20 мин.

Как выбрать тормозную жидкость

Какие могут у водителя возникнуть первые ассоциации при упоминании о тормозной жидкости. Во-первых, она течет, это очень плохо и требует принятия незамедлительных мер. Во-вторых, ее нужно периодически менять. На вопрос «когда менять» сможет ответить далеко не каждый. Вообще, информация верная, но далеко не исчерпывающая. В этом материале мы попробуем разобраться, что это вообще такое — тормозная жидкость. В чем ее функции, какой она бывает, и как часто ее нужно менять или не менять, случается и такое. Вперед — к знаниям!

Как выбрать тормозные колодки

Тормозная жидкость — что это такое

Один из важных компонентов, который заставляет автомобиль тормозить. Практически все современные автомашины оснащены гидравлическим приводом тормозов. Если объяснять коротко и просто, то работа происходит следующим образом. Водитель давит на педаль тормоза, тем самым он нажимает на поршень в системе тормозов, иначе говоря, главном тормозном цилиндре (ГТЦ). Поршень приводит в действие жидкость и перемещает ее по небольшим трубам и шлангам. Затем она, в свою очередь, давит на поршни в рабочих цилиндрах тормозов. Поршни воздействуют на тормозные колодки и прижимают их к дискам или барабанам. Между ними происходит трение, и скорость автомобиля замедляется.

Происходит весь этот процесс за считанные секунды, а принцип работы хорошо известен из физики. Свойство любой жидкости — не сжиматься и сохранять свой объем. Но если так, то любой, кто хоть немного знаком с физикой, справедливо заметит, — но тогда в тормозной системе теоретически можно использовать любую жидкость: воду, масло и т.д. Теоретически да, но тут вмешиваются другие законы. Ведь та же вода может испаряться, а масло становится густым при низких температурах. Отсюда требуется какой-то иной вариант.

При замедлении автомобиля, его тормозные диски (барабаны) с колодками трутся друг о друга, в результате чего происходит нагревание. Следовательно, должна повышаться температура тормозной жидкости. Если тормозить приходится часто, например, на горном серпантине или в пробках, то температура становится еще выше и даже доходит до точки кипения. Тогда в гидросистеме может образоваться смесь жидкости и пара. Ее сжать уже нельзя и большое усилие она не передаст. При этом получается, что водитель давит на педаль тормоза вплоть до пола, но машина не останавливается. Отсюда первое требование к жидкости — она должна быть с высокой температурой кипения.

Мы упомянули о работе в тормозной системе поршней и клапанов, они металлические, следовательно, должны хорошо смазываться, то есть, жидкость должна обладать масляным эффектом. Но просто масло тоже не подойдет, про его свойства на холоде мы тоже упоминали. При любых температурах тормоза должны сохранять одинаковую эффективность работы. Отсюда требования к современным тормозным жидкостям, которые представляют собой смесь нескольких базовых веществ и присадок и способны работать в любых условиях эксплуатации автомобиля.

Современные тормозные жидкости — какими они бывают

Сразу заметим, что идеальной на сегодняшней день тормозной жидкости не существует. У каждой из них есть свои недостатки. Рассмотрим три основных варианта без погружения в химические подробности.

Масляно-спиртовые жидкости

Вариант появился на заре машиностроения. Конструкторы прекрасно понимали, какие свойства необходимы тормозной жидкости и стали применять смесь на основе касторового масла и бутилового спирта. С маслом все понятно, оно отвечает за смазку всех трущихся деталей. К тому же смесь химически абсолютно нейтральная, никакого агрессивного воздействия на уплотняющую резину, лакокрасочное покрытие и другие поверхности. Даже если она попадет на кожу водителя, то не причинит тому никакого вреда. Еще один плюс — жидкость гигроскопична, ее вообще можно не менять на протяжении десятков лет.

Теперь перейдем к минусам, и они во многом нивелируют плюсы. Подобные масляно-спиртовые жидкости плохо переносят холода, при низких температурах они замерзают со всеми вытекающими последствиями. Педаль тормоза становится слишком «тяжелой», а касторовое масло попросту выпадает в осадок. Но это еще как-то можно было пережить. В теплых регионах автомобиль вполне можно эксплуатировать. Тут возникает второй и более серьезный недостаток. Температура кипения таких тормозных жидкостей практически сопоставима с водой. На заре автомобилестроения и даже в середине ХХ столетия это не выглядело проблемой, ведь интенсивность движения практически отсутствовала, но теперь при сильном нагревании тормозов современных автомобилей масляно-спиртовую смесь применять стало опасно.

Гликолевые жидкости

Прогресс шел вперед, ученые применяли разные химические соединения, а в случае с автомобилями требовалась жидкость с высокой точкой кипения. Так появилась гликолевая тормозная жидкость, в основу которой легли новые компоненты: полиэтилен­гликоли и полиэфиры борной кислоты. В подробности того, что это такое, и как возникает такое соединение, мы вдаваться не будем, иначе сильно уйдем в химию. Но если коротко, то такие жидкости могут закипать при температурах в диапазоне от плюс 190 до 260 градусов по Цельсию и сильно превосходят масляно-спиртовые. При этом решают другую проблему — при холоде, даже сильном, они не загустевают и очень хорошо смазывают детали.

Казалось бы, что еще нужно. Но недостатки стали очевидны сразу. Такие жидкости обладают сильно ядовитыми свойствами. При попадании на лакокрасочную поверхность с краской можно расстаться, они ее разъедают. Выход — использование в автомобилях уплотнений и манжетов из специальной резины, которая считается более устойчивой к воздействию такой жидкости. Все это, естественно, приводит и к удорожанию автомобиля.

Но это полбеды. Хуже то, что гликолевые тормозные жидкости очень гигро­скопичны. Влага в любом случае попадает в тормозную систему через минимальные зазоры между поршнями и цилиндрами или через вентиляци­онное отверстие тормозного бачка. Тормозная жидкость как губка впитывает эту влагу, а там где вода воздействует с металлами, там появляется коррозия. К тому же вода сильно понижает температуру кипения гликолевой жидкости.

Силиконовые жидкости

Прогресс не стоял на месте, и появился еще один вид жидкостей — силиконовых. При их разработке использовались кремний­органические соединения, которые помогли избежать некоторых минусов первых двух вариантов. Достаточно сказать, что закипает такая жидкость только при температуре, начиная с плюс 350 градусов по Цельсию. Жидкость совершенно не гигроскопична, влага ей не страшна, а вязкость совершенно не зависит от температуры окружающей среды. На таком автомобиле можно хоть в космос. Состав силиконовых жидкостей может работать при температуре минус сто градусов по Цельсию.

Эврика! Нет, увы, тут есть свои недостатки, причем очень существенные. При всех плюсах силиконовые жидкости обладают плохим смазывающим эффектом. В результате их совершенно нельзя использовать на автомобилях, оснащенных тормозной системой ABS. В ней находятся высокоточные клапаны тормозного блока, которые очень быстро смогут выйти из строя. Так что такие жидкости сегодня имеют очень специфическое применение, и идеала не существует. Как же быть, — спросите вы. Сегодня приходится действовать по принципу, лучший из худшего. В этом смысле наиболее подходящими считаются гликолевые жидкости, их, в основном, и используют.

Какие жидкости продаются в магазинах

Вариантов тормозных жидкостей множество. Стоит зайти в любой автомагазин, на полке вы увидите красивые разноцветные емкости десятков марок, производителей и даже типов. Глаза могут разбежаться, но не стоит выбирать самую дешевую, да и самая дорогая тоже не вариант. Разберемся, что в основном могут вам предложить продавцы.

БСК

Жидкость БСК можно отличить от других по характерному запаху касторового масла, причем у нас его не производят, и не многие поймут, что это за запах. Кроме того, у БСК насыщенный рубиновый цвет. Тормозная жидкость относится к масляно-спиртовому типу, со всеми их достоинствами и недостатками. Она не ядовита, не гигроскопична, прослужит много лет, но при этом предельная температура кипения плюс 115 градусов по Цельсию.

И все же БСК по-прежнему пользуются спросом. Во-первых, она довольно дешевая, а, во-вторых, вполне подходит для грузовых автомобилей, автобусов производства тридцатилетней давности и более, старых легковых машин. В общем, там где тормоза барабанные и сильно не нагреваются. Однако, как отмечают водители с большим опытом, жидкость БСК сегодня ни в какое сравнение по качеству не идет с той, которая производилась в советские времена и сильно ей уступает в характеристиках. Современные варианты быстро темнеют, цвет становится чуть ли не черным, и могут повредить резиновые детали.

«Нева»

Вариант, который близок к современному. Жидкость желтого цвета относится ко второму типу, она представляет собой смесь гликолей и полигликолей с этил­карбитолом. Для того чтобы нивелировать недостатки этого типа при производстве были добавлены антикоррозийные, анти­окисли­тельные и противо­задирные присадки. Противозадирные особенно необходимы для гликолевых жидкостей, мы говорили, что один из основных их недостатков плохие смазывающие свойства. Следует помнить, что такие жидкости ядовиты, включая «Неву».

Стоит похвалить производителей, ведь «Нева» стала выпускаться на рубеже 1960-1970-х годов, когда только появились в продаже «Жигули» с дисковыми передними тормозами. Она стала первой гликолевой, выпущенной в Советском Союзе, и была настолько удачной, что ее выпуск продолжается по сей день. Вновь одним из преимуществ является невысокая стоимость, однако те «Жигули» практически канули в Лету и теперь применять «Неву» можно только на бюджетных и не очень скоростных автомашинах, а также грузовиках и спецтехнике, там где не происходит сильного нагревания деталей в тормозной системе. Закипает жидкости при температуре плюс 195 градусов по Цельсию, подлежит замене каждые два года. К окончанию срока службы температура кипения падает до плюс 140 градусов по Цельсию, а влага в составе доходит до трех с половиной процентов.

«Томь»

Очередной вариант жидкости времен СССР. «Томь» стала выпускаться позднее «Невы» и по характеристикам превзошла предшественницу. В состав гликолевой жидкости в данном случае добавили этилкарбитол, полиэфир и антикоррозийные присадки. Но самое главное, что в «Томи» появились термо­стабилизаторы, в результате тормозную жидкость можно было вполне сравнить по параметрам с международными стандартами уровня DOT3. Ядовитые свойства никуда не пропали, цвет светло-желтый, срок службы составляет те же два года. Однако предельная температура, при которой начинается кипение составила плюс 220 градусов по Цельсию. К концу срока службы через два года она должна составлять не менее плюс 155 градусов по Цельсию.

«Роса»

На «Томи» отечественные производители не остановились и создали самую совершенную жидкость из всех отечественных. Тип у «Росы» тоже гликолевый, в основу состава входит борсодержащий полиэфир с противо­коррозионными и анти­окислительными добавками. На рынке представлено два варианта «Роса-3» и «Роса ДОТ-4». Они отличаются друг от друга некоторыми присадками, а вторая жидкость соответствует международным стандартам уровня DOT4.

Температура кипения начинается с плюс 260 градусов по Цельсию и опускается до плюс 165 градусов в конце эксплуатации, а срок службы жидкости составляет три года. Благодаря этому «Росу ДОТ-4» можно использовать в автомобилях, оснащенных современными тормозными системами с ABS и ESP. Проблема только в одном. На рынке эту жидкость встретить довольно сложно. Продавцы объясняют это санкциями, поскольку для производства не хватает зарубежного сырья.

DOT3

Теперь перейдем к иностранным производителям. Если у нас в стране каждая тормозная жидкость выпускается с именем собственным, то за рубежом все просто — только бренд производителя и три буквы латинского алфавита DOT. Расшифровывается просто — Department of Transport, департамент транспорта. Именно американский департамент в свое время утвердил параметры, которыми должна обладать тормозная жидкость. Теперь ими пользуются во всем мире. Информацию о жидкости содержит цифра, которая следует за аббревиатурой. Первый и второй вариант давно не в ходу и можно выбрать вариант, начиная только с третьего.

DOT3 это приблизительно наша «Нева», температура кипения по стандартам определена в 205 градусов выше нуля по Цельсию. После определенного срока эксплуатации и впитывании влаги температура опускается до плюс 140 градусов по Цельсию. Применять жидкость можно в автомобилях с барабанными или простыми дисковыми тормозами. Если машина оснащена ABS, то речи об использовании тормозной жидкости третьего уровня уже не идет. Сегодня DOT3 редко можно найти в магазинах, как и автомобилей с барабанными тормозами на дорогах.

DOT4, DOT5.1

Такие варианты тормозных жидкостей уже можно считать современными. Они представляют собой гликолевые составы с разными температурными и антизадирными присадками. Точка кипения DOT4 начинается от 230 градусов выше нуля по Цельсию, а концу срока эксплуатации этот параметр опускается до плюс 155 градусов. DOT5.1 более усовершенствованный вариант, тут температура соответственно 260 и 180 выше нуля по Цельсию. Использовать DOT5.1 можно не только в современных обычных автомобилях, но и в спортивных машинах с мощными моторами и большими тормозными дисками.

DOT5

Пятое поколение это уже тормозные жидкости, относящиеся к типу силиконовых. По плюсам и минусам вы уже сами можете определить, где такие жидкости могут применяться. Основной недостаток — плохие смазывающие свойства, но с ним инженеры научились справляться, постоянно подбирая состав материала поршней и цилиндров. Разумеется, стоит такая работа очень дорого. Стоимость автомобиля сильно увеличивается и в обиходе такая жидкость практически не применяется.

Ее «целевая аудитория» это редкие спорткары и гоночные автомобили. Там превалирует борьба с сильным нагревом тормозов, нет электронных систем безопасности торможения. В то же время стабильный состав силиконовых тормозных жидкостей позволяет им служить почти вечно.

Цифра «5» может смутить на этикетке и привести к путанице с DOT5.1. Производители позаботились об этом. Обратите внимание на этикетки таких жидкостей. DOT5 сопровождается аббревиатурой SBBF («silicon based brake fluids», то есть основанная на силиконе тормозная жидкость), а DOT5.1 — NSBBF («non silicon based brake fluids», не основанная на силиконе тормозная жидкость).

Как правильно подобрать тормозную жидкость

В этом нет особой сложности. По крайней мере, подбирать антифриз или моторное масло намного сложнее. Для начала нужно знать некоторые правила. Первое — нельзя смешивать тормозные жидкости трех разных типов. Хорошо, если это обойдется только разрушенными резинками и подтеками, но все может закончиться большими проблемами в тормозной системе. Второе — гликолевые тормозные жидкости, напротив, можно смешивать даже от разных производителей. Максимум, что может измениться это температура закипания таких жидкостей, и то, смотря в каких пропорциях вы их смешиваете. Поэтому нужно запомнить, — при покупке следует узнать, какая жидкость залита в тормозную систему автомашины.

Больше всего проблем при замене может возникнуть у владельцев старых автомобилей выпуска 1990-х годов и ранее. Вроде, тормозная жидкость у них самого первого поколения, но мы уже говорили, — БСК сегодня не чета той, что производилась в СССР. Заливать ее в тормозную систему большой риск. Тут нужно общаться с работниками автомобильных складов и узнавать осталось ли у них что-то из старых запасов. Должна быть БСК и у частников, причем в большом количестве. Но нужно знать места.

Не удалось ничего найти, тоже не беда. В конце концов, такую жидкость можно сделать самому. Купите в магазине касторовое масло и бутиловый спирт. Смешайте их в равных пропорциях, вот и получится тормозная жидкость. Поверьте состав ее нисколько не уступит магазинному, только цвет будет отличаться от рубинового, но на то и маркетинг.

Если не устраивают оба варианта, то можно выбрать самый радикальный — перейти на гликолевую тормозную жидкость. Хуже работать тормозная система не будет, но предварительно нужно будет ее тщательно промыть спиртосодержащей жидкостью и ликвидировать все остатки масляно-спиртовой жидкости. Далее нужно будет заменить все шланги и манжеты, иначе они у вас долго не протянут. Купить нужно будет современные, которые выдерживают агрессивный состав гликолевой жидкости. Но весь этот трудоемкий процесс нужен только в том случае, если тормоза плохо работают на БСК. Если все устраивает, то никакого смысла в замене жидкости нет.

Владельцам вазовской продукции от «копейки» до «восьмерки» без электронных систем безопасности и вентилируемых тормозных дисков нет смысла пользоваться современными жидкостями. Отличный вариант наши «Нева» и «Томь», либо импортный DOT3. Покупать DOT4 или даже DOT5.1 должны владельцы современных продвинутых и быстрых машин. Стоит внимательно ознакомиться с руководством по эксплуатации и техническими характеристиками автомашины. Универсальное правило для всех водителей — новое масло должно быть такого же стандарта, что указан в документах. Выше брать можно, ниже ни в коем случае нельзя. Тем более нельзя заливать силиконовую тормозную жидкость DOT5, если у вас не спорткар или автомобиль уровня Формулы 1.

К сожалению, на рынке встречаются подделки. На запах или по цвету вы их не определите, тут будет полное соответствие произведенным официально. В данном случае нужно обращать внимание на другие признаки, начиная с внешнего вида тары, которая должна быть качественно изготовлена. Обратите внимание на этикетку, абсолютно не лишней будет просьба к продавцу показать сертификат на товар. Если отправляетесь на какой-то авторынок, то знайте, что дешевое не всегда качественное.

Покупать тормозную жидкость и не только лучше в крупных автомобильных магазинах или на официальных сайтах производителей. Сейчас различные расходники производят и продают практически все крупные компании, начиная с отечественного Лукойла или Роснефти и заканчивая зарубежными Liqui Moly, Castrol, Total и т.д. Некоторые автопроизводители тоже продают тормозные жидкости под своими брендами, но не обязательно покупать именно их продукцию, в любом случае она будет соответствовать единым стандартам качества DOT.

Когда и как менять тормозную жидкость

Уже из нашего текста вы можете определить, что гликолевую тормозную жидкость чаще всего нужно менять раз в два года. Температура кипения тормозной жидкости постепенно падает и к концу двух лет эксплуатации достигает предельного уровня. Если пренебречь этой процедурой, то можно нарваться на серьезные неприятности во время любой поездки, ведь тормозная жидкость закипает не постепенно, она не передает сигнал на педаль тормоза. Все может произойти мгновенно, водитель давит на педаль, она проваливается, и автомобиль едет дальше. В результате паника и в лучшем случае просто испуг.

Кто-то скажет, что ездит нечасто и спокойно, и стоит ли беспокоиться при размеренной езде. Жидкость в этом случае может прослужить дольше, но все равно лучше не испытывать судьбу и поменять ее, как того требует производитель и руководство по эксплуатации. В любом случае гликолевый состав впитывает влагу, становится более агрессивным и может спровоцировать коррозию. Ладно если речь идет о трубках, но если «полетит» гидронасос ABS. Вот тогда ремонт обойдется в копеечку.

Проверяйте состояние тормозной жидкости визуально. Если цвет ее стал темным или нет былой прозрачности, то это уже сигнал. Если же в расширительном бачке вы увидели отложения черного цвета, то проблема с манжетами или, хуже того, поршнями в главном цилиндре уже возникла. Все это тоже грозит отказом тормозов и аварийной ситуацией.

Выход есть — требуется дополнительная промывка всей системы причем той же жидкостью, которая будет использоваться после. Ее следует залить в бачок и начать прокачивать через всю систему. Она спускается через специальные штуцеры на тормозных суппортах или рабочих цилиндрах. Через каждый штуцер нужно пролить на менее ста миллилитров жидкости, тогда система будет гарантированно промыта. После всю систему нужно прокачать, чтобы удалить воздух.

Раньше в случае со старыми автомобилями все эти процедуры могли осуществить два человека. Один сидел за рулем и нажимал на педаль тормоза, регулируя давление, второй открывал необходимый штуцер и выпускал из него жидкость и лишний воздух. Тут важно не забывать добавлять жидкость в бачок и следить за тем, чтобы уровень в нем не упал до нулевой отметки, иначе всю процедуру нужно будет начинать снова.

Теперь на современных автомобилях позвать друга и промыть систему вдвоем не получится. То есть проделать все это вы сможете, но гарантии, что все получилось никто не даст. Воздух все равно может остаться в укромных местах, и впоследствии при нажатии тормозной педали она будет совершенно не информативна. К тому же сейчас выпускаются такие модели автомобилей, где прокачку тормозной системы без специального диагностического оборудования осуществить и вовсе нельзя. Делают это на оборудованных станциях технического обслуживания специалисты, подключая к тормозной системе автомашины специальный вытеснительный аппарат. Он под давлением заменяет старую жидкость новой.

Иногда случается так, что жидкость абсолютно прозрачная, нет никаких отложений, но датчик на панели приборов показывает, что уровень ее упал до минимума. Чаще всего получается, что сама тормозная система в порядке и жидкости достаточно, но проблема в сильном износе тормозных колодок. В такой ситуации поршни, которые давят на колодки, могут далеко выдвигаться из цилиндров. В результате увеличивается объем тормозной системы. Диапазон как раз равен максимальному и минимальному уровню жидкости в бачке, поэтому горящая лампочка предупреждает о проблеме. Доливать в этом случае жидкость не следует. Нужно просто поменять тормозные колодки на новые. Поршни в суппортах встанут на исходные позиции и уровень жидкости окажется нормальным. Максимум, что может понадобиться — залить несколько ее капель в бачок.

Другое дело, если вы долили жидкость до нормального уровня и через короткий промежуток времени он вновь упал до критического. В данном случае проблема гораздо серьезнее и, скорее всего, нарушена герметичность всей системы. Течь нужно найти и устранить. Ездить на таком транспорте категорически не рекомендуется, ведь даже маленькая утечка тормозной жидкости может привести к печальным последствиям.

Краткие выводы

  1. Производители сегодня выпускают тормозные жидкости трех видов: масляно-спиртовые, гликолевые, силиконовые. Заливать в систему автомобиля необходимо ту, которую указывает автопроизводитель.

  2. Нельзя смешивать разные типы тормозных жидкостей друг с другом. Поменять один тип жидкости на другой можно, но для этого сначала нужно промыть всю тормозную систему автомобиля.

  3. Масляно-спиртовые жидкости следует применять только в устаревших моделях автомобилей с «холодными» барабанными тормозами. Плюс в том, что они нейтральны, но при этом рано могут закипеть.

  4. Силиконовые жидкости применяются только в современных спортивных автомобилях или гоночных машинах, где отсутствует электроника в тормозных системах.

  5. У современных тормозных жидкостей существует международная классификация. Начало было положено американским стандартом DOT. Сейчас он стал мировым и на рынке можно встретить жидкости класса DOT3, DOT4, DOT5.1 и DOT5. Каждый новый класс более усовершенствован и рассчитан на более высокие температуры работы тормозной системы.

  6. Можно смешивать гликолевые жидкости разного класса, но лучше применять ту жидкость, которая изначально указана в документах по эксплуатации машины. Жидкость DOT3 заливается в старые автомобили с моторами малой мощности и дисковыми тормозами. DOT4 подходит для большинства современных машин, в том числе с ABS. DOT5.1 применяется в высокоскоростных автомашинах, оснащенных мощными и сильно греющимися тормозами.

  7. Гликолевые жидкости быстро впитывают влагу, утрачивают свои свойства и могут повредить тормозную систему, поэтому их нужно периодически менять. Ранее на старых марках автомашин замену можно было произвести самостоятельно, теперь для этого необходимо специальное оборудование.

  8. Гликолевая жидкость агрессивна, старайтесь чтобы она не попала на лакокрасочное покрытие автомобиля и кожу человека. Если это случилось жидкость необходимо быстро удалить.

Как выбрать домкрат

Каким должно быть давление масла в двигателе