Трибуна
9 мин.

До Хэмилтона за «Мерседес» и «Феррари» в «Ф-1» гоняли только трое: величайшие Шумахер и Фанхио, а еще забытый итальянец

От редакции: Привет! Вы в блоге «На максимальной скорости» - здесь переводят и рассказывают разные ностальгические и актуальные истории о «Формуле-1». Сегодня две темы сходятся, ведь после объявления о переходе Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса» в «Феррари» в 2025-м выяснилось: до него эти две команды в «Ф-1» собирали в резюме только трое гонщиков! Двое – великие многократные чемпионы мира Михаэль Шумахер и Хуан Мануэль Фанхио, а еще один – малоизвестный сейчас итальянец Пьеро Таруффи. Как же у них это получилось? Что вышло из переходов? Именно это и рассказал автор – такое заслуживает плюса, подписки и комментария!

Пьеро Таруффи

Карьера римлянина не была полна побед и триумфов, но это не значит, что она не стоит внимания. В первой половине 20-х годов XX века Таруффи выступал в мотоциклетных гонках, и его старенький Norton не раз привозил его к победам. Энцо Феррари любил гонщиков, умевших обращаться с мотоциклами: именно за рулем двух колес начинали карьеру, например, легенды программы Скудерии Тацио Нуволари и Акиле Варци. Феррари пригласил молодого Таруффи к себе, а после тестов предложил выступать за «Альфа Ромео», которой тогда руководил. Первую же гонку на алой машине Таруффи выиграл, и, таким образом, заслужил место в Маранелло. Пьеро помогали его инженерные знания, и через несколько лет Таруффи стал одним из лучших гонщиков в Европе, он часто поднимался на подиум в разных гонках.

Рядом с итальянцем было много быстрых и талантливых гонщиков, так что иногда ему приходилось уступать им машину. В конце концов, он даже вернулся в мотогонки на время, но затем, с помощью двоих друзей, смог купить собственную машину. Однако, на Гран-при Триполи 1934 года Пьеро, лидируя, вылетел с трассы и врезался в рекламный щит. Когда итальянец вернулся в Маранелло, «Феррари» выставил ему за ремонт такой счет, что терпение Таруффи лопнуло, и он решил покинуть команду.

После многих лет, когда Таруффи занимался другими делами, он снова получил приглашение из Маранелло. Внезапно старик Энцо забыл былое (что случалось с ним довольно редко), и в здесь Пьеро обрел вторую молодость. В начале 1951 года он завоевал второе место на Гран-при Швейцарии, а следующий чемпионат стал для него самым успешным в «Формуле-1». Несмотря на возраст и доминирование Альберто Аскари, ветеран трижды поднимался на подиум, выиграл в швейцарском Бремгартене и стал третьим в личном зачете мирового первенства.

Летом 1955 года, когда компания «Мерседес» заявила об уходе из «Формулы-1» после трагедии с гибелью зрителей на «Ле-Мане», Таруффи снова ушел из «Феррари», заключил контракт с немцами на оставшиеся гонки сезона. Итогом стало четвертое место на «Сильверстоуне» и второе в Монце. Таруффи исполнилось 50 лет, что было уже само по себе примечательно, учитывая два десятилетия выступлений. Однако, итальянцу так и не удавалось покорить знаменитую дорожную гонку «Милле Милья» – тысячу миль по обычным и проселочным дорогам из Брешии в Рим и обратно..

Весной 1957-го «Феррари» дал ему еще одну возможность покорить знаменитую гонку. Пьеро согласился. Незадолго до окончания дистанции Таруффи лидировал, но его напарники проигрывали не так и много, причем нагоняли Пьеро. Резвее всех действовал де Портаго. Но вскоре при проезде на огромной скорости очередной деревни Альфонсо совершил ошибку и вылетел в толпу зрителей, погибнув и забрав с собой девять человек. После этой трагедии власти запретили проводить эту легендарную гонку. Последним победителем этих знаменитых соревнований навсегда останется Пьеро Таруффи.

Хуан Мануэль Фанхио

Хуан Мануэль Фанхио – еще один гонщик, который за свою невероятно успешную карьеру побывал и в «Феррари», и в «Мерседесе». Он дебютировал в «Формуле-1» в 38 лет и принял участие в 51 Гран-При, в 24-х из них одержал победу и с 1951-го по 1957 гг. выиграл пять титулов.

Фанхио родился в 1911 году в городе Балькарсе. В 30-х и 40-х годах XX века аргентинец выступал в многодневных гонках у себя в стране, где быстро стал популярным гонщиком. Те гонки дали аргентинцу очень многое, это был невероятно ценный и важный опыт. А еще эти выступления стали «трамплином» в гоночную элиту. В конце 40-х годов XX века президент Аргентины Хуан Перон – поклонник автоспорта – на большие доходы от процветавшего экспорта продовольствия отправил нескольких лучших гонщиков участвовать в американских и европейских чемпионатах. Фанхио был в их числе. Да, он был уже не молод, но точно являлся одним из быстрейших.

В дебютный год «Формуле-1» в 1950-м он стал вторым в чемпионате, немного уступив Джузеппе Фарине, также выступавшем за «Альфа Ромео», а в следующем сезоне выиграл свой первый титул. В 1952–1953  гг. на трассах чемпионата доминировал гонщик «Феррари» Альберто Аскари, но надо подчеркнуть, что сезон 1952-го года Фанхио пропустил из-за довольно тяжелой травмы.

С 1954-го по 1957-й аргентинцу не было равных, и за этот период он успел поменять три команды, выступая за «Мазерати», «Мерседес» и «Феррари». Его лучшей гонкой считается Гран-При Германии 1957 года, проходивший на старом «Нюрбургринге».

На трассе его отличала невероятная уверенность в себе и агрессивный стиль пилотирования, однако при этом он всегда оставался джентльменом. За рулем гоночной машины он не всегда был самым быстрым – те же Аскари, Хоторн или Стирлинг Мосс не уступали ему в скорости, однако сэр Стирлинг всегда считал его лучшим гонщиком в мире: «Правда и то, что у него всегда была лучшая машина, но ты сам хозяин своей удачи. Причина, из-за которой у него были лучшие машины, заключается в том, что он был лучшим гонщиком!» Ведь каждый завод пытался уговорить аргентинца перейти к ним.

Фанхио завершил карьеру посреди сезона 1958 года, когда ему было уже 47 лет. Удивительное гоночное долголетие и удивительная карьера.

Михаэль Шумахер

Михаэль Шумахер родился в городке Хюрт-Хермюльхайм в Германии. Вскоре семья перебралась в Керпен, где маленький Михаэль начал осваивать гоночную технику. Чаще всего ему удавалось погонять в дождь, когда картодром, которым владел его отец, пустовал. Этими навыками Шумахер впоследствии неоднократно пользовался. С 1984 года юный Михаэль начал одерживать победы в немецком и европейском чемпионатах по картингу, а в 1988 году он впервые выиграл состязания на гоночной машине «Формулы-Кениг». В 1990-м последовала победа в немецкой «Формуле-3», и тогда же молодого пилота пригласила команда «Заубер-Мерседес» (частная швейцарская организация, игравшая роль юниорской программы для завода) для участия в мировом чемпионате спортпрототипов. Михаэль провел три гонки и трижды поднимался на подиум.

На следующий год менеджер Шумахера выбил немцу контракт с командой «Джордан», которой срочно потребовался гонщик на замену. В проливной дождь на далеко не самой быстрой машине дебютант квалифицировался седьмым в Спа. На следующий день на старте сломалось сцепление, но молодого немца приметил Флавио Бриаторе, босс команды «Бенеттон-Форд», и вскоре увел его из «Джордана». Именно за рулем «Бенеттон-Форд» Михаэль одержит свою первую победу в «Формуле-1» в 1992 году (все там же, в Спа), а в 1994-м и 1995-м станет чемпионом мира. В 1996 году Шумахер присоединился к «Феррари», чтобы начать новую главу и попытаться вернуть итальянской команде былую славу.

Достижения Шумахера в период его выступлений за итальянцев были внушительными. Например, в 1999 году, пропустив 6 гонок из-за сломанной ноги во время Гран-при Великобритании, Шумахер все равно помог «Феррари» завоевать первый с 1983 года Кубок конструкторов. В 2000 году в борьбе с Микой Хаккиненом, выдав серию из четырех побед на последних этапах сезона, Шумахер стал трехкратным чемпионом «Формулы-1» и прервал длившийся 21 год период без титулов для «Феррари». С девятью победами в 2001 и одиннадцатью в 2002 Михаэль полностью доминировал в чемпионате (в 2002 он обеспечил себе титул за 6 гонок до конца чемпионата, что стало новым рекордом). В 2003 Шумахер в борьбе с Кими Райкконеном и Хуаном Пабло Монтойей завоевал свой шестой чемпионский титул. В 2004 Михаэль не оставил конкурентам ни единого шанса, выиграв 12 из 13 гонок.

В 2005 и 2006 годах доминирование «Феррари» и Шумахера было прервано командой «Рено», которую возглавлял бывший босс Михаэля, Флавио Бриаторе. В конце 2006-го года немец принял решение завершить карьеру. После двух лет, проведенных в качестве советника итальянской команды, Шумахер, как говорят, решил вновь стать их гонщиком, однако из-за травмы шеи, Шумахеру пришлось отказаться от этой идеи.

Возвращение случилось через год, когда Шумахер подписал трехлетний контракт с командой «Мерседес» для создания с нуля нового заводского гиганта на базе «Брауна» старого босса «Бенеттона» и «Феррари» Росса Брауна со армией старых знакомых из инженерного штаба. Но триумфально вернуться не получилось: в 2010 году Михаэль завершил чемпионат лишь девятым, и даже до подиума ему добраться ни разу не удалось.

Следующие два года Михаэль провел очень неровно. Его подводила машина, команда ошибалась с тактикой, а иногда и сам Шумахер допускал нехарактерные огрехи на трассе, которые порой приводили к зрелищным авариям. В 2012-м Михаэль в последний раз финишировал на подиуме на Гран-при Европы, а 4 октября того же года на пресс-конференции перед японским этапом чемпионата объявил о завершении карьеры по окончании сезона.

На смену Михаэлю и пришел Льюис Хэмилтон, оседлав волну нового регламента и выстроенную Шумахером структуру. Сейчас «Мерседес» признает: без вклада Красного барона настолько доминирующей машины 2010-х не получилось бы.

Интересно, чего удастся добиться Хэмилтону за рулем «Феррари» в ближайшие годы? Да, есть успешный пример Михаэля Шумахера, но в противовес можно привести истории Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо, которым не удалось достичь цели с итальянской командой, хотя уж в их то скорости и профессионализме никто никогда не сомневался. Британцу понадобятся удача и схождение в одном месте в одно время множества факторов. А о трудностях, которые придется преодолевать, ему может рассказать, например, Шарль Леклер – он уже хорошо знаком с особенностями «Феррари» и начал постигать дзен и внутренний покой. Построить успешную команду и реализовать ее потенциал – задача непростая, Льюис и сам это знает. Тем интереснее дождаться 2025 года и увидеть все своими глазами. All aboard Hamilton and Ferrari hype train.

Фото: imago sportfotodienst, DB/dpa, R4040/augenklick/Global Look Press 

История Альфонсо де Портаго

История Хуана Мануэля Фанхио и знаменитой гонки на Нюрбургринге

Дебют Шумахера в Спа

История Шумахера на ГП Венгрии 1998

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал