Обкатка нового автомобиля – как правильно обкатать новый авто
Многие водители считают, что обкатка нового автомобиля позволяет обеспечить агрегатам максимально возможный ресурс. Так ли это? И что будет, если пренебречь данной процедурой? Об этом вы узнаете, прочитав наш материал: какие есть правила обкатки и сколько километров она продолжается.
Содержание
Для чего нужна обкатка
Современные технологии позволяют создавать агрегаты и выпускать детали с высокой точностью и качеством, но идеальной формы или размера они все равно не имеют. В процессе производства допускается незначительные допуски. Поэтому поначалу при работе в местах контакта поверхностей происходит интенсивный износ деталей, но он незаметен обычному глазу. Такой износ характерен для зубьев шестерен, поршневых колец с цилиндрами и других узлов. Хотя автомобильные инженеры стараются избегать износа деталей, подобный процесс на начальном этапе эксплуатации идет только на пользу. Во время незначительного износа сглаживаются ненужные неровности, поверхности «притираются» и за счет этого обеспечивается их плотное прилегание.
Как поставить на учёт прицеп, если нет машины – советы, юридическая помощь
Такой процесс износа и называется обкаткой. Для двигателей он начинается еще на заводе. После сборки к нему подключают электромотор и проворачивают им коленвал. Попутно с этим происходит и финальная проверка качества. Если двигатель имеет брак, он выдаст себя повышенным усилием при прокрутке вала. Такая проверка называется холодной обкаткой двигателя нового автомобиля. Это полезная процедура, но в условиях серийного производства, достаточно короткая и не позволяет поверхностям как следует приработаться.
Поэтому процедуру финальной обкатки авто возлагают на плечи первого владельца машины. У производителей нет единого мнения, сколько проходит финальная обкатка авто, но обычно данные ложатся в диапазон пробега от 1000 до 2000 километров.
Какие узлы и детали должны приработаться
Приработаться должны фактически все узлы, в которых есть пары трения. В первую очередь, речь идет про двигатель, так как именно в нем больше всего таких деталей и от качества их контакта зависит не только ресурс, но и конкретные характеристики, например, компрессия в цилиндрах.
Обкатку требуют коробка передач и редуктора. В них есть шестерни и зубья, которые при вращении трутся друг об друга, муфты включения и подшипники, которым притирка также не помешает. Фрикционные материалы, такие как накладки сцепления и диски муфт АКПП, также вначале прирабатываются, но их обкатка идет за счет нагрева.
Особое внимание стоит уделить такому важному компоненту автомобиля как тормоза. Для обеспечения максимального эффекта и долговечности, тормозные колодки сначала требуется притереть к дискам «на холодную», а после — нагреть, но не перегревать, чтобы накладки правильным образом «спеклись». По этой причине в большинстве инструкций и руководств по ремонту говорится, что первые 100-300 километров нужно проехать, избегая интенсивных торможений.
Есть еще один элемент автомобиля, про обкатку которого многие забывают — это шины. Все дело в том, что при производстве верхний слой протектора соприкасается с техническими жидкостями, которые используются в производстве. Порой можно заметить, что шина словно отполирована — настолько рабочая поверхность гладкая. Вещества проникают в слой покрышки буквально на несколько миллиметров, поэтому уже спустя несколько сотен километров поверхностный слой вырабатывается и достигается нормальное сцепление.
Отдельно стоит упомянуть про шипованные шины. Шипы не всегда имеют оптимальную длину. Иногда они выступают за поверхность протектора и при жестком контакте с асфальтом могут ломаться или вылетать. Чтобы якоря шипов заняли оптимальное положение и требуется обкатка.
Как правильно проводить обкатку
Если упростить, то действует одно правило — стараться минимально нагружать детали двигателя, трансмиссии, подвески. Все ограничения, которые прописывают в руководство по эксплуатации, преследуют именно эту цель. И так, что нельзя делать при обкатке автомобиля.
Раскручивать двигатель до высоких оборотов. Будет лучше, если детали двигателя прирабатываются в более мягких условиях. Нельзя и выбирать режим «внатяг», когда дают слишком низкие обороты. В таком режиме для разгона придется сильно открывать дроссель и нагружать детали мотора, при этом давление масла будет низким.
Буксировать тяжелые прицепы и другие автомобили. Это создаст дополнительную нагрузку на детали двигателя и трансмиссии. Не стоит выезжать и на серьезное бездорожье, даже при наличии полного привода.
Резко разгоняться и тормозить. Интенсивные ускорения излишне нагружают двигатель и трансмиссию. Не стоит забывать и про новые покрышки, которым такой режим также противопоказан. К резким торможениям может оказаться не готова тормозная система: колодки и диски еще не приработались, поэтому их эффективность будет низкой, что приведет к увеличению тормозного пути.
Разгоняться быстрее 80 км/ч. Это общая рекомендация, которая по своей сути обеспечит нормальную эксплуатацию мотора без езды на высоких оборотах и под сильной нагрузкой. Современные шестиступенчатые коробки передач позволяют поддерживать обороты чуть больше 2000 в минуту при скорости 80 км/ч, а мощности двигателя хватает, чтобы держать такой темп с едва открытой дроссельной заслонкой.
В процессе приработки деталей происходит более интенсивное тепловыделение. Если заставить работать агрегаты при высоких нагрузках, то есть риск их перегрева. На щитке можно отслеживать температуру двигателя, а вот с АКПП такой опции нет. При перегреве она может перейти в аварийный режим работы. Безусловно, шансов перегрева нет так много, но и пользы от высоких нагрузок ни мотору, ни новой коробке не будет.
Не стоит забывать, что проворачивание коленвала еще не обкатанного двигателя, требует больших усилий. Соответственно возрастает нагрузка на стартер и аккумулятор. Рекомендуем сразу проверить уровень заряда АКБ. Если она недозаряжена, то может возникнуть ситуация, когда энергии не хватит для запуска двигателя.
Нужно ли выполнять «нулевое» ТО
Многие автопроизводителю рекомендуют проведение диагностики нового автомобиля после обкатки. Во время приработки поверхностей образуется большое количество продуктов износа — особенно в двигателе. Крупные частицы могут забить масляный фильтр, в более мелкие остаются в самом масле. «Нулевое» ТО в первую очередь подразумевает замену масла и фильтров. Обычно такую процедуру проводят сразу после обкатки. Воздушный и топливный фильтры замены не требуют.
Помимо прочего сотрудники автосервиса проверят состояние основных элементов подвески, рулевого управления, выпускной системы. Если в процессе производств не дотянули крепеж, то он может разболтаться при эксплуатации. В этом случае потребуется подтянуть крепеж.
Обкатка нужна не только новому автомобилю
В новом автомобиле все детали новые, поэтому прописаны четкие требования к обкатке. Подобную процедуру стоит проводить и после масштабных ремонтов, например, после капитального ремонта двигателя, замены тормозных дисков с колодками. Любые новые пары трения нуждаются в приработке.
Рекомендации при обкатке, такие же, как и для нового авто. Единственное отличие в том, что нужно внимательнее следить за температурой двигателя. В условиях сервиса риск неправильной сборки выше, чем на заводе.
Что будет, если не обкатать автомобиль
На начальном этапе эксплуатации катастрофических последствий не будет. Могут появиться задиры на стенках цилиндров, снизится компрессия.
В длительной перспективе ресурс плохо обкатанного или не обкатанного мотора окажется ниже, чем у двигателя прошедшего данную процедуру.
Коротко о главном
Главная задача обкатки заключается в том, чтобы поверхности трения приработались одна к другой. В новом автомобиле обкатка требуется не только двигателю, но и коробке передач, редукторам, тормозной системе и шинам.
Если вы не знаете, сколько нужно проехать километров в режиме обкатки нового автомобиля, то ориентируйтесь на показатель в 1000 километров. У ряда производителей есть свои требования к пробегу. Минимальные нагрузки показаны и двигателю после капитального ремонта. Рекомендованное расстояние обкатки в 1000-2000 километров.
В период обкатки нового или отремонтированного автомобиля стоит пристально следить за температурой мотора, уровнем заряда АКБ.
Как вернуть налог за обучение в автошколе: инструкция, документы