Что делать при ДТП: ответы на главные вопросы, инструкция при ДТП на 2024
Дорожно-транспортное происшествие это всегда неприятно. Мало того, что повреждена машина, а следовательно нужно тратить время на ее ремонт, и придется ходить пешком, еще и тратятся нервы, испорчен день, а, может, и не один. Большинство водителей когда-нибудь впервые попадают в аварию, многие теряются и принимают эмоциональные решения сразу после нее. Некоторые не контролируют ситуацию и тоже совершают ошибки. К тому же ДТП бывают разные, с пострадавшими и без. Мы решили объединить в одном материале все необходимое, чтобы любой из водителей мог иметь на такой неприятный случай шпаргалку с порядком действий. Итак, авария случилась, и нужно совершить ряд последовательных действий. Каких? Об этом ниже.
ТОП-39 лучших машин для девушки новичка в 2023 году
Произошло ДТП: первые действия
Начнем с того, чего сразу после аварии делать не нужно. Как это ни странно, но, в первую очередь, необходимо успокоиться. Понятно, что в такой момент тяжело контролировать эмоции, но все уже случилось, и нервотрепкой вы себе не поможете. Ни в коем случае не надо пытаться выяснять отношения с другим участником аварии тем более кричать друг на друга. Пользы от этого ноль, а на трезвые решения спор повлиять может. Второй важный момент — ни в коем случае не покидайте место ДТП. Вам только кажется, что никто ничего не видел и не будет последствий. Все равно найдутся свидетели, и тогда ответственность возрастет кратно вплоть до лишения прав, а то и уголовной.
Если ДТП произошло легкое, — царапина, вмятина, поврежден бампер и тому подобное, то нужно остановиться, включить аварийную сигнализацию, достать знаки аварийной остановки и поставить их в пятнадцати метрах от машины в городских условиях. На загородной трассе это расстояние составляет тридцать метров, но и это не строгие требования и не панацея. Действуйте сообразно обстановке и окружающим условиям. Плохая погода, дождь, туман, снегопад, гололед. Знак при этом можно выставить несколько дальше, чтобы приближающиеся водители заранее знали о помехе на дороге.
Хуже, если авария более серьезная и в ней есть пострадавшие. Для начала нужно опросить и осмотреть всех участников аварии, требуется ли им помощь врача. В случае, если таковые имеются, то нужно звонить в экстренные службы и вызывать карету скорой помощи. Если кому-либо нужна госпитализация, то лучше звонить не спасателям по номеру 112, а сразу в скорую помощь по номеру 103. До ее прибытия воспользуйтесь содержимым медицинской аптечки и окажите первую помощь пострадавшим. Еще хуже, если происшествие произошло вдали от населенных пунктов, а человеку требуется срочная медицинская помощь. Останавливайте попутки и отправляйте пострадавшего, не дожидаясь кареты скорой помощи. Всегда помните — оставление пострадавшего без оказания помощи влечет за собой уголовную ответственность.
При небольшой аварии сохраняйте все на своих местах, не перемещайте машины, не убирайте поврежденные детали, осколки стекла и прочее. Если позволяют условия, то постарайтесь сохранить следы автомобилей. Найдите свидетелей, особенно важны те, кто мог снять аварию на смартфон или ее последствия. Обратите внимание, нет ли поблизости видеокамер, которые могли заснять происшествие. Даже если нет фото и видеосъемки, опросите свидетелей и возьмите у них контакты. Тщательно сфотографируйте место аварии сами с разных точек, важно, чтобы в кадр попали номера близлежащих домов и названия улиц. Впоследствии такие снимки позволят сделать привязку места ДТП к окружающей местности.
Совет! Какой бы ни была авария, помните о своей безопасности, ведите себя аккуратно. Мимо вас проезжают другие водители и в ситуации стресса важно не попасть под колеса. Ведь они наверняка отвлекаются на дорожно-транспортное происшествие и теряют бдительность. На всякий случай возите в багажнике автомобиля жилет или куртку со светоотражающими элементами. Даже если вам она никогда не пригодится, то в таких ситуациях сможете помочь участникам аварии. Мелочей в таких случаях на дороге не бывает.
Правильные действия водителя при аварии
Когда выполнено все вышеперечисленное, то можно приступить к обсуждению обстоятельств: кто является нарушителем правил дорожного движения, каков ущерб, нанесенный транспортным средствам. Именно от всего этого зависит, как будет оформлено нарушение, и тут есть несколько вариантов.
Самостоятельное оформление ДТП
В нашей стране уже много лет при аварии можно оформить Европротокол. Бланк этого документа видел каждый водитель, его обычно выдает страховая компания при оформлении ОСАГО или КАСКО. Смысл в том, что участники дорожно-транспортного происшествия могут сами заполнить все бумаги, чтобы затем направить их в свои страховые компании, и не вызывать сотрудников ГИБДД. Вариант очень удобный, быстрый и несложный, но для оформления Европротокола необходимо соблюсти несколько условий:
отсутствуют пострадавшие при аварии;
транспортных средств, пострадавших при ДТП, не больше двух;
дорожная инфраструктура (знаки, покрытие и т.д.) не пострадали;
у обоих водителей оформлены страховые полисы ОСАГО;
следует визуально оценить ущерб, он не должен быть выше 100 тысяч рублей;
если участники аварии сумели быстро договориться и определить виновного, то ущерб, который выплатит компания, может быть увеличен до 400 тысяч рублей.
Последний пункт мы привели к сведению, он не обязателен. Европротокол оформляется, даже если у сторон аварии разные точки зрения относительно виновного. Но тогда не стоит надеяться на страховую выплату выше 100 тысяч рублей. Также страховая сумма снижается, если участники ДТП не предоставили в компанию фотографии с места аварии.
Европротокол заполнить довольно просто, тем более в нем указано, какие данные и куда необходимо внести. Документ нужно заполнить в двух экземплярах, указать в нем свои данные, государственные регистрационные номера транспортных средств, тут же необходимо схематично изобразить место дорожно-транспортного происшествия с расположением автомобилей. У каждого участника аварии оказывается свой экземпляр, который нужно направить в страховую компанию.
Более того, мало кому известно, что Европротокол можно оформить в электронном виде посредством приложений «Помощник ОСАГО» или «Госуслуги Авто». Скачать их можно, как обычно, в приложениях App Store и Google Play. С помощью приложений можно сделать фотосъемку места происшествия, автомобили и их повреждения, добавить данные водителей и их транспортных средств. Все тщательно проверить и тут же отправить в электронном виде страховщикам. Минус один — оформить приложение смогут только те водители, у которых есть регистрация на портале государственных услуг. Оттуда приложения забирает некоторые данные водителей.
Как только сделаны все фотоснимки и оформлен Европротокол, нужно сразу убрать машины с проезжей части. Если вы не выполните это требование, то придется заплатить штраф. Он небольшое, но дело не в этом. Помеха на пути других водителей, особенно на скоростных трассах, может привести к другим дорожно-транспортным происшествиям. В данном случае это требование безопасности движения.
Таковы ваши первые действия при аварии.
Совет! Не забудьте сделать еще одно важное дело. Как только вы пришли к согласию с другим участником ДТП, оформили Европротокол, собрались освободить место аварии и отправиться дальше, обменяйтесь расписками, что не имеете друг к другу никаких претензий. Бывали случаи, когда у другого участника аварии появлялись советчики, и он менял свое мнение по поводу ДТП. Все это приведет к долгим разбирательствам, а расписка станет еще одной страховкой от такого поворота событий.
Когда необходимо вызвать сотрудников ГИБДД
Теперь другой случай аварии, требующий больше времени для оформления. Тут могут быть несколько вариантов:
оба водителя считают, что виноват оппонент или виноваты оба;
автомобили получили серьезные повреждения;
в ДТП есть пострадавшие.
Во всех этих случаях оформление Европротокола уже не спасет, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Пострадавшие могут отделаться простыми ушибами и царапинами, но даже в этом случае нужно вызвать скорую помощь. Лучше в данной ситуации довериться профессиональным медикам. Помните, авария всегда стресс, с пострадавшими тем более. В состоянии шока и всплеска адреналина человек, порой, не может себя контролировать, поэтому нужна медицинская помощь. Если сразу после происшествия присутствует растерянность и не знаете, что предпринять в первую очередь, то звоните в службу спасения по номеру 112 с сотового телефона, запомните эти три цифры.
Сотрудники ГИБДД будут необходимы и в том случае, если у одного или обоих участников аварии оформлен страховой полис КАСКО. Чаще всего при данном виде страхования оформление всех документов происходит лишь при наличии справки о дорожно-транспортном происшествии, подписанной сотрудниками дорожно-патрульной службы. В противном случае компания может не выплатить компенсацию.
Проблема еще и в том, что сотрудников ДПС на всех не хватает, особенно в мегаполисах, где ДТП случаются довольно часто. Нередко приходится видеть участников аварии, которые часами ждут автоинспекторов. В данном случае, если авария небольшая, ее участникам могут пойти навстречу. Сотрудники ГИБДД предлагают проехать участникам в ближайшее отделение самостоятельно. В инспекции действуют группы разбора, которые занимаются оформлением ДТП. Но помните, что для этого вам необходимо сделать подробные фотографии с места происшествия со всех ракурсов. К тому же при оформлении аварии в группе разбора необходимо присутствие всех ее участников.
Итогом станет наличие на руках справки из ГИБДД — форма №154. Внимательно проверьте наличие углового штампа и круглой печати. Кроме того, вы должны получить копию протокола об административном правонарушении или, напротив, документ об отказе в возбуждении административки, плюс копия квитанции-постановления. С этими документами ваш дальнейший путь лежит в страховую компанию.
Как быть, если отсутствует второй участник ДТП
Такое тоже случается часто — в аварию попал один автомобиль. Другим участникам может быть фонарный столб, дорожный отбойник, простой бордюр или даже лежачий полицейский. Автомобиль, в конце концов, может вылететь с трассы. Бывали случаи, когда колесом машина попадала в глубокую яму и получала серьезные повреждения или, хуже того, в открытый дорожный люк. Только помните, что такие случаи официально признаются происшествиями, если произошли во время движения по проезжей части. Если вы неудачно выруливали с парковки или со стоянки во дворе и задели столб или забор, то сотрудников ГИБДД вызвать смысла нет, такие случаи оформляют участковые.
Итак, если машина врезалась в дерево. Порядок действий при подобном происшествии практически такой же, как и в случае с двумя участниками. Определите, есть или нет пострадавшие, следует ли вызвать медицинскую помощь, достаньте и поставьте на дорогу знак аварийной остановки, по возможности возьмите контакты у свидетелей. Далее звонок в автоинспекцию и страховщикам, если таковы требования полиса. Сделайте четкий план места аварии и все детально сфотографируйте.
Когда на место ДТП приехали представители дорожно-патрульной службы, обратите внимание, на правильную фиксацию в протоколе всех особенностей участка городской дороги или загородной трассы, сколько полос она имеет, как осуществляется движений, какой она ширины. В протоколе должны быть отмечены и другие особенности: наличие тротуаров, бордюров, кюветов, обочин. Инспектор должен указать качество дорожного покрытия и условия видимости, обратите в случае необходимости на это его внимание. Вместе с протоколом сотрудник госавтоинспекции должен выдать вам постановление об отказе в возбуждении дела об административной ответственности.
Иногда случается так, что автомобиль получил серьезные повреждения и забрать его с места происшествия нельзя. К примеру, необходимо произвести экспертизу технического состояния авто. Может серьезно пострадать водитель, и ему необходима медицинская помощь вплоть до стационара. В таких случаях машина при помощи эвакуатора отправляется на спецстоянку ГИБДД. Забрать ее оттуда можно будет потом, предъявив документы собственника или доверенность от него.
Что нужно делать для возмещения ущерба при ДТП
Вы правильно оформили дорожно-транспортное происшествие, все зафиксировали, сфотографировали, запротоколировали, как быть дальше? Уже не один год в нашей стране существует схема прямого возмещения ущерба по страховке. Не важно, каковыми были обстоятельства аварии, страховая выплата осуществляется той компанией, в которой вы оформляли свой полис КАСКО или ОСАГО. Теперь о последовательности шагов, которые необходимо предпринять участнику аварии.
Шаг первый. Сообщить об аварии в страховую компанию
В течение пяти дней после дорожно-транспортного происшествия его участнику необходимо обратиться в свою страховую компанию со всеми документами, о которых шла речь выше. Кроме того в компанию нужно предоставить следующие документы:
оригиналы ПТС и СТС;
общегражданский паспорт;
водительское удостоверение;
страховой полис;
заявление на выплату ущерба;
реквизиты счета в банке, куда необходимо перечислить денежную компенсацию.
Если при аварии были пострадавшие, то ко всем перечисленным документам нужно добавить чеки и квитанции об оплате лекарственных средств, медицинского лечения, справку о госпитализации от сотрудников экстренных служб, выписку из истории болезни и заключение врача. Нет необходимости самостоятельно приносить все документы в офис компании, можно отправить их по почте.
Шаг второй. Фиксируем повреждения
Вместе со всеми документами в течение пяти дней нужно предъявить представителям страховой компании и автомобиль для осмотра. В данном случае будьте внимательны при оформлении страхового соглашения. В нем может быть предусмотрена услуга вызова на место происшествия аварийного комиссара. Тогда вы можете после ДТП позвонить в страховую, чтобы комиссар приехал прямо на место по горячим следам. Может он приехать и после по адресу, который прописан в заявлении на возмещение ущерба. Комиссар произведет оценку сразу, что позволит вам значительно сэкономить время. В противном случае в офис вам нужно будет отправиться самостоятельно на поврежденном автомобиле, а в случае, если машине после аварии оказалась не на ходу, то нужно вызывать эвакуатор и везти ее таким образом. Все это дополнительные расходы, если подобные действия не оговорены в вашем договоре отдельно.
Представитель страховой компании, оценщик, внимательно осмотрит автомобиль и все нанесенные повреждения, сделает фото и оформит документ, где указываются данные о поврежденной машине. Он же примет решение о ремонте или полной замене каких-либо узлов и деталей автомобиля. После того как осмотр произведен, в течение нескольких дней на ваш банковский счет должны поступить средства, на которые можно будет восстановить авто. Иногда в договорах о страховании сразу указывается сервисная служба, у которой есть договор со страховщиком. В таких случаях деньги поступают напрямую в сервис.
Шаг третий. Независимая экспертиза
После оценки ущерба сотрудники страховой компании должны предъявить автовладельцу расшифровку затрат на ремонт тех или иных узлов и механизмов машины. Бывает так, что стоимость ремонта автомобиля после аварии может показаться автовладельцу заниженной. Тогда следует обратиться к независимым оценщикам, которые обладают лицензией на такой вид услуг. Следует повторить те же действия, предоставить автомобиль для осмотра. Сотрудник компании должен все осмотреть, определить техническое состояние авто, обнаружить явные и скрытые повреждения, объем требуемых работ, их стоимость и цену запчастей. Заключение независимых экспертов является основанием для повторного обращения в страховую компанию с целью пересмотра ее первоначальной оценки. Кроме того, заключения станет основным документом для подачи в суд, в случае, если страховщик отказывается признать независимую оценку.
Однако помните, что к независимым экспертам следует обращаться, если вы точно уверены, что страховщик занизил цены. Ведь дополнительная оценка проводится не бесплатно. Не следует обращаться на всякий случай, вдруг что-то выгорит. Иначе можете впустую потратить свои деньги. Но, с другой стороны, если было определено, что страховщик действительно занизил расходы, то затраченную сумму вы можете включить в счет издержек страховки, в том числе издержек на судебное разбирательство, если дело дойдет до него.
Вот когда точно нужно обращаться к независимым экспертам, если получится, что у виновника ДТП не оказалось полиса ОСАГО или ущерб превышает лимиты возмещения с четыреста или сто тысяч рублей. В данном случае именно независимые эксперты определяют сумму возмещения для виновника, которая может быть добровольной или по решению судебных органов.
Третий случай, когда может понадобиться независимая оценка, возникает если ремонт автомобиля сервисной компанией выполнен некачественно, а направил вас туда именно страховщик. Претензии в таком случае предъявляются не к сервису, а к страховщику.
Как быть с автомобилем в дальнейшем
Самое главное, не следует отдавать машину в ремонт до того как была произведена оценка всех ее повреждений и до тех пор, пока расчеты страховой компании вас не удовлетворят. Сразу не стоит этого делать, даже если в случае происшествия вы — пострадавшая сторона. Если решились и провели ремонт машины без оценки, то после него никто экспертизу проводить не будет. Вы можете сколько угодно показывать фотографии, какого угодно плана, но доказать вы уже ничего не сможете. Страховщик не станет рассматривать ваше заявление на компенсацию ущерба. Далее можно обратиться только в суд, но и там вряд ли будет принято решение в вашу пользу.
Теперь исходим из того, что все вопросы с осмотром, определением ущерба, денежной компенсации решены. Что делать с автомобилем в дальнейшем?
Ремонт автомобиля после аварии
После всех согласований и оформления документов вы отдали автомобиль в ремонт, чтобы вернуть его практически в первозданном виде. Когда заберете машину из сервиса, не забудьте сохранить все чеки и квитанции на осуществленные работы и приобретенные детали и узлы вместо поврежденных. Если сумма, затраченная на ремонт превысит ту, которую указала страховая компания, то размер выплат следует оспорить.
Ремонт должен быть таким, чтобы вы забыли о последствиях аварии. Все рабочие характеристики автомобиля должны быть восстановлены в полной мере. Но нужно понимать, что повреждения бывают разными. Иногда автомобиль или его ключевые детали восстановлению на подлежат. Тогда и ремонт бывает нецелесообразен, об этом вам могут сказать сотрудники сервисного центра. Они тоже заинтересованы в своей репутации и не будут брать транспортное средство в ремонт, если посчитают, что оно не подлежит восстановлению. Более того, после ремонта автомобиль должен бесперебойно работать, ведь на него должна выдаваться гарантия со стороны сервиса.
Продажа автомобиля после ДТП
Если у автомобиля после аварии серьезные повреждения, то страховщик может не только отремонтировать его, но и выплатить остаточную стоимость транспортного средства на момент ДТП. В эту сумму входит естественный износ авто и причиненный ущерб. Если вы примете решение забрать эту сумму, то автомобиль придется отдать компании.
Принимать решение только вам, но зависит оно, как правило, от расчета — что более выгодно. Иногда продать непригодный к ремонту автомобиль гораздо выгоднее самому, чем получать компенсацию от страховщика, хоть обычно это и занимает много времени.
Утилизация автомобиля после аварии
Переходим к самому неприятному. Авария произошла такая, что восстановлению автомобиль не подлежит. По частям продавать его себе дороже, да и покупателей не найти. Тогда остается единственный путь — утилизация.
Здесь все не так просто. Сначала нужно написать заявление в ГИБДД. Везти автомобиль в Госавтоинспекцию не стоит, достаточно указать государственные регистрационные номера и документы на право владения машиной. Сотрудники ГИБДД снимают ее с учета, причиной указывают утилизацию, а бывший владелец получает справку. Теперь автомобиль продаже не подлежит и единственный путь — в компанию по утилизации. Для владельца это ничего не будет стоить, если паспорт технического средства на авто выдан до 2012 года или в нем есть запись, что выполнены работы по утилизации в разделе «Особые отметки». Все автомобили, произведенные в России, сопровождаются такими отметками. В противном случае владельцу необходимо будет раскошелиться на десять тысяч рублей.
Краткие выводы
1. Став участником ДТП, обозначьте место столкновения автомобилей знаком аварийной остановки; оцените состояние пострадавших, если они есть; сфотографируйте место аварии и автомобилей с разных ракурсов. Постарайтесь, чтобы на снимках были хорошо видны названия улиц, номера домов и населенных пунктов.
2. В случае незначительной аварии оформляйте Европротокол. Но если происшествие серьезное и, тем более, в нем есть пострадавшие, а также в случае разногласий и споров с другим участником ДТП, вызывайте сотрудников ГИБДД.
3. Заполнив бланк Европротокола или получив справку от сотрудников ДПС, отправляйтесь в страховую компанию за возмещением ущерба. В течение пяти дней предоставьте поврежденный автомобиль для осмотра.
4. Если средств, полученных от страховой компании, не хватает на проведение ремонта, обращайтесь в независимую экспертизу и требуйте возмещения через суд.
5. Отправляйте автомобиль в ремонт только после разрешения всех споров и получения компенсации за ущерб.
Каско: от чего защищает, как оформить и в каких случаях выплат можно не дождаться