Про Роджера Уильямсона, чья трагическая гибель сделала автоспорт чуть безопаснее
Он был очень хорош в кузовных гонках за рулем Ford Anglia в 1960-1970-х годах, он победил мастера Формулы 3 Дейва Уокера в 1971 за рулем GRD 372, которую ему купил Том Уиткрофт из Лестершира. Том был удивительным человеком, а Роджер был ему, как сын – они сыграют важную роль в жизнях друг друга.
23 апреля 1972 в Сильверстоуне проходила гонка Формулы 3, в которой Уильямсон уничтожил абсолютно всех. Он выиграл с преимуществом в 14 секунд, и это не осталось незамеченным. Это было начало короткой истории его и Тома в Формуле 1. Роджер победил также в Андерсторпе, Клемон-Ферране, Брэндс-Хэтче, Тракстоне, Оултон Парке и Снеттертоне и завоевал престижные титулы в зачетах Shell и Forward Trust. В 1971 году он тоже выиграл титул Ф3, но в зачете Lombard. 44 победы в разных заездах в двух сезонах сделали его Британским гонщиком года в 1972. В 1973 году он начал выигрывать в Ф2 за рулем новой March 732 BMW Уиткрофта.
Питер Коллинз, который сыграл важную роль в карьерах Найджела Мэнселла, Джонни Херберта, Мики Хаккинена, Алекса Дзанарди, Кими Райкконена и Витантонио Льюцци, признавался, что поначалу скептически относился к Роджеру. Но все изменилось после гонки Ф2 в Руане. Коллинз: «Когда мы прибыли туда в субботу, то узнали, что на спуске к Nouveau Monde только что погиб Джерри Биррелл, а затем я наблюдал за Роджером в том же месте за рулем March Уиткрофта. Я слышал про Уильямсона и его успехи в Формуле 3, но до этого момента не был его фанатом. Но я следил за ним. Он потрясающе проезжал это место. Его двигатель ревел, обороты не падали, в то время как другие поднимали ногу с педали. Он был уверен в себе, и у него были способности. Я загорелся им в тот день. Я уезжал с трассы, веря, что у него большое будущее».
Также за ним следил Кен Тиррелл. После смерти Биррелла он видел Роджера заменой Джеки Стюарту, который до этого сообщил Кену о своем плане уйти по окончании сезона. Кен, что было для него типично, знал много о Роджере: не только о его победах, но и, к примеру, о том, что в Брэндс-Хэтче он финишировал вторым на влажной трассе, будучи на сликах. И о том, как хорош он был в своей дебютной гонке в Руане, но тогда подвел мотор BMW. Что в Монце он выиграл первый заезд у Патрика Депайе и Витторио Брамбиллы, а во втором победил, прорвавшись после того, как итальянец вытолкнул его с трассы на старте. По субботам многие отмечали то, как Уильямсон, сидя в кокпите, наклонялся к рулю, а не откидывался назад, как делали Фарина и Мосс. Это было сигналом к атаке. Тиррелл кое-что знал о молодых талантах, и он хотел Роджера к себе в команду. За 20 кругов той второй гонки Уильямсон догнал и обогнал Брамбиллу, а потом сделал то же самое с Депайе. Оба его соперника в будущем стали победителями Гран-При.
Кен отметил для себя, что британец дважды прошел француза, которого тот позже взял к себе в команду. Ему нравилось, что Роджер отказывался принять второе место, несмотря на то, что и оно давало ему итоговую победу. Это был тот гонщик, которого он искал. Роджер позже еще лидировал в Мизано, пока не сломалась электрика.
Также Тиррелл знал о чистой скорости Уильямсона, когда тот был на тестах BRM в Сильверстоуне и почти сравнялся с рекордом круга на P180 и побил его на P160C. Но Роджер хотел остаться с Томом, своим наставником, от которого он не просил ничего, кроме «отцовской поддержки». Том позже рассказывал, что он связался с Патти Макларен, которая согласилась продать ему M23 для Роджера.
Тем временем, Том взял March 731 для своего протеже для Гран-При Великобритании и Гран-При Нидерландов. Роджер стал жертвой аварии Шектера в первой гонке на первом круге. А затем был Зандворт и роковое 29 июля, день, который оборвал мечту.
Роджер квалифицировался 18-м на машине, которая не была избалована вниманием инженеров, как ее сестра в руках Джеймса Ханта и доктора Харви Постлтуэйта в Hesketh Racing. March поначалу отказывалась заводиться, так что, когда Роджер выехал на прогревочный круг, ему пришлось стартовать с последнего ряда.
Тем не менее, ему удалось прорваться на 13-е место уже к восьмому кругу, он шел впереди своего соперника по Ф3 Дэвида Перли на похожей LEC Racing 731. Во время прохождения первого из двух быстрых правых поворотов на пятой передаче, на March взорвалась левая передняя покрышка.
Машина сорвалась в сторону металлического барьера слева, взлетела, и только через 70 метров она упала на верхнюю часть и проскользила к правой части трассы, разливая топливо. Машина остановилась и загорелась.
Гонку показывали в прямом эфире, это были ужасные кадры. Перли остановился и попытался в одиночку оказать помощь. У маршалов не было защитной одежды и им не хватало работающих огнетушителей, так что они только наблюдали за этим ужасом. Роджер, который не был ранен, умер от удушения. Перли же позже был награжден медалью за храбрость.
Через много лет во время беседы с победителем той гонки Джеки Стюартом, было не по себе слушать о том, что в те времена гонки редко останавливали из-за таких аварий, просто так обстояли дела. Он говорил: «В 1970 году гонку не остановили после аварии Пирса Кариджа, хотя тоже был пожар. Или в Руане в 1968 году после аварии Шлессера. Мы должны были ехать через огонь в таких случаях».
В субботу Хоуден Генли поделился мыслями о гонке: «Я все еще злюсь. У меня в голове это теперь сидит как один из худших моментов в автоспорте, в котором я принял участие. Такая нелепость. Если бы гонку остановили, то гонщики в своих негорючих комбинезонах вполне могли бы вытащить его из машины. Недалеко была еще и пожарная машина, но никто из маршалов ничего не предпринял, это все казалось несерьезным. Но ведь это не так».
Позже Том Уиткрофт рассказывал: «В день, когда мы потеряли Роджера, часть моей души гонщика умерла. Никто не мог в моем сердце занять его место». Время не лечит, но дает возможности справиться с болью. Сын Тома Кевин и его жена Алекс старались вдохновить других и не давать им бесконечно печалиться, поэтому они основали Фонд Роджера Уильямсона. Он был дополнен гоночными автомобилями Роджера March 713, GRD 372 и March 732 (все из ныне, к сожалению, не существующей коллекции Donington), парой его картинговых машин, тщательно перестроенным гоночным транспортером Уиткрофта и множеством памятных вещей, которые теперь находятся в постоянной экспозиции.
Его трагическая гибель стала мощным сигналом для всех, что нужны перемены. Какие-то уроки были извлечены, стандарты безопасности были улучшены, и сейчас что-то из сделанного мы уже давно воспринимаем, как должное. Осмотры трасс, обучение и лучшая защита для маршалов, управление происходящим на трассе со стороны дирекции гонки, средства коммуникации и протоколы действий в разных ситуациях, улучшенные средства борьбы с возгораниями и пожарами, развитие средств безопасности самих машин…
Все это появилось слишком поздно и уже не могло спасти парня из Лестера, которого многие считали будущим британским чемпионом мира.
Кто знает, чего он мог бы добиться на прекрасной M23 в 1974 году против Фиттипальди на такой же заводской машине…Это останется в истории одним из многих «что было бы, если». Спустя 50 лет боль никуда не ушла, но мы помним, и мы учимся.
Это перевод статьи Дэвида Тремейна с сайта Formula1.com от 5 августа 2023 года.
Фото: Formula1.com
Этот блог в соцсетях: