7 мин.

Сиденье автомобиля: как правильно отрегулировать и другие нюансы

В процессе управления легковым или грузовым автомобилем важную роль играют разные второстепенные факторы, начиная от размещения зеркал заднего вида под тем или иным углом и заканчивая настройкой водительского сиденья. Правильная регулировка сиденья не только обеспечивает водителю комфортную поездку, снижая уровень физического напряжения (особенно во время длительных поездок), но и предоставляет достаточную обзорность водителю, давая ему возможность оперативно среагировать на любые внешние раздражители. Итак, что именно необходимо знать о регулировке сиденья?

Для чего нужна регулировка?

Настройка сиденья – один из первых элементов практических занятий в автошколе, который отрабатывается будущим водителем. С одной стороны, оптимальная посадка должна  обеспечить достаточную обзорность для водителя: водитель как минимум должен видеть дорогу, по которой он едет, и приборную панель. С другой стороны, она повышает готовность водителя к реакции на непредвиденные обстоятельства: он должен за считанные секунды реагировать на любые внешние факторы и менять направление движения. Конечно, неправильное положение тела не является непосредственной причиной ДТП, но оно может лишить водителя ценных долей секунд для оперативного реагирования.

Есть также и третий элемент – комфортность. Конечно, комфортно – не значит правильно, но фактор физической усталости никто не отменял. Правильно отрегулированное сиденье, прежде всего, снижает напряжение мышц водителя во время длительной поездки и не нарушает кровообращение. Также оно должно позволить водителю дотягиваться до педалей и кнопок на центральной консоли с минимум прилагаемых усилий. Если сиденье настроено неправильно (например, спинка слишком сильно завалена назад), при длительной поездке водитель может устать быстрее обычного: его спина будет в постоянном напряжении. При неправильной настройке сиденья у многих водителей могут возникнуть проблемы с поясницей.

Расстояние до педалей

Регулировка автомобильного кресла начинается с того, что… в него надо сесть. Да, звучит банально. Надо не просто сесть, а прижать спину и ягодицы к спинке сиденья, чтобы свести усталость к минимуму (хотя этих действий явно недостаточно, о чём будет сказано ниже). Далее необходимо отрегулировать расстояние до педалей, чтобы ноги легко до них доставали. Если у вас машина с МКПП, то для правильной регулировки расстояния необходимо полностью выжать педаль сцепления (другой ногой надавить на тормоз до упора). В этот момент, когда педаль сцепления будет полностью выжата, нога должна быть слегка согнута в колене – не вытянута полностью и не сильно согнута. Ноги должны быть согнуты под углом между 100 и 120°, что позволяет чувствовать движение педалей и снижает вероятность получения травм в результате аварии. Если это положение не достигнуто, то надо пододвинуть сиденье ближе или отодвинуть его подальше, но нога в любом случае должна быть согнута именно слегка. Расстояние между сгибом колена и кромкой сиденья должно примерно равняться ширине двух пальцев. Пятки должны упираться в пол, педали должны нажиматься носками.

На машинах с «автоматом» педали сцепления нет: в таком случае надо упереться ногой изо всех сил в то самое место, где отсутствует педаль. В идеальном состоянии правая ступня должна располагаться под педалью тормоза, но доставать носком до акселератора. При правильном положении кресла ягодицы водителя не должны сдвигаться при резком торможении, а в случае аварийной ситуации у водителя появится ещё один упор, помимо рулевого колеса. Если ноги будут полностью вытянуты (то есть кресло расположено слишком далеко), то это не только повышает риск травматизма, но и ослабляет усилия нажатия на педаль. Если ноги согнуты под прямым углом, то это замедляет кровообращение, и уже через пару часов человек будет ощущать сильную боль и онемение. Ноги могут касаться центральной консоли и обивки двери, но не должны упираться в приборную панель снизу.

Наклон спинки

Наклон спинки сиденья играет важную роль, поскольку в сидячем положении основная нагрузка оказывается на спине человека. Чтобы настроить спинку, надо сначала взяться за рулевое колесо в верхней точке так, чтобы рука была слегка изогнута в локтях (к рулю тянуться при этом не надо). Спинку сидения надо наклонить так, чтобы руки оставались в том же положении, а тело примыкало к спинке сиденья в трёх точках – лопатки, поясница и копчик. Если опираться этими точками на сиденье, а не держать их на весу, то при поездках на большие расстояния усталости не будет. В идеале их надо опустить за рулевое колесо, не отрывая спины от кресла. Идеальный угол наклона спинки составляет от 95 до 110°. Слишком далеко спинку откидывать нельзя, потому что тогда водитель будет смотреть вверх, а не на дорогу; под углом 90° спинка также не должна стоять, потому что на поясницу придётся слишком большая нагрузка. Если есть возможность регулировать поясничный подпор сиденья, настройте его так, чтобы кресло повторяло естественный изгиб спины водителя.

Что касается подголовника кресла, то если вы откидываете голову, вы должны упираться затылком, а не шеей, но не облокачиваться на подголовник. Расстояние от затылка до подголовника может составлять 3–7 см: если подголовник можно наклонять, то профиль должен повторять форму головы водителя. Верхняя кромка подголовника должна находиться на уровне глаз. Также уделите внимание настройке зеркал заднего вида, чтобы, глядя в них, не менять положение корпуса на кресле. Ровная дорога в идеале должна просматриваться с водительского места не менее, чем на 1,5 км. Приборная панель должна быть видна так, чтобы водителю не пришлось наклоняться вперёд. Важно также проверить, удобно ли при настроенной спинке дотягиваться до рычага КПП (вне зависимости от того, установлена ли на машине механическая или автоматическая КПП).

Рулевое колесо

Настройте рулевое колесо так, чтобы оно не загораживало приборную доску: водитель должен видеть тахометр, спидометр и показатели температур. Руки на руле должны держаться примерно на тех же участках, что и отметки 9 и 3 на циферблате, ладони должны быть чуть ниже плеч, а расстояние от рулевого колеса до корпуса человека должно быть в пределах между 30 и 45 см. При динамичной езде допускаются отметки 10 и 2, на которые можно положить руки. Руль надо обхватывать пальцами, не отрывая спину от сиденья: не надо касаться запястьями руля. В идеале руки должны быть согнуты под углом 120°. Также не надо держать рулевое колесо одной рукой: скорость реакции при манёвре в таком случае снизится.

Высота кресла

Регулируя кресло по высоте, помните: новичку его лучше поднять повыше для максимального обзора дороги. Оптимальная же настройка для опытного водителя такова: глаза должны быть на 3–5 см выше середины лобового стекла, свободное пространство над головой должно быть не менее ширины ладони, а бёдра должны быть на одной линии с коленями или выше на 1–2 см. Слишком высоко задирать колени нельзя, потому что иначе не только будет невозможно правильно нажимать на педаль, но и нарушится нормальное кровообращение.

Итого

При идеальной посадке водитель должен одновременно оторвать руки от рулевого колеса, а ноги от пола: если баланс легко удерживается, значит, вся тяжесть тела распределяется на подушку и спинку сиденья, а потому посадка правильная. К ней придётся некоторое время привыкать, зато при длительных поездках усталость будет не такая большая, а времени на реакцию в случае аварийной ситуации будет куда больше (за счёт хорошего обзора).  Также помните, что правильная посадка сохраняет ваше здоровье и позволяет избежать искривления позвоночника, нарушения кровообращения и многих других неприятных моментов.

Можно ли смешивать моторные масла

Как менять колесо в полевых условиях