13 мин.

Как купить подержанный мотоцикл – гайд, подробная инструкция

Многие начинающие мотоциклисты, наслушавшись различных историй от опытных байкеров, задумываются о приобретении собственного двухколесного транспорта, но не знают, как выбрать подержанный мотоцикл. К счастью, покупка байка не предусматривает особых сложностей. Конечно, идеальным решением будет показать понравившуюся модель специалисту, но если такой возможности нет, тогда можно сделать это и самостоятельно, главное придерживаться некоторых правил. В данном материале будет рассмотрены вопросы о том, как купить подержанный мотоцикл, на чем заострить внимание, а также, что спросить у продавца.

Мотоэкипировка: как собрать комплект для начинающих

Проверить документы

Первое, с чего необходимо начать покупку мотоцикла, – это, конечно же, проверка документов. При этом важно проверить документы не только на транспортное средство, но и самого продавца. Вот, что необходимо попросить посмотреть в первую очередь:

  • ПТС;

  • СТС;

  • паспорт владельца.

Если продавец не предоставит какой-то из документов, то лучше отказаться от такой сделки. Если же все с этим нет проблем, то необходимо сверить все цифры, номера и фамилии.

Также важно узнать стоит ли мотоцикл на учете. Если продавец начинает рассказывать историю о том, что он специально не ставил транспортное средство на учет и не получал номера, чтобы не тратиться на оплату налогов и штрафов, в случае нарушений, то иметь дело с ним не рекомендуется. К счастью, подобных «беспредельщиков» становится все меньше, т. к. долго ездить без номеров вряд ли получится, особенно, если речь идет о Москве или Санкт-Петербурге. В том случае, если мотоцикл не стоит на учете, вероятнее всего, на это есть серьезные причины, которые вряд ли понравятся покупателю. Конечно, можно постараться разобраться в ситуации, но это занимает время и не всегда разумно, иногда проще сразу приступить к поиску другого варианта.

Тщательно изучить интересующую модель

Перед покупкой очень важно убедиться в том, что приобретаемая модель соответствует той, что указана в документах. Конечно, можно купить Harley-Davidson Road Glide, хотя на бумаге это должен быть Street Glide, но проездить на нем долго не получится – первый более-менее внимательный инспектор легко заметит различия и тогда одним только штрафом можно не отделаться.

Подобные ситуации могут произойти, когда, например, мотоцикл был в аварии, после чего во время ремонта использовались запчасти от другой модели. В этом случае в документы должна быть внесена информация об изменении конструкции, но подобную процедуру проводят далеко не все. Поэтому от приобретения подобных транспортных средств лучше отказаться, ведь дополнительные проблемы не нужны никому.

Таким образом, перед тем как ехать на осмотр мотоцикла, важно разобраться в том, как он выглядит и в целом, что из себя представляет. Сделать это не так сложно, достаточно воспользоваться интернетом и провести некоторое время за поиском необходимой информации. Понимание того, какой должна быть приобретаемая модель, может уберечь от многих неприятных ситуаций.

Не покупать аварийные мотоциклы

Эксплуатация мотоциклов отличается от эксплуатации автомобилей, поэтому огромных пробегов, сильных коррозий и плохого состояния основных агрегатов и узлов можно не обнаружить. В то же время проблемы с подобным видом транспорта все равно могут быть и довольно серьезные. В первую очередь речь идет о последствиях падений и аварий. Так, например, не составит большого труда отремонтировать двигатель, КПП, электрику, кузовные элементы и т. д., но вот с поврежденной рамой все не так радужно. Да, отремонтировать ее можно, но во-первых – это сложно, а во-вторых – дорого, поэтому мало кто этим занимается. Вот и получается, что, продавая мотоциклы после ДТП, владельцы, в первую очередь, заботятся о их внешнем виде, а о самом главном (раме) не задумываются.

Самая распространенная причина, по которой возникают проблемы с рамой, – это аварии. И в некоторых случаях даже незначительное ДТП может привести к ее повреждению. Таким образом, осматривая мотоцикл, необходимо определить был ли он в аварии. В этом случае опять же очень важно понимать, как должен выглядеть байк с оригинальными деталями.

Обратить внимание на покраску

При осмотре внешнего вида двухколесного транспортного средства, в первую очередь необходимо обратить внимание на покраску. Она должна не иметь отличий от оригинальной модели, все фирменные наклейки и надписи должны находиться на своих местах. Если есть какие-то различия, можно обратиться к владельцу и задать ему соответствующие вопросы. Да, иногда собственник перекрашивает мотоцикл просто по своему желанию, а не из-за каких-то проблем, но такое встречается не так часто. Обычно они делают это после ДТП, и это важно понимать.

Мотоцикл с тюнингом – не самое лучшее решение

Если говорить о покупке мотоцикла б/у, то тюнинг в этом случае должен насторожить покупателя. Довольно часто это косвенный признак того, что транспортное средство было в аварии. Мастерам известно, что использование тюнинговых запчастей во время ремонта может быть более выгодным решением, чем приобретение оригинальных комплектующих, т. е. нередко они оказываются дешевле оригинала.

Так что, если и покупать подержанный мотоцикл, то лучше сразу его тщательно осмотреть и оценить, какие детали в нем могли быть заменены. Чаще всего поврежденными могут оказаться следующие элементы:

  • зеркала;

  • рычаги тормоза;

  • рычаги сцепления (леверсы);

  • поворотники;

  • руль;

  • грузики руля.

Если же детали были заменены просто по желанию владельца, он без проблем покажет старые запчасти, которые стояли на байке до этого. Как минимум бывалые авто- и мотолюбители сохраняют их для подобных случаев.

Какие еще внешние повреждения можно обнаружить

После того как был осмотрен внешний вид мотоцикла, можно переходить к глушителю. Если установлен нештатный вариант, то, возможно, байк был в ДТП. Важно также понимать, что нестандартный глушитель может вызвать некоторые проблемы при постановке транспорта на учет. В особенности это касается громких «прямотоков», т. к. инспектору вряд ли понравится издаваемый звук.

Помимо этого, необходимо взглянуть на правую и левую крышки мотора, они редко меняются после аварий, т. к. это довольно дорогостоящая процедура. Обычно их просто шлифуют с целью удаления царапин. Важно внимательно их осмотреть: если будут обнаружены сколы или выбоины, то, возможно, мотоцикл просто упал, когда стоял. В то же время, если царапины длинные, то, скорее всего, байк упал на скорости и скользил по дороге, поэтому от такой покупки лучше отказаться.

Как оценить состояние рамы

Точно выяснить, в каком состоянии находится рама, вряд ли получится, т. к. для этого необходимо полностью разобрать мотоцикл. Но когда проблемы слишком существенные, то заметить повреждения не составит большого труда. Для этого необходимо отойти подальше от байка, стать напротив него, сесть на корточки и осмотреть спереди и сзади. В том случае, если кажется, что колеса расположены не в одной плоскости, нет смысла продолжать осмотр и лучше сразу отправиться на поиски другого варианта.

Также необходимо осмотреть сварные швы рамы, особенно переднюю часть в местах крепления рулевой колонки. В этом случае очень важно, чтобы они были родными. Швы выполняются роботами и не шлифуются, поэтому сделать такие же своими руками однозначно не получится. Если швы кажутся неровными, на них виднеется ржавчина или следы шпатлевки, то лучше подыскать другой вариант.

Особое внимание к спортбайками

Самое сложное – оценить раму спортбайка, т. к. она спрятана за пластиковыми обтекателями, а снять их при осмотре, конечно же, никто не даст. Если владелец любитель езды по треку, то, скорее всего, он неоднократно менял пластик. В целом, лучше отказаться от покупки мотоцикла, если на нем ездил спортсмен, т. к., скорее всего, он эксплуатировался в нещадящем режиме и даже, если у него небольшой пробег, то узлы и агрегаты могут быть сильно изношены.

К косвенному признаку того, что байк работал на полную мощность, можно отнести «законтренные» проволокой гайки и болты в самых важных местах. Если присмотреться, то увидеть их будет довольно просто.

Наличие подтеков масла и иных жидкостей

Если внешний вид мотоцикла устроил покупателя, а владелец рассказал обо всех нюансах и ответил на вопросы, можно переходить к следующему этапу. Важно тщательно осмотреть следующие элементы:

  • двигатель;

  • радиатор (при его наличии);

  • тормозную систему.

При обнаружении незначительных подтеков каких-либо жидкостей, не стоит сразу отказываться от покупки, ведь это хороший повод сбросить цену.

Сев на байк и покачав его, можно оценить состояние амортизаторов, они должны хорошо работать и не издавать звуков. Также необходимо осмотреть перья передней вилки. В том случае, если после покачиваний на них появятся следы масла, можно скидывать цену, т. к., в лучшем случае, после покупки будет необходимо заменить сальнике, а в худшем – амортизаторы.

Осмотр бензобака

На следующем этапе необходимо открыть крышку бензобака и заглянуть внутрь. Важно, чтобы на стенках не было следов ржавчины, т. к. это может означать, что транспортное средство долгое время не эксплуатировалось. Возможно, байк стоял на улице, находился в порту, в ожидании отгрузки или даже валялся на помойке в где-нибудь в Японии. Самый явный признак хранения байка в неблагоприятных условиях – наличие белого налета (точек) на алюминиевых узлах и агрегатах. Если это имеет место быть, то, скорее всего, коррозия уже проникла вглубь, запустив процесс повреждения электрических контактов и иных соединений. Со временем это может привести к серьезным проблемам, т. к. ржавчина из бензобака попадет в топливную систему и, спустя время, скажется на работоспособности мотоцикла. Сначала забьются топливные форсунки или карбюратор, а потом и иные детали системы питания мотора.

Внимательный осмотр двигателя

Не стоит сразу же запускать мотор мотоцикла, сначала лучше обойти его вокруг. Можно провести пальцем по внутренней части глушителя. При наличии сухого черного налета, поводов для беспокойства не будет, однако, если обнаружатся частички маслянистой и жирной грязи, то можно торговаться. В этом случае речь идет о значительном износе двигателя и наличии проблем с поршневой группой.

После этого необходимо оценить уровень масла: если его недостаточно, то, скорее всего, мотор эксплуатировался в режиме масляного голодания, что не только вредно, но и губительно для него. Также, по возможности, необходимо оценить состояние самого масла. Если оно черное, то ничего страшного, т. к. даже новая жидкость приобретает такой цвет через 2-3 тыс. км. пробега. Но вот если масло светлое, то это повод задуматься о том, для чего владелец поменял его перед продажей. Навряд ли все дело в заботе о покупателе, вероятнее всего, он хотел что-то скрыть.

Запуск мотора

На следующем этапе необходимо завести мотоцикл. Сделать это должен продавец, чтобы у покупателя была возможность в этот момент наблюдать за глушителем. У исправного байка не будет заметно никакого дыма, даже в первые секунды после запуска. В целом, заводить его лучше в тихом месте, чтобы была возможность оценить, как он звучит. Если вначале слышны посторонние звуки, а после прогрева они исчезают, то ничего страшного в этом нет. Однако, если изначально двигатель работал тихо, а через время появились посторонние звуки, то это повод задуматься, т. к., скорее всего, такой агрегат долго не протянет.

Пробная поездка

Ради собственного успокоения можно попробовать пощелкать коробкой передач. Делать это нужно на запущенном моторе. Включение скоростей должно быть четким, то же самое касается и «нейтралки». Проведя подобные действия, можно создать общую картину работоспособности коробки. Если хочется провести более качественную диагностику, то для этого нужно проехаться. Но в этом случае важно быть уверенным в своих силах, а также оставить залог в виде полной стоимости мотоцикла владельцу, т. к. в случае падения у него должна быть какая-то гарантия.

Замена расходных материалов

Оценивать состояние шин, цепи или тормозных колодок необязательно, т. к. все это «расходники». При покупке подержанного мотоцикла важно быть готовым к тому, что подобные элементы нужно будет заменить, то же самое касается масла и иных технических жидкостей. Это необходимо, т. к. определить реальные даты обслуживания транспорта невозможно. Так что при расчете стоимости мотоцикла важно учитывать обязательные траты, которые ожидают покупателя в скором времени.

При возникновении каких-либо сомнений во время осмотра, лучше отказаться от покупки. Предложение мотоциклов б/у довольно большое, поэтому найти подходящий байк не составит большого труда. Не стоит покупать первую понравившуюся модель, лучше посмотреть варианты, поторговаться и найти по-настоящему стоящий экземпляр.

Шины для мотоциклов – какие выбрать, подробная инструкция

Как подготовить мотоцикл к сезону