Пит-стоп Alfa Romeo
1.
Во время обычного пит-стопа, когда нам не надо менять крыло или делать что-то нестандартное, с машиной работает команда из 23 человек, у каждого из которых своя роль. 12 человек отвечают за смену резины, по три человека на каждое колесо: один откручивает и закручивает гайку, другой снимает колесо, третий ставит новое.
2.
Двое человек по бокам стабилизируют машину. Если колеса меняются не совсем синхронно, то машина начинает немного раскачиваться, это может помешать другим механикам вовремя сделать свое дело. Так что двое человек всегда поддерживают машину. У разных команд это делается по-разному, в нашем случае ребята держатся за halo. Как только машина прибывает, они хватаются за конструкцию, неважно стабильно стоит машина или нет, ведь если что-то пойдет не так, когда пит-стоп начнется, будет поздно.
3.
Спереди двое человек отвечают за корректировку угла переднего крыла. Все зависит от того, просит ли об этом гоночный инженер или нет, но даже если вмешательство не требуется, они все равно готовы, например, проверить, нет ли застрявших обломков или помочь еще в чем-нибудь другим. Иногда гонщик вообще в последний момент, уже будучи на пит-лейне, решает, что ему нужна корректировка, так что парни должны быть готовы. Корректировки нужны в 95% случаев: при смене типа резины и иногда даже просто при смене комплекта того же типа – состояние трассы меняется, и порой нужны изменения угла.
4.
Главный человек на пит-стопе, несмотря на то что со стороны кажется, будто он просто ничего не делает! В прошлом это был человек с «леденцом». Сейчас у каждой команды электронная система, так что «леденец» заменен на дистанционный переключатель с парой кнопок. Если все прошло хорошо, если система видит, что все колеса поменяли и нет никаких проблем, сигнал переключается автоматически. Если что-то идет не так, этот механик становится главным действующим лицом, потому что он может задержать машину. Так же как и в случае, если система почему-то не срабатывает автоматически, а механик с гайковертом уверен, что все ок, то только у главного механика с пультом есть власть принять решение. У каждого механика с гайковертом желтые перчатки. Если что-то идет не так, механику с пультом нужно убедиться за доли секунды, что со всеми четырьмя колесами работа окончена. Когда смена колеса завершена, механики поднимают руки, поэтому их перчатки должны быть яркими, чтобы механик с пультом видел их.
5.
Это позиция позади машины механика, который следит, чтобы машину не выпустили в трафик. У него в руках пульт, который подает сигнал гонщику. Этот механик все время следит за пит-лейн. У каждой команды есть ориентир на пит-лейне. Если машина соперников пересекает его, то механик нажимает кнопку на пульте и перед гонщиком будет мигать или синий сигнал (означает, что машина соперника близко), или красный, если пит-лейн узкий и выпустить машину нет возможности.
6.
Это места механиков с домкратами спереди и сзади. Еще двое человек страхуют с запасными домкратами. Это обычная практика. У всех есть вторые инструменты, у каждого механика с гайковертом есть запасной на случай, если что-то пойдет не так. Оба домкрата соединены проводами с системой, так что компьютеры знают о каждом шаге. Каждый элемент подсоединен к системе, чтобы она «понимала», можно ли выпустить машину.
7.
Это отметки для колес. Видите эту маленькую стрелку? Механик с ней каждый раз перед пит-стопом держит ее внизу – здесь гонщик должен остановить переднее левое колесо. Если он промахивается (мы говорим не доехал или переехал), это может вызвать цепную реакцию и задержку. Очень важно то, как гонщик тормозит и какую позицию занимает в пит-боксе, так как это влияет на работу всех механиков. Так что роль гонщика в процессе – ключевая.
Это перевод статьи Олега Карпова из журнала GP Racing UK за сентябрь 2023.
Фото: Alfa Romeo, MotorsportImages
Этот блог в соцсетях:
Кстати, очень интересно - Олег Карпов пишет для журнала GP Racing UK. Может рассмотреть его историю/путь. У вас, как у читателя, нет желания или возможности связаться с автором?