Как менять топливный фильтр и на каком пробеге делать это
Система питания любого транспортного средства оснащена топливным фильтром. Довольно часто многие автовладельцы не могут разобраться в правилах его эксплуатации и замены, поэтому задают множество вопросов: «Как часто его менять?», «Нужно ли для этого ехать в сервис?», «Как узнать, что фильтр засорен?», «Как его снять?», «Как выбрать новый?» и т. д. Чтобы упростить задачу, в данном материале мы расскажем все о замене топливного фильтра автомобиля.
Как проверить кузов автомобиля на ДТП
Какую роль выполняет топливный фильтр
Как и в случае с любым другим фильтром, топливный предназначен для очистки. Обычно автомобиль, не важно бензиновый он или дизельный, снабжается двумя фильтрами. Первый установлен на топливном насосе и представляет собой обычную сеточку, защищающую систему от попадания в бак крупных частиц. Второй – это фильтр тонкой очистки, который способствует задержке более мелких частиц, способных нанести вред нежным компонентам топливной системы.
Данные фильтры работают совместно, дополняя друг друга. К сожалению, езда с одной сеточкой недопустима, т. к. данный элемент не способен обеспечить необходимый уровень фильтрации. То же самое касается и фильтра тонкой очистки: ездить на автомобиле, используя только его, также не рекомендуется, т. к. он быстро выходит из строя.
Но для чего вообще нужно фильтровать бензин и дизель? Твердые частицы могут нанести серьезный вред форсункам или топливному насосу, в особенности ТНВД. К примеру, при попадании песчинки в сопло форсунки, скорее всего, оно забьется и деталь выйдет из строя.
К несчастью, сегодня на большинстве отечественных АЗС чистота топлива находится на довольно низком уровне. К тому же пока горючее попадет в бак, оно может побывать сразу в нескольких емкостях, внутри которых находятся остатки других веществ, да и тара не защищена от возникновения ржавчины.
Место размещения топливного фильтра
Место, где находится топливный фильтр, может отличаться исходя из конструкции транспортного средства. Всего существует 3 варианта:
В моторном отсеке. В большинстве старых моделей, например, в ТС марки ВАЗ, фильтры располагаются под капотом.
Под днищем. В современных машинах топливные фильтры находятся на топливной магистрали ближе к баку, что обеспечивает простоту их замены.
В баке. В некоторых случаях необходимость замены топливных фильтров не предусмотрена самим производителем, и поэтому такие элементы размещаются в труднодоступных местах – в корпусе погружного бензонасоса.
Виды топливных фильтров
Конструктивно данные элементы схожи с иными фильтрами, применяемыми в ТС. Они представляют собой фильтровальную бумагу, сложенную соответствующим образом, но с некоторыми особенностями. Далее будут рассмотрены основные виды топливных фильтров.
Бензиновые автомобили могут оснащаться бескорпусным топливным фильтром, который представляет собой обычный картридж. Однако чаще всего корпус все же используется. Обычно он изготовлен из алюминия, и на нем нанесены стрелки с указанием направления перемещения топлива. Карбюраторные машины чаще всего имеют прозрачные фильтры, в то время как модели с впрыском – металлические. Сталь в этом случае не используется, т. к. подвержена коррозии. Изредка также применяется пластик. Крепление магистралей к фильтру происходит с помощью резьбовых или быстросъемных соединений.
В случае с несменными фильтрами (используются на многих «Опелях»), данный элемент расположен в корпусе топливного насоса. Такое устройство носит название «Топливный модуль». Подобраться к нему – настоящая проблема, для решения которой необходимо добраться до лючка в полу. В некоторых случаях это требует снятия топливного бака или разборки салона.
Также стоит выделить фильтры тонкой очистки, устанавливаемые на «дизелях». Они съемные, расположены вертикально, а также оснащены датчиком воды и пробкой для избавления от нее.
Насколько часто производить замену топливного фильтра
Получить точные сведения о том, как часто менять топливный фильтр, можно, воспользовавшись технической документацией. При ее отсутствии можно придерживаться следующих указаний: каждый 10 тыс. км. в случае с дизельными авто и каждый 40 тыс. км. – с бензиновыми. Подобные ориентиры являются усредненными показателями на случай отсутствия регламента замены.
К сожалению, визуально дать оценку чистоте «горючего» не представляется возможным, т. к. топливо из АЗС сразу поступает в бак ТС. Бытует мнение, согласно которому на сетевых «заправках» топливо подается из более чистых резервуаров, поэтому оно содержит минимум загрязнений. Однако проверить правдивость данного утверждения невозможно.
Часто люди интересуются: «Что делать, когда замена топливного фильтра не предусмотрена регламентом?». В такой ситуации менять расходник можно только тогда, когда мотор начинает работать с перебоями и у водителя есть подозрения на неисправность фильтра. Связано это со сложностью проведения данной процедуры.
Как понять, что фильтр нужно срочно заменить
В том случае, если вы соблюдаете рекомендации производителя и вовремя обслуживаете машину, думать о данной проблеме не придется. Однако случаются ситуации, когда замена фильтра необходима ввиду возникновения некоторых неисправностей. Речь идет о недостатке топлива, т. к. неисправный фильтр мешает его нормальному прохождению по системе. К самым частым проблемам относятся следующие:
Проблема с запуском ДВС.
Неожиданное прекращение работы двигателя под нагрузкой и/или на холостом ходу.
Проблемы с тягой, особенно в случае с высокими оборотами.
Производитель устанавливает регулярность замены топливного фильтра таким образом, чтобы не допустить возникновение подобных неисправностей. Однако, как упоминалось выше, степень загрязнения «горючего» может различаться, поэтому произвести точный расчет периодичности замены фильтра может быть довольно проблематично.
Правила выбора топливного фильтра
Рекомендация может показаться элементарной, но все же: необходимо взглянуть на VIN-номер ТС и сравнить его с номером детали в различных каталогах. Даже в том случае, если детали внешне кажутся идентичными, они могут иметь разное строение, к примеру, каждый вариант может работать при определенном давлении, создаваемом в топливной системе.
Но одним только соответствием VIN-номер и номера детали все не ограничивается. В случае с инжекторными транспортными средства, корпус фильтра делают прозрачным, что на руку производителям, которые ради экономии уменьшают количество фильтровальной бумаги в нем. Таким образом очищающая способность подобных деталей значительно снижается. Именно поэтому так важно уметь различать оригинал от подделки и не смотреть в сторону товаров от неизвестных фирм и продуктов с низкой стоимостью. Лучшим решением будет приобретение расходников среднего ценового диапазона от авторитетных брендов.
Правила замены топливного фильтра
В случае, когда производитель устанавливает определенный регламент замены топливного фильтра, его замена не вызывает трудностей. Первым делом необходимо провести тщательную очистку мест соединения топливного фильтра с магистралями. Это необходимо для того чтобы в процессе замены в топливо не проникла пыль, грязь и иные частицы. После этого необходимо сделать следующее:
Избавиться от давления в топливной системе. Чтобы сделать это, необходимо отыскать и вытащить предохранитель, ответственный за работу бензонасоса.
Произвести пуск мотора и дать ему поработать. После того как он заглохнет, нет необходимости заново запускать его.
Воспользоваться домкратом и поднять ТС с определенной стороны (с той, где находится топливный фильтр), после чего подставить под машину опоры в качестве страховки. Также можно воспользоваться смотровой ямой.
Подставить емкость под корпус фильтра, т. к. при его снятии остатки топлива могут начать выходить наружу.
Вытащить топливные шланги (в случае с резьбовым креплением необходим гаечный ключ).
Вытащить фильтр.
Установить новую деталь и произвести все действия, описанные выше, только в обратном порядке.
Дизельные авто чувствительны к наличию воздуха в топливной системе, поэтому лучше заранее залить новый фильтр диз. топливом.
Вставить предохранитель, включить зажигание и подождать пока бензонасос не закачает топливо и не создаст нужное давление в системе.
Заключение
Фильтры тонкой очистки делятся на несколько видов: съемные и несъемные.
В случае с инжекторными машинами обычно используются съемные фильтры, которые располагаются под днищем. Карбюраторные ТС предусматривают фильтры, расположенные в моторном отсеке.
В случае отсутствия документов, содержащих информацию о периодичности замены топливного фильтра, можно придерживаться следующего ориентира: 40 тыс. км. в случае с бензиновыми ДВС и 10 тыс. км. в случае с «дизелями».
Несъемные фильтры не нуждаются в замене. Лишь в случае нарушения нормальной работы мотора допустима их замена.