9 мин.

Стучит передняя подвеска – в чем причина, куда смотреть, что сломалось

Помните диалог Димы Семицветова с автослесарем из знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»? «Да, а при переключении скорости такой звук: тук-тук-тук…» — «Послушаем». Все эти «тук-тук-тук» неспроста. По статистике около сорока процентов обращений автовладельцев на станции технического обслуживания составляют жалобы на стук в подвеске автомобиля, когда приходится ехать по неровной дороге. Далее мы попытаемся выяснить, по каким причинам может стучать подвеска, и как провести ее диагностику.

Как проверить реле-регулятор генератора: когда она нужна и как её сделать

Не работают стеклоподъемники – как починить, инструкция, советы

Какие могут быть стуки в подвеске

Поиск неприятных звуков надо начинать с условий, при которых они появляются. Попытайтесь проехать по одной и той же местности несколько раз и определить, когда именно стучит. Обычно звук раздается спереди автомобиля при езде по неровной дороге. Дальше, — какой звук? Тут могут быть глухие удары и, наоборот, звонкие металлические. Не удивляйтесь, если услышите нечто вроде треска или поскрипываний. Опишите то, что вы слышите автослесарю. Порой опытному специалисту будет достаточно сказать, какой звук раздается, чтобы он сразу определил проблему.

Хорошо, если это просто стук или треск, хуже, если автомобиль начинает менять поведение при езде. Если сильно изношены сайлентблоки, то помимо стуков машина не будет придерживаться прямой траектории, а водителю придется все время ее корректировать рулем. Если автомашина одновременно со стуками начинает раскачиваться, то тут проблема с амортизаторами, они могут быть сильно изношены. Все это тоже нужно рассказать специалисту при обращении в автосервис. Все как с посещением врачебного кабинета. Описываете симптомы болезни, доктор рекомендует лекарства и определяет лечение. Далее рассмотрим причины появления посторонних звуков.

Что может стучать в подвеске

Источников неприятных звуков может быть несколько. Рассмотрим самые распространенные случаи.

Шаровые опоры

Первое место по количеству причин стука — шаровые опоры. «У машины какой-то стук при езде в переднем левом (правом) колесе», такую фразу на СТО можно услышать чаще всего. Правда, в современных автомобилях шаровые опоры все меньше обращают на себя внимание.

Для точного определения проблемы нужно либо подвесить автомашину на подъемнике, либо поставить домкрат и вывесить хотя бы одно колесо с той стороны, где слышен звук. Далее возьмите колесо за нижнюю часть и покачайте его. Тут же неисправная шаровая опора даст о себе знать глухим стуком в совокупности с люфтом. Пластиковый вкладыш шаровой опоры подвергается быстрому износу из-за поврежденного пыльника. Именно за ним нужно следить прежде всего.

Сайлентблоки

Прежде всего, что это? Сайлентблоки отвечают за подвижность рычагов и представляют собой комбинированные шарниры, выполненные из резины и металла. Помимо подвижности рычагов они гасят вибрации в автомобиле, которые появляются при езде по неровностям. Когда сайлентблоки изношены, это сказывается на поведении машины, она становится хуже в управлении. К тому же все это сопровождается глухими стуками.

Любители вряд ли сразу определят проблему, в вот опытному автослесарю достаточно будет поднять автомашину на подъемнике или на домкрате. Далее нужно двигать рычаги и посмотреть на величину люфта в обоих шарнирах. Тут главное увидеть появившийся зазор из-за отслоения резины от металла. Можно установить новые шарниры самому, вынув старые из мест посадки, но тут нужно будет прилагать максимум усилий, и уж точно невозможно будет сделать женщине-водителю. На станциях технического обслуживания для решения подобных задач используют специальный пресс, тем более это не требует больших затрат.

Стойка амортизатора

Еще один популярный стук, на этот раз звонкий металлический, он раздается в районе передней подвески. Шуметь может как сам амортизатор, обычно это случается когда становится пустой его емкость или возникают проблемы с частью «начинки». Еще одна причина — сильный износ крепежных проушин, где проблема кроется в уплотнительных резиновых втулках.

В данном случае диагностика выполняется легко. Достаточно поочередно раскачать соответствующие края автомобиля. Во время раскачки требуется опираться на верхнюю часть стойки амортизатора. Впереди она крепится при помощи опорного подшипника в «стакане» моторного отсека. Если проблема в опорном подшипнике, то он тоже громко заявит о себе. Он находится над амортизационной пружиной и связывает подвеску с кузовом. На подшипник приходятся самые большие нагрузки. При езде по прямой дороге можно услышать характерный звонкий металлический стук. Еще один симптом — «хруст» при повороте руля.

Стойки стабилизатора

Стойки — самый распространенный источник неприятных звуков в передней части машины. Их меняют чаще всего независимо от марки и модели автомобиля. Деталь небольшая, уязвимая, но при этом очень важная. Тут всего-то две «костяшки» шарниров и коротким штоком, но именно они отвечают за стабильную езду автомашины, за ее устойчивость и крены при поворотах. Как только услышали стуки в подвеске автомобиля, ставьте его на яму и выясняйте, что является источником звуков. Чаще всего стучат стойки стабилизатора.

Возьмитесь за центр штока и начинайте расшатывать каждую из упомянутых «костяшек» по очереди. Держитесь обеими руками. Если появился стук и свободный люфт, значит проблема в шарнирах, они неисправны. Еще лучше если с вами рядом есть помощник, которого можно попросить покачать машину сверху. При этом не нужно убирать руки со стабилизатора. Если видите люфт и слышите стуки, значит пришла пора поменять стойки. Заменить их можно самостоятельно при наличии инструмента. Нужно использовать соответствующий съемник. Правда, порой этого недостаточно, особенно если гайка покрылась ржавчиной или попросту сорвана. Быстро извлечь деталь из посадочного гнезда не получится. Нужно использовать более серьезный инструмент, и лучше отправиться на станцию техобслуживания.

Чаще всего автовладельцы так и поступают. Домкрата и гаечных ключей бывает недостаточно. Для ремонта подвески придется использовать подъемник, и дело доходит до мощной монтировки, «болгарки» и даже кувалды. Причина проста. На эти детали постоянно летит грязь, реагенты, вода и т.п. Крепеж, резьбовые соединения ржавеют, так что без грубого инструмента не обойтись.

Диагностика рулевой системы

Рулевое управление и его приводы, включающие тяги и наконечники, критически важная составляющая передней подвески. Когда этот узел неисправен, возникает звук похожий на тот, который издает сломанный амортизатор. При этом передается сильная вибрация на рулевое колесо. Более того, порой руль может просто вырваться из рук. Все это происходит по причине износа деталей и увеличения зазоров между ними. Любая неровность передается на рулевую рейку, а затем на шестерню вала, происходит удар. Причиной люфта может стать простой пыльник, который оказался порван, из-под него выдавливается смазка, а ее место занимает грязь и вода, образуя ржавчину.

Диагностику рулевого управления провести несложно, но для этого нужен еще один человек. Один находится в салоне и короткими быстрыми движениями качает руль в разные стороны. Второй в это время находится в яме и старается вручную нащупать люфт и понять, где находится источник глухих ударов в шарнирах рулевых наконечников. Таким же образом можно проверить, насколько исправны рулевые тяги. Самостоятельно заменить рулевую тягу с наконечником не получится, тут тоже понадобится специальный инструмент, а он есть только на станциях техобслуживания.

Тормозная система и иные источники стука

Источником неприятных ритмичных звуков могут быть и тормозные механизмы, хотя многие считают, что они не являются частью подвески. Посторонние звуки могут исчезать при торможении. Если так происходит, то нужно проверить диски, суппорты и колодки. Например, звонкий стук могут издавать колодки, когда на невысокой скорости просто болтаются в суппорте, только из-за того, что лопнули пружинки. В недорогих автомобилях стуки в тормозах, к сожалению, возникают довольно часто.

Иногда все происходит с точностью наоборот. Звук возникает во время торможения, когда скорость автомобиля снижается. В первую очередь нужно проверить задние барабанные тормоза и механизм ручного тормоза. Если колодки бракованные или установлены неправильно, то тоже могут быть источником неприятных звуков. Единственный звук, источник которого можно определить на 99 процентов это шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Когда автомобиль начинает движение, и колеса при этом вывернуты, происходит небольшой треск или щелчки. Неприятный хруст при неисправных шарнирах можно услышать при резком старте и быстром разгоне. Диагностика проста. Вывесить колесо, повернуть руль в крайнее положение и проверить руками, есть ли необходимость в замене шарниров.

Когда источник звуков находится в районе подвески, то его могут издавать опоры мотора, их еще называют «подушки». Если происходит разрушение опор, то во время езды звук будет напоминать неисправность ходовой части. Для определения такой неполадки опытный автослесарь может провести визуальный осмотр подвешенного автомобиля на подъемнике. Изношенные опоры двигателя сразу бросятся в глаза. При большом пробеге можно открыть капот и раскачать двигатель руками, посмотреть на его крепления.

Последний вариант, из-за которого могут возникнуть неприятные звуки — неисправности, связанные с глушителем и катализатором. Тут тоже звуки можно спутать с теми, что раздаются из-за проблем с ходовой частью. Причиной может стать прогоревшая прокладка или гайка, которая открутилась на стыке «штанов» и средней части глушителя. Детали начинают биться друг о друга и издавать стук. Периодически проверяйте крепления нейтрализатора и всей выхлопной системы к кузову автомашины. Чуть надорванная резинка подвеса глушителя дает ему возможность «дотянуться» до кузова и стать причиной стука на неровной дороге.

Краткий итог

  1. Обычные проявления неисправностей деталей подвески и иного оборудования — треск, щелчки, звонкое и глухое постукивание, скрип, удары.

  2. Чаще всего слабым местом в подвеске бывают стойки стабилизатора, стучат они. Реже это случается с изношенными амортизаторами, шаровыми опорами и опорными подшипниками.

  3. Диагностика тяг рулевого управления в качестве профилактики неприятностей на дороге проводится своими силами в обыкновенной яме с помощником.

  4. Если с подвеской и тормозной системой все в порядке, тогда причиной неприятных звуков может быть ШРУС, опоры двигателя или разболтавшиеся элементы выхлопной системы.

Пропала машина с места парковки – куда звонить, советы и инструкция