5 мин.

Как проверить реле-регулятор генератора: когда она нужна и как её сделать

Любой автолюбитель, который хотя бы немного разбирается в устройстве автомобиля, знает, какую важную функцию выполняет генератор. Он отвечает за зарядку аккумуляторной батареи и питает все потребители электроэнергии. Все это происходит в результате сложного процесса, и на подробностях его мы останавливаться не будем. Расскажем только о реле-регуляторе, который отвечает за управление всеми этими процессами. Периодически реле-регулятор нуждается в проверке. Как это сделать, почему это очень важно, разбираемся вместе.

Как доехать из Москвы в Новороссийск на авто: маршрут, путешествие из Москвы в Новороссийск на машине

Пропала машина с места парковки – куда звонить, советы и инструкция

Признаки неисправности реле-регулятора

Очевидно, что реле-регулятор работает с напряжением, поэтому если оно не соответствует норме, то логично предположить, что регулятор неисправен. Отклонение будет прямым признаком неисправности, но есть и ряд косвенных. Вдруг ни с того, ни с сего начинает быстро разряжаться аккумуляторная батарея. Особенно это будет заметно зимой. Тут возможна проблема в самой АКБ и желательно, прежде всего, проверить именно ее, но не всегда. Если с батареей все в порядке, то должна последовать проверка реле-регулятора.

Другой довольно распространенный признак обратный. Генератор вдруг начинает перезаряжать аккумуляторную батарею. В таком случае может закипать электролит, и его уровень уменьшается. Сегодня в большинстве своем заводы-производители выпускают необслуживаемые АКБ, поэтому при расходе электролита и срок службы батареи будет меньше обозначенного. Еще один признак перезарядки, — в автомашине начинают быстро перегорать лампочки. Все это тоже является поводом проверить реле-регулятор мультиметром.

Что является причиной выхода из строя реле-регулятора?

Практически на всех современных автомобилях реле-регулятор размещен в паре с генератором, они всегда рядом. Но многие старые модели, тут для примера лучше всего подойдут старые вазовские классические, отличаются. На них реле-регулятор это отдельный элемент и расположен под капотом в качестве самостоятельного. До него легко добраться и проверить. Конструкция моторного отсека явно становится сложнее, но доступ легче. Сломаться реле-регулятор может по разным причинам, как естественным, так и искусственным. Вот основные:

  • короткое замыкание

  • выход из строя диодного моста

  • износ щеток генератора, которые конструкторы часто объединяют с реле;

  • попадание воды (под давлением во время мойки).

Самые частые причины выхода из строя регулятора естественные. Например, нужно заменить изношенные щетки, либо возникают проблемы с электроникой.

Как сделать так, чтобы реле-регулятор служил как можно дольше? Ответ простой до банальности — беречь его. Важно это особенно во время мойки моторного отсека. Струя воды под сильным давлением — главная причина неисправности регулятора. Ни в коем случае нельзя допускать попадания воды ни на него, ни на генератор. Для этого достаточно обернуть эти детали полиэтиленовой пленкой. «Убить» регулятор часто можно зимой, когда села батарея аккумулятора и ее нужно зарядить. Если водитель не умеет правильно «прикурить» свою автомашину от другой, то выведет из строя регулятор.

Проверка реле-регулятора мультиметром

Проверить работу реле-регулятора довольно просто. Для этого достаточно иметь под рукой мультиметр и не нужно снимать регулятор. Вот какова последовательность действий:

  1. Требуется подключить мультиметр к клеммам аккумуляторной батареи. Для начала нужно выставить необходимый режим постоянного тока — 20 В.

  2. Заведите мотор, пусть он прогреется в течение нескольких минут. Следите за холостыми оборотами двигателя, они должны упасть до отметки ниже одной тысячи оборотов в минуту.

  3. Взгляните на напряжение аккумулятора, если оно находится в области 14 В, то ничего предпринимать не надо, это нормальный показатель, проверяем дальше.

  4. Теперь необходимо добавить обороты, нажмите на педаль акселератора так, чтобы они достигли отметки в 2500 в минуту. Смотрим, что показывает мультиметр. Если напряжение немного превышает 14 В, то по-прежнему все в порядке. Переходим к заключительному этапу.

  5. Нужно еще больше поднять обороты двигателя до предельных значений, примерно 4000 в минуту. Если вновь стрелка мультиметра сдвинулась на несколько долей до 14,5 В, то нет повода для беспокойства. Если значение больше, то реле явно неисправно, происходит перезарядка.

Второй способ проверки регулятора напряжения генератора подразумевает его подключение к альтернативному источнику питания, в котором можно регулировать напряжение вручную. Запитайте реле-регулятор от этого источника и подключите к щеткам генератора лампочку на 12 В. Дальше нужно менять уровень напряжения и следить за лампой.

  • лампа должна гореть в диапазоне от 12 до 14,5 В

  • лампа должна гаснуть при показателе выше 14,5 В

Ремонт или замена реле-регулятора

Если после всех вышеописанных действий выясняется, что регулятор напряжения генератора неисправен, то смысла ремонтировать его нет. В любом случае, чтобы его извлечь, нужно демонтировать сам генератор. К тому же реле-регулятор стоит совершенно недорого, лучше поставить новый. Чаще всего проблемы с этой деталью автомобиля возникают не ранее ста тысяч километров пробега. Наконец, многие современные регуляторы попросту нельзя разобрать. По внешнему виду они напоминают запаянную в пластик или залитую компаундом «таблетку», из которой торчат контакты.

Если это не «таблетка», то нужно снять генератор. Его демонтаж не составляет никаких проблем. Затем снять крышку, после корпус контактной группы с щетками, а дальше открутить реле. Если регулятор представляет собой отдельную деталь, все становится еще проще. Открутите его крепления, снимите клеммы и в обратном порядке установите новое реле. На всякий случай проверьте его, как описано выше, потому что деталь может оказаться бракованной.

Краткие итоги

  1. Функция реле-регулятора — контролировать напряжение, поступающее от генератора к аккумулятору.

  2. С помощью мультиметра можно проверить, исправен ли реле-регулятор, не снимая его с генератора.

  3. Отремонтировать реле нет возможности и необходимости, лучше сразу заменить его новым.

Сажевый фильтр на дизеле – что это такое, как чистить и менять на авто