Итоги года в «Формуле-1». «Катерхэм», «Маруся», «Уильямс»
Сезон
Этот коллектив приучил болельщиков к тому, что является самым толковым из всех недавних новичков, попавших в «Формулу-1» благодаря Максу Мосли. Первые три года жизни в Больших призах коллектив Тони Фернандеса неизменно выигрывал в мини-соревновании конюшен-неофитов, команда переехала на новую базу в Лифилде, и, с одной стороны, в этом сезоне от «зеленого» (по цвету, а не статусу) коллектива ожидали как минимум уверенного превосходства над «Марусей» а также, возможно, еще большего приближения к середнякам. С другой стороны, ожидания эти можно назвать беспочвенными хотя бы потому, что руководство заменило опытную пару пилотов, выгрызших в 2012 году десятое место в Кубке Конструкторов, и миллионы призовых на двух рента-драйверов, имевших за плечами один сезон на двоих.
Кроме того, оптимизма не внушал и новый болид – CT03 мало отличался от машины 2012 года и фактически базировался на все том же прошлогоднем шасси, которое могло бороться разве что с «Марусей». Даже новый руководитель коллектива Сириль Абитебуль на презентации назвал наиболее заметным изменением обновленную раскраску. Впрочем, в глаза бросались более компактные боковые понтоны и новый кожух двигателя, но в целом перемены оказались минимальными…
Реальность же оказалась куда хуже – CT03 в первых гонках сезона однозначно являлся слабейшим в пелотоне. В дождевой квалификации в Австралии пилот «Маруси» Жюль Бьянки привез почти полторы секунды Гидо ван дер Гарде, а Шарль Пик даже не смог преодолеть барьер в 107 процентов и был допущен к участию решением стюардов. В гонке же Пик проиграл Бьянки целый круг. Ситуация повторилась на следующих этапах в Малайзии и Китае – главные конкуренты из российской команды были явно быстрее и опережали «Катерхэм» как в субботу, так и в воскресенье.
Однако первые же обновления коллектива из Лифилда сработали – уже начиная с гонки в Бахрейне «Катерхэм» был быстрее «Маруси», а начиная с этапа в Сильверстоуне практически всегда выходил победителем и в квалификационных, и в гоночных сражениях с пилотами российской конюшни. Однако о том, чтобы догнать другие коллективы, речи быть не могло – пропасть между «Катерхэмом» и прочими определенно не сокращалась, и самыми громкими достижениями команды стали лишь два выхода ван дер Гарде во второй сегмент дождевых квалификаций в Монако и Бельгии.
В гонках же рассчитывать на высокие места можно было лишь из-за сходов соперников, но поскольку надежность болидов «Формулы-1» ныне высока, выше четырнадцатой строчки в Малайзии, Венгрии и Корее «Катерхэм» так и не смог забрался, а один-два круга проигрыша лидеру были по ходу сезона нормой. Шага вперед сделать не удалось – скорее наоборот.
Гонка в Сепанге стала фатальной: Бьянки опередил обоих пилотов «Катерхэма» и занял тринадцатую строчку – достижение, которое Пик и ван дер Гарде так и не сумели повторить, и тем самым не смогли помочь конюшне Тони Фернандеса в четвертый раз подряд завоевать десятую строчку в чемпионате…
Пилоты
Замены опытного Хейкки Ковалайнена и неплохо выглядевшего на его фоне Виталия Петрова на покинувшего «Марусю» Шарля Пика и классического рента-драйвера Гидо ван дер Гарде стали несколько неожиданными, но они ясно показали, что руководство конюшни сезон-2013 рассматривает как переходный и больших результатов не ждет. Скорее, Абитебуль и Фернандес собирались лишь улучшить финансовое положение за счет спонсоров француза и голландца.
С Пиком был подписан аж трехлетний контракт, и Шарль явно больше подходил перед стартом сезона на роль лидера коллектива. В пользу француза говорил достойный сезон в «Марусе» рядом с Тимо Глоком, а также слабоватые выступления в GP2 его нового напарника ван дер Гарде. И действительно, в первой половине сезона Пик смотрелся сильнее голландца, регулярно опережал того в квалификациях, отличался более быстрым гоночным темпом и стабильностью.
Гидо же нередко страдал от разного рода ошибок, во многом типичных для новичка «Формулы-1». Своеобразным «венцом» неудач пилота из Нидерландов в начале сезона стал Гран-при Канады – ван дер Гарде раз за разом опасно пропускал обгоняющих его на круг гонщиков, и своими неуклюжими действиями сломал переднее антикрыло на машине Марка Уэббера, заслуженно получив за это десятисекундный штраф. Но на этом Гидо не успокоился – в аналогичной ситуации выбил Нико Хюлькенберга и сошел с трассы сам.
Однако по ходу сезона роли пилотов «Кэтерхэма» постепенно менялись – ван дер Гарде начал опережать Пика, и, даже несмотря на аварии на стартах гонок в Японии и Индии, стремительно набирал висты в глазах болельщиков. Шарль же время от времени страдал от технических неполадок или же просто уступал Гидо в скорости. Голландец даже добился неслыханного результата, заняв третью строчку в протоколе первого сегмента дождевой квалификации в Спа, словом, его адаптация к Большим призам прошла вполне успешно.
Несмотря на поражение от Пика в квалификациях и более низкую позицию в итоговой классификации, Гидо смог оставить о себе достаточно благоприятное впечатление. Неудивительно, что благодаря неплохим результатам на фоне напарника, а также своему тестю, являющимся его главным спонсором, голландца сейчас всерьез называют кандидатом на вакансии в «Форс-Индии» и «Заубере». Шарль Пик же по сравнению с прошлым годом выглядел блекло, и теперь его место даже в «Катерхэме» под вопросом – в паддоке поговаривают о возвращении в кокпит зеленого болида друга Фернандеса Хейкки Ковалайнена. Словом, сомнительно, что в следующем сезоне мы увидим эту пару пилотов в одной команде…
Перспективы в 2014 году
Весеннее обещание «Катерхэма» сосредоточить все усилия на важном сезоне-2014 не было пустым – конюшня из Лифилда одной из первых в пелотоне взялась за проект нового шасси и уже в ноябре успешно провела крэш-тесты ФИА. Это хороший знак, как и возможное возвращение Ковалайнена – конюшне нужен опытный доводчик техники, – но он не гарантирует быстрый переход в статус середняка.
Быстрая постройка шасси означает лишь то, что у коллектива будет много времени на понимание техники, однако если машина окажется медленной с самого начала, ей ничего не поможет – история с «БМВ-Заубером», разработавшим гоночный автомобиль задолго до старта сезона-2009, весьма показательна.
Сомнений в успехе «Катерхэма» в 2014 году куда больше, чем уверенности. Во-первых, за три года существования в «Формуле-1» команда так и не создала ни одной приличной машины – и дело не только в изначальном отставании от более опытных конюшен, а в том, что порой обновления не работали и поступательного движения вперед не наблюдалось. Во-вторых, новые проекты не будут созданы с абсолютного нуля – разработки последних лет сыграют важную роль, и здесь у «Катерхэма» настоящая беда: между зелеными болидами и всеми остальными (за исключением «Маруси») лежит пропасть, отыграть которую будет тяжело даже в условиях «перезагрузки» технического регламента.
Сезон
От самой скромной по бюджету команды «Формулы-1» никто не ждал высоких результатов, да и руководство «Маруси» реалистично глядело на вещи, изначально заявляя, что даже попадание во второй сегмент квалификаций для них является труднодостижимой целью. Впрочем, оснований надеяться на прогресс было немало: команда впервые сумела подготовить машину к первым тестам, наконец-то обзавелась системой KERS, и самое главное, окончательно избавилась от наследия Ника Уирта – новый болид MR02 полностью проектировался на основе испытаний в аэродинамической трубе. Добавим к этому непосредственное участие в разработке самого Пэта Симондза, плодотворную работу на тестах и получим вполне оправданные надежды на реальную борьбу с «Катерхэмом».
Из негативных событий стоит выделить, конечно, очень неожиданное расставание с бессменным лидером коллектива Тимо Глоком. Во многом благодаря опытному немцу инженерам команды удавалось хоть немного развивать машину по ходу сезона и бороться с более быстрым «Катерхэмом» в сезонах 2010-2012. С составом пилотов у «Маруси» в межсезонье вообще происходило немало странностей – поначалу было объявлено, что заменит Тимо бразилец Луис Разиа, однако брали того, видимо, исключительно рассчитывая на средства его богатеньких спонсоров, которых наобещали руководству «Маруси» менеджеры бразильца. А желающих финансировать карьеру Разии в Больших призах на деле не оказалось – в российской команде это довольно быстро поняли, и споро заменили незадачливого бразильца на протеже «Феррари» Жюля Бьянки. Словом, начинать сезон команде предстояло с двумя новичками, и это не могло не вызывать скепсиса.
Поначалу «Маруся» действительно радовала – на старте сезона болиды российской команды не просто сражались с конкурентами из «Катерхэма», но и достаточно уверенно их опережали, чего мало кто ожидал! Пусть превосходство продлилось всего три этапа, но этого хватило для завоевания десятой строчки в Кубке конструкторов – Жюль Бьянки уверенно провел Гран-при Малайзии и, воспользовавшись сходами соперников, вознесся на тринадцатую строчку – лучший результат для аутсайдеров в этом сезоне. В дальнейшем бороться с малазийской командой становилось все сложнее: да, «Катерхэм» довольно редко обновлялся, но у «Маруси» с частотой появления новинок все обстояло еще хуже, кроме того, у конкурентов новые детали работали куда лучше.
Во второй сегмент квалификации Бьянки и Чилтон смогли пробиться лишь однажды – спасибо дождю, залившему трек в Спа во время первого сегмента, – а в гонках победить «Катерхэм» становилось все труднее и труднее. Отставание «Маруси» увеличивалось с каждым этапом, и все, чем можно похвастаться российской команде – исключительная надежность болидов по сравнению с прошлыми годами: всего лишь два технических схода. Кроме как во время этапов в Монако и Германии, когда был вынужден сходить с трассы Бьянки, техника ни разу не подвела француза и его напарника. Но навязать борьбу середнякам и заработать первые очки это не помогло…
Пилоты
Два молодых и неопытных гонщика в команде – такое бывает нечасто, и зрителями ожидалась интересная борьба двух новичков между собой. Однако схватки не получилось – Жюль Бьянки, придя в команду по ходу последних тестов, имея всего полтора дня, чтобы опробовать машину (у Чилтона было восемь тестовых дней), с самого начала чемпионата раз за разом доказывал свое превосходство над напарником. Француз громил Макса в квалификациях и регулярно опережал в гонках. Судите сами – квалификационный счет между пилотами «Маруси» 17-2 в пользу Бьянки, и 14-2 в гонках, где оба пилоты смогли финишировать.
У Жюля, впрочем, было свое преимущество в стартовых позициях – статус протеже «Феррари» позволил французу в свое время неоднократно тестировать болиды Скудерии на молодежных тестах и работать на симуляторе, а также довольно успешные сезоны в GP2 и Мировой серии «Рено». Чилтон же не слишком блистал в GP2, да и попал в «Формулу-1» во многом благодаря деньгам своего отца, вице-президента корпорации AON Грэма Чилтона.
Бьянки выступал настолько хорошо, насколько ему это позволял откровенно слабый болид «Маруси». Даже в условиях отставания от «Катерхэма» ему нередко удавалось опередить одного из главных конкурентов в квалификации или гонке. Чилтону обычно доводилось замыкать пелотон и становиться последним из финишировавших. Однако и у Макса есть своеобразное достижение в этом сезоне – нельзя не отметить, что британец – единственный пилот в сезоне, сумевший увидеть клетчатый флаг во всех гонках, более того, Чилтон стал первым новичком в истории, кому это удалось.
Жюль Бьянки останется в «Марусе» на следующий год, и это очень большой успех российской команды – талант француза вполне позволил бы ему перейти в коллектив рангом выше, но по крайней мере еще один сезон Жюль будет носить красно-черный комбинезон. Макс Чилтон, вероятно, тоже сохранит свое место – конюшня постоянно отчаянно нуждается в средствах, а финансовый вопрос в год перехода на новый технический регламент особенно остро стоит и присутствие британца с хорошими спонсорами определенно должно помочь «Марусе» в 2014 году.
Перспективы в 2014 году
Бюджет российской команды – один из самых скромных в «Формуле-1» – денег хватает на поддержание коллектива на плаву и весьма неспешное развитие гоночного автомобиля. Если добавить к этому тот факт, что мудрый наставник Пэт Симондз посреди сезона сбежал в «Уильямс» (возможно, разочаровавшись в перспективах «Маруси») и отсутствие достойной замены англичанину, трудно предположить резкое улучшение результатов в 2014 году.
Уповать на помощь «Макларена» и двигатели «Феррари» не стоит – построить болид за коллектив из Банбери они не смогут. Так что без сопоставимого с другими командами бюджета и сильных технических кадров особых успехов от «Маруси» в следующем году ждать не приходится.
Сезон
Легендарная команда не первый год находится в затяжном пике, выхода из которого не видно. Некогда доминировавший почище нынешнего «Ред Булл» коллектив Фрэнка Уильямса с 2004 года не борется за высокие места, но в сезоне-2012 перед британской конюшней забрезжил луч надежды – болид позволял регулярно добывать очки, а в Испании Пастору Мальдонадо удалось совершить настоящее чудо и одержать первую победу для команды из Гроува со времен триумфа Монтойи в Интерлагосе-2004.
Венесуэлец остался в команде, а не лучшим образом зарекомендовавшего себя Бруно Сенну сменил молодой и талантливый финн Валттери Боттас, что добавляло оптимизма.
В «Уильямсе» рассчитывали развить успех – инженеры под руководством Майка Кофлэна обновили прошлогоднюю машину на 80 процентов. FW35 получил новое днище, коробку передач, заднюю подвеску, аэродинамический пакет и некоторые интересные фишки, в частности, выхлопную систему с использованием эффекта Коанда. Болид удалось подготовить только ко второй тестовой сессии и уже на ней эксперты отмечали возможные проблемы со скоростью в поворотах. Но в Гроуве продолжали верить в успех и заявляли о желании замахнуться на пятое место в Кубке конструкторов.
Тем больнее оказалось падать – с самого начала сезона «Уильямс» показал себя абсолютно неконкурентоспособным. После запрета ФИА выхлопной системы коллектив привез новую, наспех разработанную конфигурацию, которая совершенно не работала. Мальдонадо и Боттас вынуждены были не столько бороться с другими пилотами, сколько с собственными автомобилями. «Уильямс» собрал самые разные беды – пилоты жаловались на недостаток сцепления с трассой, на неэффективность FW35 в медленных поворотах, на износ резины и проблемы с прогревом шин.
Практически на каждом этапе одна из машин британской конюшни оказывалась за бортом борьбы после первого сегмента квалификации, а иногда в неудачниках оказывались команда в полном составе. Пастор Мальдонадо, в прошлом году снискавший репутацию сильного мастера квалификаций, десять раз пролетел мимо второго сегмента и ни разу не оказался в третьем, а по сути единственным проблеском в выступлениях «Уильямса» по субботам стало сенсационное третье место Боттаса на мокрой трассе Монреаля.
Нечем похвастать команде из Гроува и в гонках – «Уильямс» как будто вернулся в 2011 год. Гоночный темп оставлял желать лучшего, хоть иногда причиной неудач становилась неверная тактика. Пакет обновлений, подготовленный к гонке в Барселоне, не смог сильно улучшить плачевную ситуацию, так же как и обновления по ходу европейской части сезона. Всего лишь одно очко, заработанное Мальдонадо на «Хунгароринге» – все успехи команды перед летним перерывом. Инженерам не удавалось понять свое детище – FW35 было трудно настроить. Лишь последние новинки, опробованные в Сингапуре, смогли отчасти решить проблемы «Уильямса» – Пастор Мальдонадо неоднократно останавливался в шаге от очковой зоны, а Боттасу удалось увезти из США целых четыре очка за восьмое место. Это и стало высшим достижением легендарного коллектива в очередном провальном сезоне…
Пилоты
Наверное, от обоих пилотов «Уильямса» в этом году ожидали большего. После победы на Гран-при Испании Пастор Мальдонадо задал сам для себя новую планку – вроде бы неудобно называть рента-драйвером пилота, который за рулем болида далеко не топовой команды выигрывает гонку. От венесуэльца ждали большего хладнокровия, памятуя о его нередких авариях и столкновениях в прошлом сезоне, и оно вроде бы пришло – число инцидентов с участием венесуэльца снизилось, вот только вместе с горячностью куда-то ушла и привычная скорость. В более чем половине квалификаций Пастор не преодолел даже барьер первого сегмента и уступил напарнику в квалификационной дуэли 7-12.
Наверняка Мальдонадо сильно расстроила форма «Уильямса» и повлияла на его мотивацию – слухи об уходе венесуэльца начались еще летом, но это не повод проигрывать напарнику-новичку, и тем более нет оправдания нападкам Пастора на инженеров «Уильямса» в течение Гран-при США. Напомним, венесуэльский пилот обвинил собственную команду в саботаже и намеренном изменении настроек машины на крайне неудачные. Мальдонадо, скорее всего, уже точно знал, что получит место в другой конюшне – но тем не менее, такое поведение не красит ни одного гонщика.
Боттас выступил в свой первый сезон без особого блеска, но достойно. Финн победил напарника в квалификациях, сотворил сенсацию в Монреале, завоевав третье место на стартовой решетке, записал на свой счет оба выхода команды в третий сегмент, заработал 80 процентов очков «Уильямса» в сезоне – весьма неплохо для парня, за плечами которого только титул в GP3 и год простоя без гонок перед дебютом в «Формуле-1». Прогресс Боттаса по ходу сезона был заметен, финский пилот обретал все большую уверенность от этапа к этапу и неудивительно, что команда очень довольна его работой, Определенно, Валттери вместе с Жюлем Бьянки может претендовать на звание лучшего новичка сезона.
Пастор покидает команду – венесуэльца ждет черно-золотой комбинезон «Лотуса». Будет интересно, как себя проявит Мальдонадо, попав в команду, претендующую на высокие места, возможно, в его карьере состоится перезагрузка. Боттас же остается в «Уильямсе» – определенно, это право финн заслужил, и в следующем сезоне его ждет интригующее противостояние с опытнейшим Фелипе Массой.
Перспективы в сезоне-2014
Выступить хуже, чем в 2013 году конюшня из Гроува вряд ли сумеет. А если держать в уме неплохо проведенную концовку нынешнего чемпионата, можно предположить, что в «Уильямсе» наверняка с осторожным оптимизмом заглядывают в следующий сезон.
Во-первых, с приходом Пэта Симондза в техническом штабе наконец-то перестали топтаться на одном месте. Пусть бывший главный инженер «Рено» и не внес ничего революционного в проект машины, он при этом не побоялся взять на себя ответственность отказаться от нестабильно работающей выхлопной системы, взяв курс на упрощение сложных компонентов болида. Эффект оказался хорошим – в США Валттери Боттас заработал сразу 4 очка.
Во-вторых, путь, избранный Симондзом, как нельзя кстати подходит для команды, которая только начинает работу с моторами «Мерседес». Интеграция совершенно нового двигателя – процесс не самый простой, и если при этом инженерам придется реже ломать голову над другими техническими узлами, шансы увидеть прогресс заметно повысятся.
Рискнем даже предположить, что предсезонные тесты «Уильямс» начнет с максимально простой с аэродинамической точки зрения задней частью болида (как минимум), но оставит несколько мест в конструкции такими, чтобы их можно было переработать и улучшить по ходу первой части сезона. Это позволит избежать ненужного риска и провала – даже если машина будет не самой быстрой, она возьмет свое надежностью и стабильностью. Не исключено, что это окажется важным фактором в условиях нового регламента.
Я верю, что сэр Френк не только отдохнет от Мальданадо, но и порадуется успехам Массы.