4 мин.

Руль в машине Формулы-1

Современное рулевое колесо отражает то, насколько сложны машины Формулы 1. Чтобы управлять такой гоночной машиной, необходимо бесконечное число кнопок и переключателей. И при этом они постоянно используются. За круг вы делаете 5-6 изменений на руле и 50-70 переключений передач.

1. Некоторые кнопки говорят сами за себя, начнем с них. С краю слева желтая кнопка DRS, которая открывает заднее крыло, что позволяет снизить лобовое сопротивление, благодаря чему машина едет быстрее на прямой, что помогает при обгоне.

2. Не так далеко от нее кнопка «N», которая отвечает за нейтральную передачу. Если нажать и удерживать ее, то можно включить заднюю передачу.

3. Белая кнопка с словом «TALK» отвечает за радио. Нужно нажать на нее и отпустить и потом говорить. А в младших формулах кнопку нужно постоянно держать.

4. Еще есть кнопка «MARK». Ее можно использовать, если ты что-то заметил в отношении поведения машины, но хочешь поговорить с инженером об этом не сейчас, а позже, например, во время следующего брифинга. В системе появится отметка, и потом можно будет вернуться к этому вопросу.

5. В верхнем правом углу есть кнопки «PL» и «PC», что означает «Ограничитель скорости» (pit limiter) и «Подтверждение пит-стопа» (pit confirm) соответственно. С первой все легко: она включает ограничение скорости, когда ты заезжаешь на пит-стоп, и не дает ехать быстрее. Вторая позволяет сообщить команде о заезде в боксы. Например, тебя уже позвали в боксы и этой кнопкой ты подтверждаешь, что принял сообщение.

6. Синяя кнопка «М» означает «магия»… но это не то, что вы подумали! Это дополнительная кнопка, и ты можешь назначить на нее то, что сам хочешь. То есть если, например, тебе нужна какая-то конкретная настройка дифференциала, которую ты хочешь быстро активировать, можно задать это действие на эту кнопку.

7. Кнопки «+1» и «+10» используются для стандартных режимов, которые могут исправить какую-нибудь проблему в машине. Есть разные режимы для разных сценариев. Например, если нужен «42», то ты жмешь четыре раза «+10» и два раза «+1». Для подтверждения нажимается красная кнопка с белым крестиком.

8. Две черные кнопки «ВВ+» и «ВВ-» внизу используются для изменения баланса тормозов. Есть еще золотой переключатель «BBAL», который делает то же самое, но быстрее. Также он позволяет делать более мелкие изменения, по половине процента. Кнопка «BMIG» с другой стороны регулирует работу системы «торможения по проводам» и баланс тормозов на время торможения.

9. Здесь три переключателя для регулировки дифференциала. Красный слева для фазы входа в поворот, серебряный для фазы нахождения в повороте, а синий для быстрых поворотов.

10. Зеленый переключатель «ЕВ» для торможения двигателем, который влияет на то, как машина тормозит, если не нажата ни одна из педалей. Да, это короткая фаза, но она влияет на то, как используются шины. Можно получить меньше недостаточной поворачиваемости, но и износ будет выше.

11. Внизу набор из трех переключателей. Они в основном используются для переключения режимов двигателя. Тот, что справа, нужен для контроля использования электрической энергии. В основном он используется, когда об этом просит инженер. Левый переключает режимы силовой установки. Более агрессивные режимы используются в квалификации, чтобы использовать мощность по максимуму. Конечно, это самые любимые режимы для гонщика. Переключатель посередине многофункционален, он позволяет менять разные настройки машины, например, громкость радио или яркость экрана на руле.

12. Это набор световых сигналов. Те, что сверху, показывают обороты двигателя. Он не особо нужен сейчас, ведь мы слышим сигнал в наушниках, когда надо переключаться. В Формуле 2 такого нет, но, когда переходишь в Формулу 1, то ты перестаешь даже думать об этом, как будто на уровне инстинктов. Слышишь сигнал – переключаешься! Но все же эти световые сигналы тут есть, на всякий случай. Затем есть три сигнала по обе стороны – это сигналы маршалов, они дублируют систему флагов (синий, желтый и красный).

Есть еще пара дополнительных сигналов на обеих сторонах, их можно настраивать в соответствии с предпочтениями гонщика. Они могут сигнализировать о чем угодно: включено ли ограничение скорости, включена ли функция дополнительной кнопки «М» и так далее. В Merecedes очень хороши в плане индивидуальных настроек под каждого гонщика.

13. Экран показывает все изменения, которые ты делаешь, и сообщает о проблемах. Во время движения на него можно выводить необходимую информацию. Посередине можно видеть включенную передачу, температуру шин, режим аккумулятора, процент заряда, статус баланса тормозов, отставание или опережение от лучшего круга, а также другие параметры.

Это перевод статьи Олега Карпова из журнала GP Racing UK за январь 2024.

Фото: Mercedes, Thesportsrush.

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал