Коронация чемпиона. 5 главных событий Гран-при Индии
Феттель и «Ред Булл» – чемпионы мира
Самая важная победа Себастьяна в 2013 году прошла не по самому привычному сценарию: уже после второго круга гонки немец добровольно отдал лидерство Фелипе Массе и заехал в боксы, чтобы как можно быстрее получить преимущество от износостойкого среднего типа шин.
Такое решение могло загубить гонку чемпиона мира, но он справился с трафиком и благодаря быстрому прорыву сделал главное: не позволил Марку Уэбберу, оторваться слишком далеко – 11 секунд преимущества австралийцу ничего не давали, ведь ему предстоял обязательный переход на более мягкие покрышки. Неважно, в какой момент Марк совершил бы эту остановку – в середине заезда или его конце, – важно, что «софт» не выдержал бы почти 30 кругов на индийском треке, и потому оставшийся отрезок Уэбберу в любом случае пришлось бы делить на две части.
В попытке остановить неизбежное Марк и его гоночный инженер попробовали совершить рывок на «софте» в середине заезда, однако из этой затеи ничего не вышло – лидерство ушло к Себастьяну, и догнать его уже было нельзя. Ну а после внезапного схода австралийца стало окончательно ясно, что Феттель останется сегодня недосягаемым.
На финише Себа и ближайшего преследователя разделили 29,8 секунды – чудовищный по меркам современной «Формулы-1» разрыв.
Чемпионский титул в четвертый раз подряд у Феттеля, а у «Ред Булл» – четвертый подряд Кубок конструкторов. Все вздыхают с облегчением и ждут следующего года.
Сход Уэббера
Искатели подводных камней наверняка уже ищут «истинные» причины схода Марка на Гран-при Индии, но правда в том, что более глупого действия, чем намеренно остановить вторую машину «Ред Булл» бы придумать не смог – ведь нет ничего лучше, чем отпраздновать чемпионский титул и успех в Кубке конструкторов победным дублем.
Возможно, когда-нибудь Уэббер напишет интересную автобиографию, в которой расскажет о времени, проведенном в Милтон-Кейнсе, о работе с Феттелем и недоброжелательстве Гельмута Марко. Какими бы прохладными ни были отношения с руководством и напарником, как бы команда не радела за Себастьяна, вряд ли австралиец заявит о том, что он получал технику хуже. Нынешние поломки и сходы – это просто затянувшаяся полоса невезения.
История с Марком – не первый и не последний случай в «Формуле-1».
Например, безумно популярный в последнее время Ники Лауда в 1985 году был в похожей ситуации – он часто не добирался до финиша, в то время как напарник Ален Прост одерживал одну победу за другой:
«Начинаешь видеть призраков. То, что Деннис и Барнард в этом году полностью поддерживали Проста, было ясно, кроме того, его позиция в чемпионате полностью оправдывала все эти устремления, начиная с середины сезона. Иногда всплывала, преимущественно в газетах, мысль, что моя серия дефектов — это месть Рона Денниса. Это, конечно, ерунда. Деннис, пусть и не сердечный друг, но и не преступник, он не стал бы намеренно программировать мои поломки. Это просто идиотская, удручающая в своей последовательности серия, которая в один прекрасный момент обрела некую собственную динамику и теперь не могла покинуть наши головы. А не виноват ли я сам? Десять раз подряд невезение – этого не случалось до сих пор ни у одного из гонщиков в мире. Я сказал себе, что и ты сам в этом повинен, и мне надо обратиться к самому себе. Может эта странная машина чувствует, что я уже не со всем сердцем стал относиться к делу, может, это же чувствуют и механики? Нет ли некоей искры, которая должна проскакивать в процессе, чтобы все работало?».
До конца сезона еще три гонки, и Марк сделает все, чтобы уйти из «Формулы-1» красиво.
Прорыв Грожана и падение Райкконена
Как мы и ожидали после квалификации, в «Лотусе» постарались воспользоваться преимуществом бережного обращения болида E21 с шинами – и Ромен Грожан, и Кими Райкконен боролись за подиум за счет меньшего числа остановок в боксах.
Стратегия с Роменом сработала на отлично – он поменял «софт» на «медиум» на 13-м круге и затем потихоньку катил к финишу. Прорыв завершился борьбой с напарником и выходом на третье место.
Гонка Кими выдалась более драматичной – почти половину заезда на болиде финна плохо работали тормоза, а на последних кругах окончательно износился «медиум», который гонщик получил после 7-го (!) круга Гран-при. Кими пытался беречь покрышки и при этом показывать приличные времена, но незадолго до финиша резина все-таки умерла. Пришлось пропускать вперед быстрого Росберга и Грожана, а затем и вовсе ехать в боксы за свежим комплектом «софта».
Этот провал напомнил прошлогоднюю гонку в Китае, где в похожей ситуации финн откатился вглубь пелотона. Тем не менее, стратегов «Лотуса» можно понять – всего за 10 кругов до финиша Райкконен шел вторым, и в случае заезда в боксы отвалился бы на 7-е или 8-е место. Да, за счет свежей резины он сумел бы отыграть пару-тройку позиций, но в «Лотусе», похоже, просто не хотели мириться с потерей подиума и пытались держаться выбранной стратегии до конца. Команда рискнула, и проиграла. Впрочем, «Лотус» к этому уже давно приучил.
Как приучила команда и к тому, что переговоры по радио в ней проходят в необычном стиле. В тот момент, когда Грожан бросился в атаку, между Райкконеном и Аланом Пермейном состоялся примерно такой диалог:
- Кими, свали нахрен с дороги!
- Не хрен орать на меня, я пропущу его, как только появится такой шанс.
Дуэль Алонсо – Риккардо
Чтобы сохранить математические шансы на титул, Фернандо нужно было побеждать, однако уже со старта у испанца возникли серьезные проблемы: в толчее на первом круге болиду «Феррари» досталось от соперников, и буквально через пару минут Алонсо отправился в боксы менять поврежденное антикрыло. Хуже было то, что альтернативная стратегия, которую избрала Скудерия, оказалась безнадежно испорченной, и до финиша гонщику предстояло еще два раза побывать в боксах.
После вынужденной остановки в самом начале заезда Нандо на разбалансированной машине потерялся в трафике, а в заключительной части гонки и вовсе застрял за Дэном Риккардо. Австралиец словно забыл, что в его распоряжении по-прежнему «Торо Россо», а не «Ред Булл», и легко сдержал за собой двукратного чемпиона мира.
Пусть Фернандо временами и был быстрее австралийца более чем на секунду на круге, совершить обгон он так и сумел. Риккардо же в качестве награды за сопротивление получил 1 очко в копилку в личном зачете (и почти наверняка услышал пару добрых слов от Гельмута Марко).
Успехи Переса и «Форс-Индии»
Для «Заубера» гонка на трассе Будды не сложилась – Нико Хюлькенберг сошел, а Эстебан Гутьеррес вновь выглядел слабо, – зато для «Форс-Индии», пытающейся удержаться на шестом месте в Кубке конструкторов впереди конюшни из Хинвила, домашний Гран-при удался: Пол ди Реста добрался до 8-й позиции, а Адриан Сутиль на стратегии с одной остановкой дотянул до 9-го места.
Интересно, что немец проехал на «медиуме» 41 круг со старта Гран-при, наплевав на рекомендации «Пирелли», а остаток заезда дожимал на «софте». Стратегия перед гонкой казалась абсолютно невыигрышной, однако парни из «Форс-Индии» порой умеют удивлять.
Схожим образом поначалу складывался заезд Серхио Переса из «Макларена» – как и Сутиль, мексиканец стартовал на более жестком типе шин, долго ехал в группе лидеров, но затем совершил две остановки. Тем не менее, Перес стал пятым, что очень даже хорошо, учитывая слабый сезон для Уокинга.
«Макларен» мог заработать больше очков, но хороший результат Дженсона Баттона улетел под откос: прокол покрышки на первом круге и испорченная стратегия вывели британца из числа претендентов на очки. Гонщик долго болтался в середине второй десятки, но клетчатого флага не увидел – команда предпочла зазвать парня в боксы, чтобы сохранить коробку передач.
Поклонение быку. 10 побед Феттеля в 2013 году
Гран-при Индии. Как Феттель стал четырехкратным чемпионом мира
Дмитрию - спасибо за статью :)
Комментирующим: не понимаю, зачем с таким упорством доказывать, что Феттель - недостойный чемпион, если счет на табло?:) Какими бы ни были обстоятельства каждого из его титулов, но 4 года подряд, в таком возрасте!..
Защитникам-болельщикам Себастьяна: ребята, расслабьтесь, недовольным вы ничего не докажете, только испортите себе настроение в этих спорах..:) Празднуйте и готовьтесь к следующему сезону, надеюсь, что наши любимчики смогут дать бой Себу в следующем сезоне, и не просто дать бой, а выиграть титул :)
То, что это пилот на сопоставимой с соперниками (как минимум одной другой командой) технике - да. Но не на той, что может без проблем привозить по 1,5-2 секунды с круга.
1994. У Бенеттона болид не был самовозом ибо у Вильямс тачка была не хуже. Обстоятельства так сложились...
1997. Равная и упорная борьба Жака с Михаэлем и отсутствие однозначного самовоза у канадца.
1999. Опять обстоятельства, но у Макларен болид был не самовозом по сравнению с Феррари. Зачет Кубка конструкторов об этом просто кричит.
2000. Опять равная борьба двух команд.
2003. Отличное красное шасси + неудачная резина против шасси чуток хуже сразу у двух команд (Вильямс и Макларен) + хорошая резина. Борьба трех пилотов трех разных команд до последнего ГП сезона (де-факто - до предпоследнего).
2005. Маки и Рено обладали равным потенциалом, но разными характеристиками болидов.
2006. Равная борьба Алонсо и Шумахера.
2007. Мега-борьба двух команд, их пилотов, которая эпически закончилась невероятным хеппи-эндом на последнем этапе.
2008. Опять борьба двух команд и отсутствие самовоза у кого-либо из них.
2010. Себ титул выиграл благодаря ошибке конкурентов и тоже на последнем этапе. Самовоза у быков по сравнению с Феррари и Макларен не было.
2012. Опять борьба, но Ред Булл победил, хотя и Феррари, и Макларен могли добыть триумф по итогам сезона.
Итого: начиная с 1991 года в 11 сезонах не было команды, машины которой существенно преобладали над любой другой, чтобы их называть самовозками.
Так что про самовозность Вильнева, Шумахера (как минимум 3 из 7 титулов), Хаккинена и Ряйкконена так писать - преуменьшать заслуги самих пилотов.
Всех болельщиков Себа с четвертым титулом! Не могла себе представить такого в 2009 году.
Дмитрию спасибо за блог!