Ферстаппен мчится к великим рекордам «Формулы-1». Но так ли страшно доминирует «Ред Булл»?
Объяснения для отвлекшихся.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/2/65/f08dc8a95440d867aa7aa0e9d3874.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Уже почти целый год (если точнее – 11 месяцев) «Формула-1» живет в эпоху тотального доминирования «Ред Булл». Австрийская команда выиграла 18 из 19 последних гонок, 9 раз победила подряд, а в сезоне-2023 (пока) и вовсе не упустила ни одного трофея за первое место.
Двукратный чемпион мира Макс Ферстаппен в этом году победил в 6 гонках из 8, а там, где он не преуспел («всего лишь» был вторым) – лидерство перехватывал напарник нидерландца, Серхио Перес.
Преимущество Ферстаппена настолько мощное, что позволяет ему лидировать уже 224 круга подряд – в аналогичном статусе больше удалось проехать только Альберто Аскари (305 кругов в 1952 году), Айртону Сенне (264 и 237 – в 1988 и 1989 годах) и Найджелу Мэнселлу (235 – в 1992-м). Но если Макс продолжит разрывать пелотон на предстоящем Гран-при Австрии, то выйдет на второе место с 295 кругами лидирования, после чего рекорд Аскари окажется под прямой угрозой.
Все это выглядит и звучит страшновато для соперников и болельщиков, мечтающих об интриге. Невиданную форму чемпионов вынужден признать даже босс «Мерседеса» Тото Вольфф: «Ферстаппен просто на другом уровне. Бесит такое говорить, но это реальность».
Все, расходимся? «Ф-1» можно закрывать?
«Ред Булл» впечатляет, но в «Ф-1» подобное уже случалось
Сверхуверенное лидерство одной из команд – не такая уж редкость. Многие без труда вспомнят, что «Макларен» в 1988-м выиграл 15 из 16 Гран-при, Найджел Мэнселл на «Уильямсе» привозил ближайшим соперникам из других команд в квалификациях по 2 секунды, а совсем недавно – с 2014 по 2021 годы – «Мерседес» взял 7 титулов в зачете пилотов и 8 Кубков конструкторов подряд.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/c/82/140aa679b495ebd6c678f0ad438d5.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Уникальна ли нынешняя победная серия «Ред Булл» в сравнении с другими?
Как вообще сравнивать доминирования в разных эпохах? – Разрывами в квалификациях и гонках? В конце 80-х и начале 90-х гигантская разница в скорости была привычным делом: лидер мог везти конкурентам по 30-50 секунд, но из-за поломки растерять все нажитое непосильным трудом. Сегодня отставание в квалификации в полсекунды кажется кошмаром для преследователей, поскольку надежность техники, стабильный пилотаж и слаженная работа команды (тут самое время вспомнить о ребятах из Маранелло) приводят к постепенному и стабильному увеличению отрыва до 25-30 секунд к концу заезда. Кстати, современные лидеры по достижении комфортного преимущества перестают атаковать, из-за чего их истинную скорость понять еще сложнее.
Оценивать доминирование по впечатлениям тоже не получается. И не только из-за доступности интернета и вовлеченности фанатов в просмотр гонок в разные годы. Главное – история успеха «Ред Булл» пишется сейчас, впечатления – самые свежие, а потому сильнее в эмоциональном плане. Некоторым болельщикам кажется, что уж такого жесткого разрыва пелотона точно не было никогда.
Универсального средства измерить мощность доминирования нет, но для себя я оцениваю силу команд и гонщиков по средней финишной позиции. Да, это тоже далеко от идеала (например, сходы в статистику не идут), но все же увидеть общую картину можно, и даже примерно сравнить разные сезоны между собой.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/5/f4/eaa4296684e3599fb6d2acc872b92.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Я решил сравнить нынешний сезон с выдающимися выступлениями прошлых лет – и, конечно, текущее преимущество Ферстаппена сразу бросается в глаза. Подобный уровень демонстрировал и Мэнселл в 1992-м, но у Биг Найджа за год было четыре схода, в то время как у Ферстаппена крупных проблем (еще) не было.
Есть и другие важные детали:
• средняя финишная позиция Михаэля Шумахера в 2004-м после 15 Гран-при достигла невероятного значения в 1,14 (12 побед и 2 вторых места)! И заметно ухудшилась лишь на Гран-при Китая (по одной из легенд Михаэль на спор выпил горячительного напитка перед квалификацией, из-за чего допустил разворот уже в самом начале быстрого круга и в итоге стартовал 19-м);
• в 2002-м Шумахер доминировал в гонках, но в квалификациях с ним на равных сражался Хуан-Пабло Монтойя (оба взяли по 7 поулов за год);
• превосходство «Мерседеса» в 2014 и 2016 годах впечатляет не меньше, особенно если держать в уме жесткую борьбу между Нико Росбергом и Льюисом Хэмилтоном и переходом лидерства от одного к другому;
• Себастьян Феттель в 2013-м одержал рекордные 9 побед подряд и хорошо прокачал свою статистику, но если вы вспомните тот год со взрывами покрышек, то в первой половине первенства (до изменений в составе резины) кроме Себа побеждали еще четыре гонщика.
«Ред Булл» по-настоящему доминирует только одной машиной
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/5/28/cc6e25b1f43948ffd35b9ec31894b.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Главная особенность – почти все команды в приведенной инфографике («Макларен», «Уильямс» образца 1992 года, «Феррари» и «Мерседес») возглавляли пелотон обеими машинами, в то время как в «Ред Булл» мы видим четкое разделение: лидер (Феттель или Ферстаппен) летит в космос, а второй пилот ведет упорную борьбу с соперниками за место на подиуме. Марк Уэббер в 2011 и 2013 годах уступал Дженсону Баттону и Фернандо Алонсо, а Серхио Перес, несмотря на две выигранных гонки в 2023-м, заметно ухудшил свою статистику после неудачных выступлений в Монако, Испании и Канаде.
Почему так происходит именно у «быков» – вопрос, требующий отдельного изучения. Но если вы предположите, что Ферстаппен – выдающийся гонщик своего времени с невероятной поддержкой команды, а Перес – просто хороший парень, иногда прыгающий выше головы и чаще допускающий грубые ошибки, – то, возможно, будете близки к истине.
Мы не можем знать, как выступали бы в «Ред Булл» на месте Переса пилоты других топ-команд, сколько времени им потребовалось бы на адаптацию, смогли бы они изменить баланс в отношении боссов команды к гонщикам и заставить механиков из своей бригады выкладываться на 200%, но способности и таланты самого Чеко мы видели в прошлые годы – это действительно достойный спортсмен, пусть и не супертоп. Во всяком случае, он точно не хуже Риккардо Патрезе, который вчистую проиграл Мэнселлу в 1992-м, но занял уверенное второе место в личном зачете.
В этом году крепкий гонщик Перес не мог прорваться на подиум в Монако (что, впрочем, никого не удивляет из-за особенностей трассы), также он застрял за «Феррари» на обгонном треке в Монреале и не дотянулся до «Мерседесов» в Барселоне – такие выступления уже можно считать показательными: тотальным превосходство «Ред Булл» становится только с Ферстаппеном.
Получается, что за фасадом воздвигающегося колоссального рекорда прячется неожиданно конкурентная среда. Позади нидерландца ведут серьезную борьбу Алонсо на «Астон Мартин», Хэмилтон и Расселл на «Мерседесах», а также Леклер и Сайнс на «Феррари». Возможно, всего одна крупная ошибка или сход лидера чемпионата станут триггером для яркой и захватывающей гонки. В конце концов, знаменитая победная серия Мэнселла прервалась после фантомного пит-стопа в Монако и последующих безуспешных попыток обогнать Сенну, Баттон прорвался с последнего места в Канаде-2011 и обогнал Феттеля на последнем круге, а Росберг и Хэмилтон в 2016-м в Барселоне внезапно вынесли друг друга и открыли дорогу Ферстаппену к победе в первой же гонке за «Ред Булл».
Даже в доминирующих сезонах помимо блистательно скучных достижений иногда происходят события, которые запоминаются болельщикам на долгие годы.
Что сделало «Ред Булл» безусловным лидером?
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/6/ba/fe4982c5a4e4687fc913bf6cc3725.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Если попытаться емко описать превосходство болида «Ред Булл» над конкурентами, то получится так: RB19 гармоничнее и эффективнее работает с аэродинамической точки зрения.
Прежде всего стоит в очередной раз воздать должное главе конструкторского бюро «Ред Булл» Эдриану Ньюи за прозорливость в выбранном пути: с переходом на новый регламент команда не стала метаться от одной концепции шасси к другой (как «Астон Мартин»), получила широкое окно настроек машины (в отличие от «Феррари») и не встретила большой трудности в реализации и развитии выбранной концепции (в этой ситуации оказался «Мерседес»). Команда из Милтон-Кейнса, практически не теряя времени, смогла устранить негативный эффект подпрыгивания, занялась снижением веса болида и нарастила преимущество в тех областях, где поначалу наблюдался паритет с «Феррари».
Штаб Ньюи мастерски проработал как видимые аэродинамические элементы шасси (боковые понтоны, антикрылья и тому подобное), так и скрытое от глаз днище машины (главную область генерации прижимной силы), а также создал одну из самых действенных DRS (систему снижения лобового сопротивления) в пелотоне. Уникальность RB19 – в синергии всех систем: и видимые, и невидимые со стороны элементы машины работают с воздушным потоком так, что, с одной стороны, позволяют генерировать гораздо больше прижимной силы, чем техника конкурентов, а с другой – сильно снижать лобовое сопротивление при включении DRS.
На практике получается, что «Ред Булл» почти не выделяется из группы топ-команд на медленных участках трассы, но раскрывает потенциал в требовательных к прижимной силе средне- и быстроскоростных поворотах. Добивает австрийская команда конкурентов фантастической (для машины с таким количеством прижима) скоростью на прямых – из-за конструкции заднего антикрыла, которое помогает снижать лобовое сопротивление при включении DRS на 31,5 процента (для сравнения – у «Феррари» этот показатель 28,3%, а у «Мерседеса» – 23,8%.
Последнее, кстати, отличает RB19 от «младшего брата» – «Астон Мартин» тоже гоняет с диким количеством прижимной силы, но теряет много скорости на прямых из-за неэффективной DRS (и чуть менее мощного двигателя «Мерседес»).
Наконец, еще один важный фактор – работа с шинами. Большая прижимная сила ускоряет прогрев резины и ее износ, но за полтора десятилетия команда научилась контролировать работу покрышек. В отличие от «Мерседеса» или «Феррари», «Ред Булл» может быстро и долго ехать как на мягких шинах, так и жестких.
Но почему Перес настолько хуже Ферстаппена?
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/1/1f/3a0578d0745319a2d3d7794fe0f7c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Возможно, вы слышали конспирологическую теорию, что «Ред Булл» целенаправленно развивает болид так, чтобы тот больше подходил Ферстаппену, чем Пересу. В этом есть доля правды: чем лучше работает шасси, тем заметнее оказывается разница в скорости между Максом и Чеко из-за их предпочтений в пилотажном стиле.
Лучшие черты мексиканца раскрываются на участках, где требуется ровно дозировать газ (как на входе, так и выходе из виража) и равномерно изнашиваются шины – например, в 90-градусных поворотах. Это не значит, что на остальных секторах Перес едет плохо – просто Ферстаппен справляется лучше. Макс позже тормозит перед резкой сменой траектории и быстрее разгоняется на выходе из поворотов, поскольку лучше контролирует заднюю часть машины и сохраняет больше скорости на апексе.
«Ред Булл», как и любая другая команда, стремится сделать болид быстрее на прямых, стабильнее на поздних торможениях и устойчивее в поворотах за счет добавления прижимной силы, что играет на руку Максу: чем стабильнее техника, тем раньше он может проворачивать свои трюки. Условно: если Перес от обновления машины выигрывает в повороте 0,1 секунды, Ферстаппен в этом же месте отыгрывает уже 0,2.
В результате по ходу сезона разница в скорости между напарниками растет, и Чеко остается лишь надеяться на трассы вроде сингапурской, с поворотами, в которых он держится с Максом на равных.
Доминирование когда-нибудь закончится
Уже сейчас раздаются голоса, что эра Ферстаппена и «Ред Булл» – это надолго. В том, что нидерландец способен побить рекорды Хэмилтона, не сомневается даже сам Льюис:
«Сможет ли он превзойти мой результат? У него впереди еще очень длинная карьера, так что да, абсолютно точно. В конечном счете, рекорды существуют для того, чтобы их покорять и обновлять. И у Макса потрясающая команда».
Может быть.
Но напомним, что в 2013 году Себастьяну Феттелю предсказывали поход за рекордами Михаэля Шумахера, однако вместо молодого немца к первым местам полетела немецкая команда. Себ же после четырех титулов с «Ред Булл» больше не выиграл ни одного.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/1/99/644f724964a75895f251b70d4af0a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Тотальное доминирование вообще редко длится дольше одного-двух сезонов подряд. Тот же Феттель после сверхмощного 2011-го столкнулся с ожесточенным сопротивлением Алонсо (исход титула в 2012-м определила валидольная финальная гонка в Бразилии), а после девяти подряд побед в 2013-м альянс «Ред Булл» и «Рено» потерпел унизительное поражение в эру нового моторного регламента.
Шумахер между двумя лучшими сезонами в «Феррари» стал участником эпической битвы с Монтойей и Райкконеном, а в 2005-м из-за смены шинных правил вовсе выпал из борьбы за титул.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/5/c4/0c1726cc64211a50287f6ae54a918.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Мерседес» после наиболее мощных гоночных перформансов сталкивался с самым серьезным противоборством парней из Маранелло. Да, «серебряные» в итоге побеждали, но какие были страсти, какие классные мы видели гонки!
Не стоит забывать и о факторе ограничения бюджетов – сейчас «Ред Булл» вырвался вперед, но каждое новое обновление будет отнимать у австрийской команды все больше сил и ресурсов, и когда соперники разберутся со своими проблемами – обязательно подтянутся. Если повезет, еще в этом году мы увидим несколько интересных Гран-при.
Но даже если Макс до конца года будет обновлять рекорды – никто не даст гарантии, что он продолжит так же легко побеждать в 2024-м. «Формула-1» интересна и закулисными интригами: лидеры могут допустить ошибки в разработке нового шасси, соперники способны протолкнуть изменения в регламенте, чтобы обуздать оторвавшихся конкурентов, а коллектив победителей уже точно не будет прежним – лучших специалистов пытаются утащить другие команды. Например, глава инженерного подразделения Роб Маршалл после 17 лет работы в «Ред Булл» переметнется в «Макларен».
В этом году Ферстаппен невероятно силен, но любая победная серия однажды заканчивается. С интригой в чемпионате все понятно, но кому не захочется увидеть гонку, в которой бессменный лидер «Ф-1» терпит поражение? Кто знает – возможно, до нее не так и долго.
Ньюи – главный актив «Ред Булл»: творец всех победных болидов команды в «Ф-1». В чем гений инженера?
Фото: Gettyimages.ru/Chris Graythen / Staff, Xavier Bonilla – Pool, Mark Thompson / Staff, Peter Fox / Stringer, Dan Mullan / Staff, Lars Baron / Staff
Вот и в РБ сейчас похожая ситуация.
Но знаете, Формула 1 это вообще зрелище для терпеливых. Далеко не в каждом чемпионате и не в каждой гонке есть интрига. Это не футбол, иногда надо подождать пару лет, чтобы стало интересно :) Да, вот такие вот мы извращенцы!
Средняя позиция на финише состоит не столько из выступлений одного гонщика. Нужно брать среднюю позицию команды. Потому что Макс смотрится очень сильно, а Перес на такой же машине три ГП подряд в 3 сегмент не проходит.
Когда же в топ-команде выступают два равных гонщика, как Хэмилтон и Росберг, они на одинаковых машинах больше очков отбирают друг у друга. Поэтому среднее место каждого становится ниже.
Простая математика даже на основе данных, представленных в инфографике. В 2014 году у Мерсов средняя позиция: 1,98. То есть, если побеждали не они, то никто. И в том сезоне так и было. Там Рик 3 победы затащил только когда у мерсов были проблемы. Помимо этого, Росбергу статистику испортил ГП Абу-Даби, где он без гибридной составляющей финишировал 14-м, хотя по сути это сход. Такие ГП оч влияют на статистику, у Хэма даже в годы доминирования случаются такие ГП как в Германии-2019, когда он не сошел, но зацепился за 9-е место и получил в статистику столько же баллов как за 9 побед.
Теперь берем РБ этого года: суммируем среднюю позицию Макса и Чеко и получаем 2,94.
Машина РБ тут не сильнее Мерседеса 14-16. Это Макс как гонщик сильнее равных Хэма и Росба, а Чеко - слабее всех троих.
P.S. Почему не взяли 2015-й год? Там у Лью 1,7. Вполне себе самовозный показатель. Такой же показатель в 2020-м году. Притом, 7-е место на хаотичном ГП Италии который выиграл Гасли попортило стату того оч короткого сезона очень сильно. Без него было бы 1,37.
P.P.S. Статье жирный минус. Полное разочарование