует покупательский интерес и обновление автопарка.

  • Изменение отношения к китайским автомобилям: повышение качества и надежности представителей азиатского автопрома привело к росту их популярности, что также способствует обновлению парка.

  • Региональные особенности: в Москве и других крупных городах, где уровень доходов выше среднего по стране, автомобили обновляются чаще, чем в регионах. Это приводит к тому, что подержанные машины «перетекают» из столицы в регионы, где они продолжают эксплуатироваться, что в целом увеличивает средний возраст автопарка по стране.

Отметим, что программы льготного автокредитования и trade-in стимулируют обновление автопарка. Также все чаще бывшие автолюбители прибегают к услугамкаршеринга и такси, а эти сервисы используют новые автомобили, что также способствует общему обновлению парка.

Несмотря на наличие разногласий в оценке текущей ситуации, эксперты сходятся во мнении, что процесс обновления автопарка в России идет, хотя и неравномерно. В крупных городах он происходит быстрее, чем в регионах. В будущем, с расширением предложения новых автомобилей и развитием дилерских сетей, можно ожидать постепенного обновления автопарка по всей стране.

Как сейчас купить Ладу Ларгус в России в 2024 – цены, комплектации

Топ самых продаваемых автомобилей в России в 2024