Когда нужна замена ремня газораспределительного механизма и как самостоятельно выполнить процедуру?
ГРМ современного мотора приводится в движение зубчатым ремнем или цепью. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы, но именно при использовании ремня его нужно периодически заменять. Если же не сделать это своевременно, то это может привести к дорогостоящему ремонту двигателя. Несмотря на то, что замена ремня – это не слишком затратная и не очень сложная операция.
Рассмотрим, как произвести замену ремня своими руками, какие детали нужно менять совместно с ремнем ГРМ, а также на какие аспекты обратить внимание.
Что представляет собой ремень ГРМ
Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) в двигателе внутреннего сгорания передает механическое усилие с шестеренки, которая крепится на коленвале, на зубчатый шкив распредвала или нескольких валов. Это обеспечивает совпадение рабочих тактов мотора – выпускные и впускные клапаны закрываются и открываются в моменты совпадения с определенными положениями поршней. Если же синхронность нарушается, то это как минимум приводит к нестабильной работе двигателя — такое происходит, когда ремень не совпадает буквально «на один зуб». При худшем исходе поршни встретятся с клапанами, что не только повредит их самих, но и скажется на блоке цилиндров, а также головке — обычно это происходит при обрыве ремня.
Производители авто принимают меры для защиты мотора в случаях обрыва ремня ГРМ — к примеру, делают выемки на поршнях ДВС, которые исключают их возможный контакт с тарелками клапанов.
Кроме того, конструкция и тип двигателя определяют то, сколько шкивов охватывается ремнем ГРМ. Один ремень может приводить в действие не только ГРМ, но и такое дополнительное оборудование, как водяную помпу, топливный и масляный насос.
Признаки, указывающие на необходимость замены ремня
Визуально контролировать состояние ремня ГРМ сложно, так как несмотря на то, что в подкапотном пространстве он находится снаружи мотора, все же деталь прикрыта защитным кожухом. Ключевым аспектом, по которому определяется состояние ремня, является срок его эксплуатации. Этот показатель устанавливает компания-изготовитель ремня или же непосредственно автопроизводитель. Предполагаемый пробег для данной детали можно найти в руководстве по эксплуатации авто. Временной диапазон может быть разным: от 60 000 км / 5 лет до 160 000 км / 10 лет, и сильно выходить за эти рамки не стоит.
Кроме этого, в условиях эксплуатации авто на территории России, обозначенный срок службы ремня можно уменьшить на 10-15% от заявленного производителем. Также стоит рассчитывать на меньший срок эксплуатации, если автомобиль часто передвигается по бездорожью и под его капот нередко попадает грязь, камни и пыль, т. к. далее этот мусор может попадать непосредственно в защитный кожух ремня.
Общие признаки износа ремня для разных моделей авто:
Визуальные повреждения детали: следы растяжения, трещины и другие дефекты, которые демонстрируют потребность в замене ремня.
Посторонний шум при работе мотора. Данный признак указывает на такие проблемы, как износ натяжного ролика или самого ремня ГРМ.
Проблемы с зажиганием. Если мотор «троит» или плохо запускается, стоит проверить состояние ремня газораспределительного механизма. Не исключено, что из-за его износа или недостаточного натяжения он перескочил на несколько зубьев.
Визуальные потеки под защитным кожухом. При износе сальника, технические жидкости могут попадать на сам ремень, что приводит к потере его прочности и упругости. Итогом может стать его обрыв, возникающий при повышенной нагрузке.
Густой дым из выхлопной системы. Перескок ремня также может стать причиной нарушения правильного формирования рабочей смеси, что приведет к выделению густого дыма из выхлопной системы.
Как подобрать надежный ремень ГРМ
Так как от качества подобранного ремня зависит исправность ДВС, не стоит экономить на такой детали. Кроме того, чтобы исключить поломку двигателя после замены ремня и обеспечить его работу на протяжении всего установленного срока эксплуатации, важно правильно подобрать этот расходник.
Первым делом вам стоит акцентировать внимание на соответствии всех характеристик приобретаемого вами ремня, установленным производителем авто требованиям к данной детали. Размеры зубцов, их число, форма и расстояние между ними, а также ширина и длина ремня — очень важные характеристики, которые нужно принимать во внимание.
Второй важный критерий — изготовитель. Выбирайте детали более именитых брендов, а лучше компаний, которые рекомендует завод-изготовитель авто. Приобретайте ремни ГРМ (а также иные запчасти и расходники) только у надежных поставщиков, которые гарантируют оригинальность товара и его надлежащее качество.
Лучше всего, даже несмотря на более высокую стоимость, приобрести новый ремень в специализированном центре, где опытные мастера сразу произведут его замену и предоставят гарантию. Если же вы самостоятельно занимаетесь ремонтом своего автомобиля, то посещайте только проверенные магазины, так как из-за дефицита оригинальных деталей, в последнее время на рынке появилось много подделок под бренды ContiTech, Gates и другие компании.
Какие детали стоит дополнительно поменять при замене ремня ГРМ
Как правило, при обслуживании газораспределительного механизма, автовладельцы прибегают не только к замене самого ремня, но и меняют шкивы, ролики и натяжители. Именно от этих элементов зависит состояние самого ремня. Лучшее решение — одновременно заменить все эти детали, что точно исключит любые проблемы. Хотя, в сравнении с ремнями ГРМ, срок службы у зубчатых металлических шкивов намного больше, поэтому эти элементы легко могут «пережить» замену нескольких резиновых лент. А вот экономить на роликах не стоит, так как срок службы его подшипников может оказаться равным или быть лишь слегка больше рекомендованного интервала замены для ремня ГРМ.
Если вы поинтересуетесь у автомехаников, какие детали стоит заменить при смене ремня газораспределительного механизма, вам посоветуют установить новый водяной насос (помпу), даже несмотря на то, что он может работать без нареканий. А все дело в том, что работа помпы обеспечивается тем же ремнем, и, если шкив насоса заклинит (обычно это происходит при сильном износе детали), то помпа может срезать зубья на ремне ГРМ или даже порвать его. Вытекающие последствия этого описаны выше.
Параллельно с заменой этих деталей, внимательно осмотрите мотор на наличие неполадок или повреждений. Проще, при обнаружении таких изъянов, устранить их во время проведения мероприятий по замене ремня ГРМ, нежели в будущем снова разбирать двигатель и отдельно устранять обнаруженные неисправности.
Как заменить ремень
Лучший вариант при котором можно быстро и качественно поменять ремень ГРМ — это обратиться к специалистам, желательно непосредственно к официальному автодилеру. В сервисе точно знают, как выполнить такую работу — специалисты компании обладают необходимыми знаниями для оказания подобных услуг, к тому же у них есть специализированные инструменты + на замену детали вам будет предоставлена гарантия.
У официального дилера замена ремня потребует не больше нескольких часов, а стоимость такой работы будет составлять пару тысяч рублей (дороже при приобретении деталей напрямую в автоцентре). У некоторых автопроизводителей замена этого элемента входит в перечень услуг планового технического обслуживания авто, и это прекрасный вариант, которым вам стоит воспользоваться.
Чтобы знать, как осуществляется самостоятельная замена ремня ГРМ, вам необходимо иметь инструкцию по проведению таких работ на конкретной модели ДВС. Без такого руководства, особенно если до этого момента вам не доводилось заниматься аналогичными работами, правильно выполнить замену ремня у вас вряд ли получится.
Никакой универсальной инструкции по замене ремней ГРМ под любой двигатель не существует — процесс полностью определяется персональными особенностями конкретного авто. Описанные этапы рабочего процесса можно найти только из специализированного пошагового руководства, конкретно для вашей модели машины.
Но знать об общих этапах замены ремня газораспределительного механизма — важно. Процесс выглядит примерно так:
Обесточьте автомобиль, отключив аккумулятор.
Снимите ручейковый ремень.
При необходимости, снимите навесное оборудование и все отходящие ремни.
Отсоедините защитный кожух ремня ГРМ.
Обеспечьте беспрепятственный доступ к шкиву коленвала.
Соедините установочные метки распределительного и коленчатого валов. На определенных моторах метки на распредвалах отсутствуют, в таких случаях их фиксируют кондукторами (специальными приспособлениями).
Ослабьте натяжитель ремня и снимите его.
Проверьте ДВС на наличие повреждений и утечек технических жидкостей.
Произведите монтаж нового ремня ГРМ и других деталей.
Отрегулируйте натяжитель и сам ремень.
Прокрутите коленчатый вал вручную (за колесо, включив передачу или же при помощи специнструмента) на два оборота, чтобы удовлетвориться в совпадении меток.
Произведите монтаж оставшихся деталей, которые вы демонтировали ранее.
Руководство максимально общее, поскольку, как было описано ранее, для каждой марки, и конкретно модели, существует определенный порядок действий. Требуется соблюдение рекомендаций, в частности о силе затяжки, а также специализированные инструменты. Монтаж ремня газораспределительного механизма с заменой сопутствующих деталей — трудоемкая и сложная, в некоторых моментах, задача. Если у вас нет знаний и отсутствует опыт, то ошибки не исключены, а они могут привести к серьезной поломке ДВС и вытекающему дорогостоящему ремонту. Если же вы уверены, что у вас все получится, отыщите инструкцию, где будет точно обозначено, как произвести замену ремня на вашей машине.
Итак, подытожим:
Ремень ГРМ следует менять периодически, согласно установленному сроку его службы, или же производить срочную замену при обнаружении признаков износа.
Не стоит забывать о замене других элементов: натяжителей, помпы, роликов и шкива.
Монтаж ремня ГРМ – ответственный процесс при котором недостаток опыта может выльется в серьезные поломки мотора.
Общей инструкции по замене ремня газораспределительного механизма не существует, так как конструкция каждого авто, как и компоновка его подкапотного пространства, индивидуальны.
Сиденье автомобиля: как правильно отрегулировать и другие нюансы