14 мин.

Как выбрать хороший мотошлем – инструкция

Согласно ПДД России, Беларуси и других стран СНГ, единственный элемент мотоэкипировки, без которого езда на мотоцикле недопустима, – это шлем. При этом указаний о том, каким он должен быть – нет. Но в этом есть и свои плюсы, например, каждый водитель вправе сам выбирать, какой мотошлем купить. Но не каждый знает, на какие параметры важно обратить внимание. Именно поэтому в данном материале будут рассмотрены различные аспекты выбора хорошего шлема для мотоцикла.

Покупка подержанного мотоцикла: инструкция

Виды мотоциклетных шлемов

Сегодня на рынке мотоэкипировки можно найти различные варианты шлемов начиная от простых открытых вариантов и заканчивая более современными модулярами. Далее каждый из вариантов будет рассмотрен более подробно.

Открытые

Первый, самый простой и доступный вариант, – «открытый» шлем. Данная категория также подразделяется еще на несколько подкатегорий. Самыми компактными и легкими являются Braincap («половинки»). Подобные модели закрывают только верхнюю часть головы. Пример открытого шлема можно найти в мультике «Ну, погоди», где Волк надевал подобную экипировку. К сожалению, защита, обеспечиваемая подобным шлемом, оставляет желать лучшего, хотя и выполняет требования ПДД в РФ. В Европе такой вариант будет недопустим, т. к. там все шлемы должны быть сертифицированы согласно действующим нормам безопасности. По этой причине именитые производители не занимаются изготовлением «половинок».

Если говорить о безопасности, то Jet (шлем типа ¾) будет более предпочтительным вариантом, т. к. он обеспечивает покрытие всей головы, при этом оставляя открытым лицо и подбородок. Модели подобного типа часто оснащаются длинным/коротким визором или очками. При езде на мопеде, скутере и ином двухколесном транспорте невысокой мощности это подходящий вариант, т. к. выглядит он стильно и при этом стоит довольно дешево. Но новичкам лучше остановить свой выбор на более дорогостоящих и более безопасных вариантах, т. к. в более 30% ДТП страдает нижняя часть лица и подбородок. Таким образом, если за рулем байка находится неопытный водитель, ему лучше выбрать мотошлем другого типа.

Кроссовые

Кроссовые – очередной тип мотошлемов, не рекомендованный новичкам. Он характеризуется закрытым подбородком, отсутствием стекла и массивным козырьком. Такой вариант подходит для езды по бездорожью, т. к. козырек обеспечивает необходимую защиту лица от грязи, веток и т. д., в то же время при движении по асфальту он не очень удобен. На большой скорости козырек создает сопротивление, что приводит к задиранию головы водителя вверх и ее отведению в сторону. Это терпимо при езде на небольшие расстояния, но в других ситуациях становится проблемой. Кроссовый шлем подойдет для эндуро, а для обычного дорожного мотоцикла лучше подобрать что-то другое. В этом случае подойдет закрытый шлем (Full Face), также называемый в России «Интеграл».

Закрытые и модуляры

Обычный закрытый шлем – это идеальный вариант для многих мотоциклистов, т. к. он гарантирует максимальный уровень защиты, при этом его стиль нравится большинству владельцев двухколесного транспорта. Для новичков – это лучший вариант. На рынке можно найти шлемы-модуляры с откидывающейся вверх передней частью. Подобный тип шлемов популярен у мототуристов, т. к. нет необходимости снимать его при походе в магазин или на заправку.

При медленной езде в модуляре можно спокойно дышать свежим воздухом, пить и даже делать перекусы. В то же время они значительно дороже и имеют больший вес, чем «интегралы». Их аэродинамические характеристики хуже, а на скорости они создают больше шума.

Сколько шлемов должно быть у мотоциклиста

Хотя изначально необходимости в нескольких шлемах нет, со временем может появиться желание купить еще один. Обычно дополнительный мотошлем покупают под разную погоду, одежду и настроение. У бывалых байкеров можно найти множество моделей, ведь для них этот элемент экипировки воспринимается, как часть повседневного гардероба у обычного человека.

Мотошлем какой марки выбрать

Разобравшись с тем, что новичку необходим закрытый шлем, можно переходить к выбору конкретной модели. Нередко можно слышать, что дорогие варианты – самые лучшие. Якобы на защите головы нельзя экономить, и это правда, но лишь отчасти. Важно понимать, что все шлемы от именитых производителей обеспечивают примерно одинаковую защиту вне зависимости от стоимости.

На просторах России и стран СНГ в мотосообществах принято считать, что наиболее качественные и престижные шлемы выпускают следующие компании:

  • японские Shoei и Arai;

  • немецкая Schuberth;

  • итальянская AGV.

Чуть более дешевые мотошлемы производят итальянские X-lite и Nolan, французская Shark и корейская HJC. Еще более бюджетные модели можно найти у LS2 и Caberg. Также качественными считаются Bell и Airoh, но на российском рынке они распространены не так сильно.

Существуют и другие фирмы, предлагающие качественные шлемы для мотоциклов. Можно насчитать минимум несколько десятков подобных компаний, поэтому ориентироваться на то, чтобы марка просто была узнаваемой, – хороший вариант. Часто названия можно слышать в трансляциях спортивных событий по ТВ, тематических журналах, в интернете – такие шлемы можно брать. Если же бренд малоизвестен, можно попробовать поискать его историю в интернете, почитать отзывы или же сразу перейти к выбору другого варианта.

Покупка мотошлема на Aliexpress – плохое решение! Даже с учетом масштаба и популярности данной площадки, найти качественные товары там довольно непросто. А если речь идет о собственной безопасности, то рисковать здесь однозначно не стоит. Лучше всего пойти в специализированный магазин и там подобрать для себя оптимальный вариант.

Масса шлема и наличие наклеек

При осмотре шлема первое, на что стоит обратить внимание, – наклейка. Именно она является показателем того, что товар прошел сертификацию. Найти ее можно сзади внизу. В случае с моделями из Европы, там должна присутствовать надпись ECE 22.05, если говорить о вариантах из Америки, то – DOT. Также иногда можно найти сразу 2 наклейки, что указывает на соответствие всем современным стандартам безопасности, но также стоит учитывать, что в Европе американский стандарт не признается, а в США – европейский. Так что, если водитель будет остановлен полицией, то он может быть оштрафован. Если же говорить о странах постсоветского пространства, то здесь не обращают внимание на подобные вещи, по крайней мере сейчас.

Следующей важной характеристикой является вес мотошлема. Класть на весы его точно не нужно, достаточно взглянуть на наклейку. Вес – изменчивый параметр, который меняется в зависимости от размера. Так модель XL будет существенно тяжелее, чем S. Лучшими вариантами считаются более легкие модели. Спортивные шлемы – самые легкие и весят примерно 1 кг., в то же время они довольно дорогостоящие. Качественный «дорожный» шлем закрытого типа завесит около 1,2 кг. В целом, можно рассматривать варианты до 1,5 кг., если больше, то шея будет быстро уставать.

Мотошлем из какого материала выбрать

На вес мотошлема в первую очередь влияет материал изготовления. Самые легкие модели – карбоновые. Чуть более тяжелые – композитные, к которым относятся следующие материалы:

  • фибергласс;

  • стекловолокно;

  • карбон;

  • кевлар.

Большинство производителей имеют собственные запатентованные названия композитных материалов, используемых для укрепления внешней оболочки шлема. К самым тяжелым и дешевым вариантам относятся термопластиковые модели. Чаще всего речь идет о поликарбонате, но иногда применяются и другие, более продающие, названия.

В целом, выбор материала, из которого изготовлен мотошлем, – это дело каждого, т. к. на уровень защиты это никак не влияет. Если у шлема есть необходимые сертификаты, то нет большой разницы пластиковый он или карбоновый, т. к. изготовитель гарантирует, что его продукция безопасна и надежна.

Далее можно перейти к внутренней части шлема. Здесь можно обнаружить плотный слой вспененного пенопласта поверх которого крепится обивка из текстиля. Не стоит верить продавцам и производителям, утверждающим, что она изготовлена из гипоаллергенных и антибактериальных материалов. Если в составе можно найти «дезинфицирующую» пропитку, бамбуковое волокно или даже серебряные нити, то это не инновационные технологии, а обычная реклама. В любом случае, когда мотоциклист часто носит шлем, он потеет и со временем обивка начинает загрязняться и плохо пахнуть. Так что самый удачный вариант это когда ее можно снять и постирать.

Как выбрать размер мотоциклетного шлема

Обычно новички не знают, как выбрать размер мотошлема. В такой ситуации самое простое решение – выбрать модель и примерить ее. Если шлем наделся легко и его можно прокрутить на голове, стоит подобрать вариант меньшего размера. Шлем должен хорошо сидеть и не должен легко надеваться. Важно, чтобы он равномерно обхватывал голову по всей поверхности. В случае, если покупатель не может определиться между двумя вариантами, лучше отдать предпочтение модели меньшего размера.

Шлем изнутри покрыт мягким материалом, который со временем усядет и будет повторять форму головы. Если какая-то модель давит только в определенных местах, то лучше поискать другой вариант, т. к. этот просто не подходит. Каждый человек имеет определенную форму головы, производители это понимают, поэтому изготавливают болванки различной формы. Важно подобрать для себя подходящую модель, походить, посмотреть, померить и найти что-то свое. Сегодня на рынке представлено огромное количество марок, поэтому найти что-то свое не будет проблематично.

После того как покупатель наденет шлем, ему нужно походить в нем минут 10, чтобы можно было оценить ощущения. Обратившись в специализированный магазин, можно рассчитывать на то, что такая возможность предоставится. Если длительное ношение шлема доставляет дискомфорт или даже боль, лучше взглянуть на другую модель.

Выбирая мотошлем, необходимо учитывать угол обзора – чем он больше, тем лучше. В этом случае не должно быть заметно краев отверстия для визора при повороте глаз вправо-влево. Допустимо видеть края, но только сверху и снизу, но не сбоку.

Наличие вентиляции в шлеме

Важно обратить внимание на расстояние между частью шлема, куда упирается подбородок и ртом. Лучше, чтобы оно было побольше, т. к. это облегчит дыхание. Если вытянутыми губами получается дотянуть до обивки, то это слишком маленькое расстояние, из-за этого водителю может быть довольно душно.

Не менее важным параметром является система вентиляции, т. к. если она отсутствует, то мотоциклисту будет жарко и некомфортно. Лучшим выбором будут модели с вентиляционными отверстиями, расположенными в следующих местах:

  • подбородок;

  • лоб;

  • макушка;

  • задняя часть шлема.

При этом важно, чтобы их можно было легко закрыть, т. к. во время дождя шлем может промокнуть. Произвести полноценную проверку вентиляции в магазине не получится, сделать это можно только на высокой скорости (100+ км/ч). Единственное, что остается – просто проверить, чтобы вентиляция присутствовала. Модные шлемы, выполненные в стиле «Ретро», не предусматривают вентиляционных отверстий, поэтому в них очень душно.

Как выбрать застежку в мотошлеме

Наконец можно перейти к застежке. В Правилах указано, что мотошлем в обязательном порядке должен быть застегнут, в противном случае водителя ждет штраф. Но застежки могут быть разными. К самым легким, простым и дешевым относится DD-Ring («два кольца»), при этом она же и самая надежная. Лучшие спортивные мотоциклетные шлемы оснащены именно ею. Однако на практике это не самый удобный вариант, так как застегнуть/расстегнуть такую застежку, не снимая перчаток, будет проблематично. Среди более удобных моделей выделяются «трещотки» и различные защелки, однако их нужно уметь правильно регулировать, к тому же они делают шлемы более тяжелыми и дорогостоящими.

Сколько должен стоить первый шлем

Следующий важный параметр выбора хорошего мотошлема – стоимость. Диапазон цен может быть очень широким. При этом, как ни странно, более дорогостоящие модели не обеспечивают большую безопасность, чем бюджетные варианты. Отдавая предпочтение дорогому мотошлему, покупатель переплачивает за такие характеристики, как:

  • марка;

  • модель;

  • расцветка;

  • и т. д.

В то же время такие модели предусматривают больший комфорт и долговечность. Но сколько должен стоить мотошлем для новичка? Средняя стоимость моделей достойного качества составляет 10-15 тыс. руб., а за 20-30 тыс. можно взять крутой вариант.

Какой визор для мотошлема выбрать

Совершая покупку мотошлема, также стоит уточнить у продавца стоимость нового визора. Прозрачные стекла-визоры выполняют роль расходного материала, так как со временем они затираются грязью, царапаются, ломаются у креплений. Цена нового элемента может быть довольно высокой, особенно, если речь идет о продукции популярных производителей.

Визоры могут быть не только прозрачными, но и тонированными, например, зеркальные или дымчатые. Купив такой, нужно быть готовым возить с собой стандартный прозрачный вариант, т. к. только он спасет во время дождя или в случае наступления темноты. Лучше всего купить шлем, имеющий дополнительный солнцезащитный визор-шторку, расположенный на внутренней стороне. Спортивные шлемы не оснащаются подобным образом – производителям важно, чтобы они были легкими, но вот в случае с гражданскими и туристическими моделями такое встречается очень часто.

Что такое пинлок и есть ли в нем необходимость

Пинлок представляет собой прозрачную пластину, устанавливаемую на визор с внутренней стороны. Она фиксируется при помощи пинов (специальных выступов). В конечном счете создается конструкция схожая с однокамерным стеклопакетом, которая не подвержена запотеванию при любой погоде. В жаркие дни это не так актуально, но в холод очень помогает, т. к. ездить с запотевшим визором не только некомфортно, но и опасно. Конечно, можно воспользоваться антизапотевающими составами и иными жидкостями, используемыми для натирания визоров, но они не так эффективны как пинлок.

Как мотоклемы проходят проверку безопасности

Правительство Великобритании финансирует специальную программу, в рамках которой изучается безопасность мотошлемов. В лабораторных условиях проводятся различные тесты самых продаваемых моделей для определения их надежности и безопасности. Ознакомиться с результатами и методикой испытаний может любой желающий, посетив соответствующую страницу в интернете. Перед покупкой не будет лишним посетить данный ресурс и посмотреть, насколько безопасен приглянувшийся шлем. Также можно найти аналогичные американские порталы на данную тематику.

Как подготовить мотоцикл к сезону

Мотоэкипировка: как собрать комплект для начинающих