Как рассчитать расход топлива, от чего он зависит и можно ли сэкономить
Горючее – главный расходник любой машины. Для оптимизации расходуемого бюджета на топливо стоит знать факторы, влияющие на расход, а также уметь правильно рассчитать и снизить потребность.
Жидкость омывателя стекла: чем отличается зимняя от летней
Факторы, определяющие расход горючего
Расход горючего (бензина, солярки) определяется количеством литров топлива, потраченных за отрезок дороги в 100 км. Заводы-изготовители автомобилей разделяют расход горючего на три режима, исходя из местности, по которой движется транспортное средство:
самый экономичный – расход при движении по трассе с оптимальной скоростью около 90 км/час;
наиболее затратный – при движении по городу;
смешанный.
Двигатели, работающие на солярке, могут похвастаться меньшим расходом горючего, нежели бензиновые с аналогичными техническими характеристиками. Но цифры от производителя не всегда совпадают с реальными. В процессе эксплуатации авто даже бортовой компьютер может привирать.
На расход горючего оказывают влияние следующие факторы.
Состояние мотора. Не отрегулированный или старый двигатель способствуют большому расходу топлива. Не прогретый должным образом агрегат также увеличивает расход.
Качество горючего.
Вес перевозимого груза. Чем больше вес, тем больше расход горючего.
Давление в колесах. Накачанные ниже положенного уровня шины увеличивают сопротивление при езде, для преодоления которого нужно больше топлива.
Городской цикл. Частое использование при движении пониженных передач, что характерно для городского режима, отрицательно влияет на расход топлива.
Состав дорожного покрытия. Движение с пробуксовкой по снегу, льду, сыпучему песку или мягкому грунту требует большего количества горючего.
Дорожный ландшафт. Преодоление затяжных подъемов требует большей нагрузки мотора и дополнительных топливных затрат.
Изменение аэродинамических показателей. Установив на крышу машины багажник, мы получаем заметное возрастание сопротивления воздушных масс. Они мешают движению и увеличивают расход топлива.
Стиль управления автомобилем. Если вы любите вдавливать педаль в пол до упора упора или чередовать резкие и частые разгоны и торможения, приготовьтесь к повышенному расходу топлива. Старайтесь вести плавно, чтобы сэкономить.
Практика показывает, что расход горючего иногда отличается на 30-40% в большую сторону от заводских показателей. Если двигаться продолжительное время с максимально допустимой для авто скоростью или по пересеченной местности, расход топлива может быть еще более существенным. Повышенный расход при обычных условиях эксплуатации может говорить о неполадках машины.
Законодательное регулирование расхода горючего
Государственное регулирование расхода горючего предусмотрено исключительно для юридических лиц, владеющих автомобилями. Но автовладельцы собственных транспортных средств тоже могут воспользоваться формулой расчета для легковых автомобилей. Эта формула выписана в 7 пункте 2 главы приложения к распоряжению Минтранса РФ № АМ-23-р от 14.03.2008. Выглядит она так:
Qh = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D), где
Qh — предусмотренный законом норматив, в литрах;
Hs — заводской норматив расхода горючего на 100 км пробега, в литрах;
S — пробег транспортного средства, в км;
D — поправочный коэффициент к нормативу, в %.
Поправочный коэффициент учитывает климатические условия региона, высоту местности над уровнем моря, количество крутых поворотов на 1 км трассы, численность населения (производной от которой является плотность трафика) в городах, где используется автомобиль. Надбавка к базовой норме с учетом поправочного коэффициента – от 5 до 30%.
Как самостоятельно рассчитать расход горючего
Представленная выше методика определения расхода топлива используется специалистами. Среднестатистический автолюбитель пользуется упрощенным практическим вариантом подсчета.
Залить полный бак горючего.
Сбросить в ноль показания пробега машины (на одометре).
Потратить заправленное горючее до срабатывания индикатора, демонстрирующего топливный минимум.
Зафиксировать пробег.
Залить вторично полный бак и записать, сколько топлива поместилось.
При помощи калькулятора посчитать расход топлива по формуле: (объем заправки № 2 / километраж, пройденный на заправке № 1) × 100 = расход (л/100 км).
Например, ваше авто после заправки №1 пробежало 720 км. Вторично вы заливали еще 50 литров. Согласно формуле, расход определяется так: (50 / 720) х 100 = 6.94 л/100 км.
Если вам хочется определить расход горючего с большей степенью точности, можно прибегнуть к использованию мерного резервуара для заливаемого топлива. Или осуществить несколько измерений и определить среднее значение.
Аналогично поступают, вычисляя расход при смешанном цикле движения. Определяют, сколько расходуется продукта при езде в городской черте, затем на загородной трассе и считают его среднее значение, согласно формуле:
(Расход по городу х городской километраж + расход по трассе х пробег по трассе) / общий пробег = расход в литрах в смешанном режиме.
Предположим, вам ехать до города по трассе 37 км. Расход в таком режиме составляет 6,2 литра на 100 км. Путь по городу составляет 18 км с расходом 8,3 литра на 100 км. Применив формулу, вы получите: (6,2 × 37 + 8,3 × 18) / 55 = 6,89 литра на 100 км.
Снижение потребления топлива
Советы для достижения этой цели простые. Танцевать с бубном у костра в полночь не потребуется.
Доверять техническое обслуживание автомобиля проверенным мастерам и проводить его своевременно.
Заливать горючее на заправках с хорошими рекомендациями.
Следить за давлением в колесах, особенно во время температурных скачков.
Во время вождения автомобиля не ускоряться резко и отдавать предпочтение повышенным передачам.
В холодное время года желательно утеплять мотор, чтобы не давать ему быстро остывать при непродолжительных остановках.
Снять с крыши багажник, если не используете его.