День, когда Бергер и Benetton стали победителями
Несомненно, Герхард Бергер с любовью вспоминает тот день, и вполне заслуженно, потому что именно тогда он одержал свою первую победу в Гран-При. Для Benetton это тоже был первый успех. Его будущий товарищ по команде Айртон Сенна завоевал поул-позицию на том Гран-При Мексики на Lotus 98T, выиграв у соотечественника Нельсона Пике и Найджела Мэнселла на их Williams Honda.
Герхард тоже был недалеко, четвертым на стартовой решетке на BMW B186 с турбодвигателем. Риккардо Патрезе и Дерек Уорик на Brabham BT55 с McLaren MP4/2C Алена Проста посередине следовали за первой четверкой, а Патрик Тамбэ на своем Haas Lola THL-2 занял восьмое место, опередив Benetton Тео Фаби и Ligier JS27 Филиппа Аллиота.
Во время тренировки было довольно много разговоров по поводу гибкости днища Lotus-Renault Айртона, причем соперники утверждали, что оно деформируется и увеличивает прижимную силу машины на высоких скоростях.
Это должна была быть гонка, в которой основное внимание уделялось бы жаре и шинам. В те времена Goodyear поставляли шины ведущим командам – McLaren, Williams, Lotus и Ferrari, а также командам поменьше – Tyrrell, Arrows, Haas Lola и Zakspeed. Pirelli поставляла резину Benetton, Brabham, Osella, Minardi и Ligier.
Все началось с драмы, когда Мэнселл заглох на старте. Говорили, что он пытался стартовать с третьей передачи, а не с первой; он же говорил, что первая просто не включалась. Это был серьёзный удар для него, ведь это било по шансам Найджела в чемпионате. Перед этой гонкой он лидировал с 70 очками против 60 у Нельсона и 59 у Алена…
Какова бы ни была истинная причина, Мэнселл заплатил большую цену. Поскольку его Williams не смогла сдвинуться с места, Нельсон вышел в лидеры. Несомненно, под шлемом у бразильца была ухмылка (отношения между ним и британцем становились все более натянутыми, как будет видно позже), а Герхард и Ален преследовали Сенну позади. Включив вторую передачу и все же стартовав, Найджел опустился на 18-е место из 25.
Он с трудом поднялся на 9-ое место к 11-му кругу, но за этот прогресс пришлось заплатить: его левая передняя шина Goodyear вскоре испортилась, и на 12-м круге он отправился на пит-стоп, опустившись на 17-е место и начав все сначала.
Ален опередил осторожного Герхарда на седьмом круге и составлял компанию Айртону, пока на 30-м круге McLaren француза не направилась на пит-стоп за свежими шинами и не опустилась на шестое место. Нельсон лидировал до 31-го круга, а затем опустился на третье место, остановившись на 32-м круге. Это ненадолго вывело Айртона в лидеры, прежде чем он был вынужден сделать остановку на 36-м круге.
Бергер возглавил гонку, и, что интересно, он был самым быстрым на утренней разминке перед гонкой благодаря специальному комплекту мягких гоночных шин, которые Pirelli привезли накануне. Прост был вторым, а Айртон третьим.
Австриец чувствовал себя уверенно впереди, но, так как Айртон, Нельсон и Ален преследовали его в таком порядке, придется ли ему, как и его соперникам из Goodyear, останавливаться для смены резины? Ему казалось, что нет. «Сначала я не был уверен, — рассказывал он позже, — но когда я проехал половину гонки, я подумал, что у меня есть шанс».
Вскоре Айртон и Нельсон обнаружили, что новый комплект резины тоже начал пузыриться. Ален, известный своей плавностью и тем, как аккуратно он обращался с резиной, обогнал Нельсона и стал третьим на 42-м круге, а Айртона он опередил четырьмя кругами позже.
Но к тому времени Герхард был настолько далеко впереди, что, если не считать возможных проблем с надежностью, которые уже расстраивали его в предыдущих гонках сезона, Benetton должны были одержать свою первую победу. Так оно и оказалось. Бергер опередил Проста на 25 секунд, а Айртон отстал примерно на 53 секунды.
Зрителям пришлось долго ждать, пока босс команды Benetton Питер Коллинс решал, какой национальный гимн исполнить в их честь. В конце концов, Benetton была итальянской компанией, даже несмотря на то, что команда в первоначальном виде называлась Toleman и была британской. Его спас Лучано Бенеттон, выбрав британский вариант.
Найджел после непростой гонки финишировал пятым после довольных Герхарда, Алена, Айртона и Нельсона, так что это было минимизацией потерь. Хотя этот результат позволил ему по-прежнему возглавлять таблицу с 70 очками (учитывались его 11 лучших результатов), это означало, что его чертовски напряженная работа в этой гонке на самом деле не учитывалась. У Алена теперь было 64 очка против 63 очков у Нельсона, и Айртон выбыл из борьбы с 55 чками. Таким образом, судьба титула должна была решиться спустя две недели в Аделаиде.
Тем временем Герхард и Питер Коллинс отпраздновали свою неожиданную, но блестящую первую победу. Герхард всегда был человеком, которого невозможно было не любить, с его мальчишеской внешностью, радостью жизни и заразительным чувством юмора. Тем не менее, у Benetton были проблемы, ведь Герхарду предстояла последняя гонка за команду, прежде перейти в Ferrari в 1987 году.
Некоторое время спустя тем же вечером он сел на рейс в Лос-Анджелес в своей зеленой куртке Benetton, счастливо ухмыляясь и все еще сжимая в руках свой трофей. Все на борту приветствовали и аплодировали, и он выглядел как нахальный школьник, которого только что поймали за какой-то шалостью. Это был день, который он запомнил на всю жизнь.
Это перевод статьи Дэвида Тремейна с сайта formula1.com от 12 октября 2023.
Фото: formula1.com
Этот блог в соцсетях: