5 мин.

Старая база Jordan

Вряд ли вы что-нибудь слышали о Боско Куине. Это не удивительно. Ричард «Боско» Куин старался не светиться, что было несложно, когда твой деловой партнер – Эдди Джордан. Эти двое познакомились в середине 1980-х, когда молодой телефонный инженер из Дублина помог (хотя тут более уместно было бы сказать «которого настоятельно попросили помочь») Джордану в его ранних попытках стать гонщиком.

Как-то раз Куина, несмотря на отсутствие опыта работы гоночным механиком, отправили на фабрику Ralt, чтобы подготовить машину RT3 для сезона Формулы у 1981 года. Это многое говорит о доверии и об их отношениях тогда. Ну и о том, как вообще все было устроено сорок лет назад. К тому времени Джордан осознал, что его талант скорее в том, чтобы помогать гонщикам и вести их карьеры, нежели самому садиться за руль. Сотрудники команды ходили по паддоку и заглядывали в мусорные корзины других команд в поисках отработанных запчастей, а не покупали новые. Джордан проводил встречи и общался с партнерами, а Боско следил за машинами и за скромными финансами. Куин помимо всего прочего еще и приглядывал за боссом, чтобы того «не заносило».

Джордан вспоминал: «Боско вел закрытую жизнь, он был вдумчивым человеком, с ним было весело, но он умел держать себя в руках. Иногда он отводил меня в сторону, чтобы сказать: «Не стоит этого делать! Я думаю, не стоит!». Это был его способ сказать: «Забудь, об этом ЭйДжей! Я не хочу, чтобы ты оказался в тюрьме!»

Команда Джордана, как и некоторые другие, работала в промышленных помещениях возле трассы в Сильверстоуне. Команда не смогла расширяться после того, как Джодан уговорил своих сотрудников (включая мультизадачного конструктора Гэри Андерсона), что им нужен еще один надстроенный этаж в офисе. Когда Эдди удивил всех решением перейти из Формулы 3000 в Формулу 1, Куин не был рад, потому что он то знал, что будет этому сопутствовать. Джордан нашел отличный отвлекающий фактор для Куина, поставив тому задачу построить команде базу рядом с главным входом на трассу Сильверстоун.

Боско Куин (слева) был движущей силой проекта

Это был очень амбициозный проект, команде пришлось взять кредит в банке через Ричарда О'Дрисколла на сумму в 800 тысяч фунтов. Джордан нанял менеджера проектов из Ridge & Partners, так как он был впечатлен работой Гая Остина над базой Reynard (в будущем она станет основой для нынешней команды Mercedes). Так как процесс контролировал Куин, у него сложились отличные отношения с Остином, что позволило построить кампус, который прошел проверку временем, а число сотрудников в нем за десятилетия выросло с 150 до почти 800.

Джордан настаивал на том, что база должна отражать философию команды: серьезный игрок в мире автоспорта с частичкой рок-н-ролла. В этот момент начинаешь осознавать, что все легко могло превратиться в полнейший хаос. Несмотря на то, что бюджет легко вышел за пределы оговоренного, удалось воплотить идеи арт-деко, используя черный гранит и хромированные детали. Эдди привлекал людей со всех сторон, он договорился с итальянской компанией, которая занималась строительством и обработкой камня, и результат превзошел ожидания. Когда вы входили, вас встречала открытая лестница и широкий проход – все это подходило Джордану, который по пути в свой офис успевал раздать команды налево и направо. Стеклянные стены от потолка до пола визуально увеличивали пространство у круглого стеклянного стола в кабинете Эдди, рядом была дверь в комнату переговоров, где находился массивный стол из дуба, за которым запросто бы уместились 25 человек.

О'Дрисколл (который позже стал финансовым директором Jordan Grand Prix) в конце 1991 года перебрался в Эссекс, но продолжал сдавать свою квартиру в Нортгемптоншире Куину, который работал сверхурочно в новой штаб-квартире, чтобы успеть наладить все процессы к 20 декабря – дню большого открытия. За два дня до этого Куин ночью попал в аварию по пути домой и погиб.

Команда была опустошена. Все знали и любили Боско. Он вложил душу и сердце в новую штаб-квартиру команды, которая стала ее будущим. Бокско мог бы гордиться Jordan Grand Prix, ведь скромная маленькая команда при постоянно скромных бюджетах сумела добиться четырех побед и заняла в 199 году невероятное для нее третье место в Кубке конструкторов. Через шесть лет команда будет продана, и на ее счету останется 250 Гран-При, а также свое место в истории Формулы 1.

После Гран-При Великобритании 2023 года остатки той штаб-квартиры были снесены. От нее осталась только табличка, которая красовалась на здании у места, где парковался Эдди Джордан. Она будет помещена и на новую штаб-квартиру команды Aston Martin, которая теперь хозяйничает в этом месте. Эта табличка будет напоминанием не только о том, что возможно все, даже если все против тебя, но и о огромном наследии, об истории, которой пропитано это место. И немного об ирландском безумстве, без которого все это было бы невозможно.

Это перевод статьи Мориса Хэмилтона из журнала GP Racing UK за сентябрь 2023.

Фото: MotorsportImages

Этот блог в соцсетях:

Профиль в X

Телеграм-канал