11 мин.

Недолго музыка играла - гонщики, продержавшиеся в чемпионате недолго, но оставившие свой след

 

Рэймонд Зоммер (1950)

 

Рэймонд Зоммер выиграл меньше гонок, чем мог бы. Трудно сказать, чего бы он мог достичь помимо трех очков в пяти гонках чемпионата мира, если бы не разбился в сентябре 1950 года за рулем Cooper. 

Он был дважды победителем Ле-Мана и в свое время выдал невероятную серию, опережая всемогущие Alfa Romeo 158 на своей частной Maserati в 1946 году. В 1950 году он даже смог полидировать в Спа за рулем Talbot-Lago, когда те же 158-ые отправились на дозаправку. В стане Alfa тогда началась паника, они пытались убедить тех, кто вел тайминг, что Зоммер не мог быть с ними в одном круге. 

Зоммер был уважаемым гонщиком, он гонялся за лучшие команды своего времени и принес Ferrari первый подиум как конструктору в 1948 году. Но он больше любил гоняться на своих машинах. 

Джордж Фоллмер (1973)

Время было не на стороне Джорджа Фоллмера, когда он дебютировал в 1973 году за новую команду Дона Николза Shadow. Он пришел в гонки поздно, ему уже было 39 лет, и на то, чтобы проявить себя за рулем модели DN1 Тони Саутгейта времени было совсем мало. 

Несмотря на впечатляющую скорость его напарника Джеки Оливера именно Фоллмер принес команде первое очко и первый подиум. И это не покажется странным, если помнить, что Джордж был чемпионом Can-Am и Trans-Am, побеждал в Indycar и Ф5000. В дебютной гонке в Кьялами он прорвался с 21-го места на 6-ое, а в Монтжуике с 14-го на 3-е. Оливер выиграл квалификационное сражение со счетом 7-6, но обычно они были очень близки и в 9 случаях их разделяло две машины или меньше. 

Фоллмер больше не набирал очков в Ф1, он вернулся в Северную Америку, где чувствовал себя, как рыба в воде, и где ему было привычнее. 

Тони Бриз (1975)

 

Тони Бриз набрал лишь одно очко в Формуле 1 до своей смерти в авиакатастрофе (в которой погиб и Грэм Хилл), многие говорили, что он точно будет бороться с лучшими. Прекрасные выступления в Formula Atlantic заставили Фрэнка Уильямса дать ему шанс в Ф1 на трассе Монтжуик. Там он мог набрать очки, но с ним столкнулся Том Прайс. 

Вскоре Хилл его взял к себе на замену травмированному Рольфу Штоммелену. Тот не терял время даром и уже в Зольдере квалифицировался седьмым, затем финишировал шестым в Андерсторпе, несмотря на то, что у него сломалась пятая передача. Он был быстрее своего напарника, будущего чемпиона Алана Джонса, быстрее вернувшегося вскоре Штоммелена, и в гонке Ф5000 в Лонг-Бич он опережал Марио Андретти, пока не сломался привод. 

Бриз был очень уверен в себе, так что многие считали его эгоистичным, но Уильямс никогда не разделял это мнение и считал, что тот мог бы стать великим гонщиком. 

Дэнни Салливан (1983)

 

Дэнни Салливан сам так говорил о своем времени в Tyrrell: «Не думаю, что я смог впечатлить своими выступлениями настолько, чтобы другие сказали «давайте возьмем его». Салливан заслужил свой шанс результатами в Европе и победами в Can-Am. Tyrrell 011 с мотором DFV проводила уже свой третий сезон, но была еще хороша, чтобы Альборето выиграл на ней в Детройте. Лучшим результатом было пятое место в Монако, а во внезачетной гонке в Брэндс-Хэтче он стал вторым. 

Tyrrell потеряли поддержку Benetton, так что Салливан решил не оставаться в команде, а отправился в Indycar и выиграл в 1985 году гонку Инди-500. Салливан полагает, что он мог выигрывать гонки, но возвращаться он уже не хотел: «Зачем мне было уходить из чемпионата, где побеждаю, туда, где буду мучиться в свои 35 лет?» 

Джонни Дамфрис (1986)

 

Айртон Сенна наложил вето на подписание Дерека Уорика его напарником в 1986 году, так что следующим кандидатом на место второго номера при бразильце был Дамфрис. Джеймс Хант тогда, в своей привычной резкой манере, говорил об этом так: «Дебют в условиях, когда менеджмент команды потерял всякое уважение к кому угодно в мире автоспорта». В итоге чемпиону британской Формулы 3 1984 года и бывшему тест-пилоту Ferrari было трудно вырваться из этих тисков. 

Его дебют в Бразилии задал тон. Дамфрис должен был набрать очки, но из-за проблем с двигателем ему нужно было заехать в боксы на незапланированный пит-стоп. Но по плану пит-стоп должен был быть у Сенны, так что его оставили на трассе еще на круг. Двигателю Renault V6 пришлось еще помучиться, прежде чем ему была «оказана помощь». Итогом стало девятое место. 

Его уверенность в себе улетучилась после провала на квалификации в Монако, который был вызван аварией в тренировке из-за постоянных проблем с коробкой передач, которая в течение сезона помешала ему в 7 из 15 стартов. 

Лучший финиш Дамфриса был в Венгрии - 5-ое место. Будущий победитель Ле-Мана лишился места после того, как команда подписала Сатору Накаджиму, чтобы получить моторы Honda. 

Майкл Андретти (1993)

 

Первая попытка чемпиона Indycar 1991 года в Формуле 1 закончилась в 1993 году, несмотря на третье место в Монце за рулем McLaren. В интервью в 1994 году он говорил про свое участие в Формуле 1 так: «Я не собирался сдаваться. Я не сдался. И не сдамся». 

Андретти часто ошибочно приписывают недостаток нацеленности на Ф1, потому что он не жил в Европе, а летал из США, но это стереотип. Победить Сенну на трассах, которые Майкл не знал, в любом случае было бы трудно, но разного рода инциденты на первых кругах не добавляли ему уверенности. В первых трех гонках он проехал лишь четыре круга, но даже его результат в Монце, обусловленный проблемами у других гонщиков, ведь после раннего разворота Андретти ехал и вовсе последним. 

В шести квалификациях он был за пределами десятки на MP4/8, на которой Сенна одержал пять побед. Его заменил Мика Хаккинен и сразу же был выше бразильца в квалификации в Эшториле – в McLaren поняли, сколько теряли все время до этого. 

Жан-Кристоф Буйон (1995)

 

Тест-пилот Williams Жан-Кристоф Буйон дебютировал на пятом этапе сезона 1995 года, заменив в Sauber Карла Вендлингера, который потерял былую уверенность после аварии в Монако 1994 года. Но неожиданным образом он не смог закончить сезон, уступив свое место за две гонки до конца...тому же, кого сам заменил до этого. До 2000 года чемпион серии Ф3000 более не получит шанса в Формуле 1. 

В тринадцати гонках Буйона полностью затмил напарник по команде Хайнц-Харальд Френтцен, который хотя бы попадал в десятку в квалификациях. Лучшим результатом было пятое место в Хоккенхайме, еще раз Жан-Кристоф набрал очки в Монце, а также провел хорошую гонку в Венгрии (10-е место). 

Да, Sauber C14 имела мотор Ford V8, который был тяжелее, длиннее и должен был быть установлен выше, чем Mercedes, который планировался изначально. Все это привело к ухудшению управляемости и распределения веса. Но в Sauber все равно посчитали выступления Буйона разочаровывающими. 

Алан Макниш (2002)

 

Он попал в Ф1 на десятилетие позже, чем следовало, и покинул ее слишком быстро. Но вряд ли у Алана Макниша есть сожаления о своем времени в Toyota, хоть его и напарника Мику Сало оставили за бортом в конце 2002 года. Трехкратный победитель Ле-Мана считал, что вряд ли что-то могло помочь команде тогда выступить лучше. 

Макниш мог попасть в Ф1 раньше, у него была поддержка Marlboro, McLaren хотели взять его тест-пилотом, но все было испорчено ужасным шасси Lola в Ф3000 и болезнью в следующем году. Алан гонялся за рулем спорткаров (включая появление Toyota в Ле-Мане в 1999), и наконец в 32 года получил свой шанс. 

TF02 была хотя бы надежной, но команда была неопытной и с трудом совмещала развитие машины с деятельностью на трассе. Аэродинамике явно уделили недостаточно внимания. Машина плохо реагировала на изменение настроек, Макнишу понадобилось больше времени, чем Сало, чтобы это понять. Алан так же считал, что одно очко, заработанное в Австралии, подняло ожидания от гонщиков. 

Потеря для Формулы 1, приобретение для гонок на выносливость... 

Джастин Уилсон (2003)

 

Многие считали, что Уилсону будет тяжело в Ф1 с его ростом и комплекцией, но ему помешали скорее блеклые пять гонок в составе Jaguar в 2003 году. Чемпион Ф3000 2001 года привлек внимание своей первой половиной сезона в составе Minardi. Особенно хорошо ему давались первые круги. Переход в Jaguar был воспринят как повышение, после того, как команда избавилась от Пиццонии. 

Но Джастину не удалось как следует освоить новую машину, новые шины и привыкнуть к новой команде. Он не мог соответствовать темпу напарника Марка Уэббера, и ему не хватало километров за рулем из-за ранних сходов в Хоккенхайме и Монце. Очко за восьмое место в Индианаполисе давало надежду, но разговоры о составе команды начались уже в Венгрии, и это никак ему не помогало. Jaguar уступили Sauber шестое место в Кубке конструкторов (всего одно очко), а Red Bull предлагали 9 миллионов фунтов за то, чтобы посадить Кристиана Клина – все это привело к тому, что Уилсон отправился в США и назад уже не вернулся. 

Лукас ди Грасси (2010)

 

В 2010 году в Формуле 1 появились три новые команды, и это дало возможность дебютировать призеру GP2 2007 года Лукасу ди Грасси. Но будущему чемпиону Формулы Е было не суждено показать высокие результаты из-за проблем с его Virgin VR01. Это была первая машина Ф1, спроектированная целиком средствами вычислительной гидродинамики, но ее проработка была достаточно слабой. Вдобавок ее топливный бак оказался слишком мал. 

Ди Грасси утверждал, что его рост и комплекция по сравнению с Тимо Глоком давали ему дефицит в две-три десятых на круге. Глок же, имея опыт, еще и обновления получал раньше. 

Контракт ди Грасси не был продлен, и как он сам утверждал, его авария в Сузуке не имела к этому отношения, так как Джером д’Амброзио уже был подписан на сезон 2011 года. Лукас стал тестером Pirelli, но это уменьшало любые шансы вернуться в Ф1. Однако, он доказал свою состоятельность Audi, и те взяли его в гонки на выносливость. 

Гидо ван дер Гарде (2013)

 

Гидо ван дер Гарде не получил второго шанса после своего сезона в Caterham, а его сага с контрактом была по-своему уникальной. Чемпион Формулы Renault 2008 года провел четыре сезона в GP2, прежде чем появилась возможность попасть в Формулу 1. Он смог пробиться в Q2 в Монако и в Спа, этому способствовало в том числе то, что он смог привлечь внимание инженеров и продвигать свое видение настроек машины. 

Гидо считал, что его лучший шанс на продвижение это стать тестером команды получше, так что в 2014 году он подписал контракт с Sauber. Но потом все пошло криво. Считая, что он уже получит место в сезоне 2015, ван дер Гарде был очень разочарован, когда команда взяла Маркуса Эриксона и Фелипе Насра. 

Скандал был вынесен в публичное поле в Австралии, суд решил, что у голландца был контракт, а команда могла в итоге не выйти на старт. Позже было заключено мировое соглашение между сторонами конфликта. Гидо говорил, что это было самое сложное время в его жизни.

Это перевод статьи Джеймса Ньюболда из журнала GP Racing UK за июль 2023.

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал