7 главных событий Гран-при Кореи
Четвертая подряд победа Феттеля в сезоне-2013
Выигранный старт с поула, лидирование на протяжении всей гонки, быстрейший круг, 34-я победа в карьере и четвертый Большой шлем – вот и все, что можно увидеть примечательного в очередном успехе Себастьяна Феттеля. Гонка пилота «Ред Булл» прошла по стандартному сценарию: рывок на первых кругах после старта (рестарта, второго рестарта), контроль отрыва от соперников, работа с шинами и попытка временами ехать не слишком быстро, чтобы не взволновать команду. И все в очередной раз сработало – ни «Мерседес», ни «Лотус» не сумели навязать «Ред Булл» хоть какое-то подобие борьбы.
Может, кто-то и питал иллюзии до Гран-при Кореи относительно сражения за чемпионский титул, но после очередного успеха Себа и внезапного провала ряда соперников в итоговую неудачу Феттеля верят лишь сумасшедшие оптимисты: машина немца надежна словно танк, быстра как ракета, а сам гонщик не совершает никаких глупостей за рулем. Отыграть 77 очков за 5 оставшихся гонок практически невозможно.
Двойной подиум «Лотуса»
Кими Райкконен вновь удивил умением делать подиумы практически из воздуха. Финн стартовал девятым, но по ходу заезда за счет ранних пит-стопов обставил целую группу соперников, во главе которой находился неуступчивый Нико Хюлькенберг. Затем гонщик «Лотуса» воспользовался проблемами пилотов «Мерседеса», отыграв после второго пит-стопа еще две позиции, а на рестарте наказал Ромена Грожана за маленькую ошибку:
«Он допустил ошибку в конце круга, и мне удалось совершить рывок. Я знал, что дальше на прямой будут желтые флаги, и что Ромен не сумеет воспользоваться DRS. Так что я решился на обгон – он оказался простым».
Оплошность с пропуском Кими стала единственной для Грожана. Вообще, второй пилот «Лотуса» провел практически безупречный Гран-при, как и вся команда из Энстоуна, однако концовку заезда смазал. В радиоэфир попали переговоры между Грожаном и руководством команды, и, судя по всему, в них молодой гонщик требовал обмена позициями с напарником.
Приказа, разумеется, не последовало, хотя руководители постарались подбодрить швейцарца, отметив, что тот действительно быстрее Райкконена.
Героический пилотаж Хюлькенберга
Еще вчера мы отмечали, насколько быстр «Заубер» на прямых, однако в то, что пилоту швейцарской конюшни удастся удержаться впереди «Феррари» и «Мерседеса», практически не верилось.
Тем не менее, Халк сделал это. Он здорово стартовал, обошел Алонсо на одной из длинных прямых на первом круге, а затем до самого финиша сдерживал всех, кто умудрился оказаться позади: не только Алонсо, но и столкнувшегося с шинными проблемами Хэмилтона, а также Росберга и Баттона – в общем, всех, кто потенциально был быстрее.
«Нет ничего проще удержаться впереди», – скажут многие болельщики, – «когда машина на прямых настолько быстра, что даже с включенным DRS конкуренты бессильны». Действительно, преследуя Нико, Фернандо и Льюис убивали свои шины, и, в конце концов, их прессинг сходил на нет. Однако до того как это происходило, терпеть приходилось именно Хюлькенбергу – на машине, которая не столь устойчива в поворотах, он серьезно нагружал и убивал резину, терял скорость на техничных участках трассы и лишь каким-то чудом оставался впереди.
Лишь раз немец позволил себя опередить – настойчивый Хэмилтон на какой-то момент вышел вперед, – но уже на следующей прямой за счет DRS Нико вернул позицию обратно. Итоговое четвертое место в данной ситуации – почти как победа.
Выдающимся пилотажем Хюлькенберг доказал: он заслуживает места в топ-команде. Но «Формула-1» сегодня докатилась до того, что при определенных обстоятельствах немец может не только не получить место в «Лотусе», но и вообще вылететь из чемпионата мира.
Куча проблем у «Мерседеса»
Немецкая команда лишилась шансов на победу еще на первом отрезке гонки, когда выяснилось, что Хэмилтон не может поддерживать высокий темп Феттеля и Грожана. Однако до определенного момента ничего катастрофичного не наблюдалось – после первой волны пит-стопов Льюис и Нико расположились на третьей и четвертой позициях.
Сложности возникли во время второго «стинта» – на болиде Хэмилтона началось сильное разрушение правой передней покрышки, и перед стратегами из Бракли возникла дилемма: продолжать держать на чистой трассе болид, который теряет скорость, с целью дотянуть до нужного «окна», или совершить лишнюю остановку и потерять около 20 секунд.
Команда выбрала первый вариант, и ее трудно обвинить в том, что она сильно ошиблась – лишняя остановка отбросила бы Льюиса за Халка, который вряд ли бы позволил англичанину совершить обгон.
К сожалению для «Мерседеса», неудача постигла и второго пилота – Росберг догнал столкнувшегося с трудностями Хэмилтона, но во время обгона на его машине неожиданно надломился носовой обтекатель (злые шутники утверждают, что в этот момент Росс Браун нажал на волшебную кнопку).
Куча проблем, потерянные секунды и финиш на пятом и седьмом местах – не лучшее завершение уик-энда для коллектива Брауна.
Хоть каким-то утешением для команды и ее болельщиков стала красивая борьба между Льюисом и Фернандо, завершившаяся мини-победой пилота «Мерседеса».
Взлет и падение Мальдонадо
Вся беспомощность болида «Уильямса» была продемонстрирована в одной гонке. Да, благодаря удивительно успешному старту Пастор Мальдонадо временно вышел на девятую позицию, затем долгое время пытался защитить хотя бы 1-2 очка, но не сумел – по ходу заезда за венесуэльцем собралась целая толпа голодных соперников, и после штурма, организованного Фелипе Массой, Пастор лишился сразу четырех мест.
«Такой исход – справедливое отражение нашей скорости в этом Гран-при», – философски отметил гонщик.
Очередной взрыв покрышки «Пирелли»
Трудно определить, кто больше виноват в инциденте, произошедшем с Серхио Пересом: сам пилот, жесткой блокировкой вызвавший взрыв передней правой покрышки, или «Пирелли», которая производит для «Формулы-1» нежную продукцию, не оставляющую право на ошибку.
В большей степени за подобное, пожалуй, ответственны шинники, и тем забавнее, что до воскресного заезда Пол Хэмбри вступил в перепалку с мастером словесных игр Алонсо, заявив, что испанцу следует поучиться работать с резиной у… Себа Феттеля.
Извиняться пришлось уже после гонки, но от новой волны критики «Пирелли» этот шаг уже не спасет.
Загоревшийся RB9
В последнее время Марк Уэббер коллекционирует разнообразные гоночные несчастья. В Сингапуре сгорел мотор, затем последовал штраф в виде потери 10 позиций на старте Гран-при Кореи. Сегодня же хороший прорыв был остановлен проколом колеса после взрыва покрышки на болиде Переса.
Казалось, что хуже уже быть не может, но только не для австралийца: на пит-стопе не нашлось свежего комплекта «медиума», на оставшиеся 22 круга пилот получил не слишком надежный «суперсофт», а во время рестарта в болид «Ред Булл» влетел потерявший контроль над «Форс-Индией» Адриан Сутиль, и RB9 не просто замер на обочине, а эффектно загорелся.
Лучший совет для пилота в такой ситуации – отправиться в ближайший храм и немного подправить карму. Иначе кто знает, что еще ожидает бедолагу в оставшихся Гран-при.
http://www.fia.com/championship/fia-formula-1-world-championship/2013/2013-korean-grand-prix-lap-chart
Вот поэтому-то все остальное превращается в пиар - команды (читай - авто- и энергетические фирмы) и отдельные пилоты просто пытаются свалить все свои проблемы в гонках на шины. Мол, мы такие замечательные машины делаем, и пилоты просто великолепны, и лишь Пирелли всё портит!
Но это не совсем так, а, может и совсем не так. В одном из советских фильмов есть диалог, в котором один из героев рассуждает о веселых стартах, где люди бегают в мешках. Он сетует на то, что побеждает не тот, кто быстрее бегает, а тот, кто быстрее бегает в мешке. Современная Формула-1 - это бег в мешке, да и всегда таковой была. Хочешь самых быстрых машин - добро пожаловать на какие-нибудь драгстеры или пересядь на серийный Бугатти с максимальной скоростью в 420 км/ч. Формула 1 - это скорости в предлагаемых обстоятельствах. И таких обстоятельств (причем управляемых формулическим руководством) стало гораздо больше. В том числе и шины, причем в заданных параметрах. А это уже политика. А в политике всегда нужен виноватый, если что-то пошло не так. Таковыми становятся шинники. И это выгодно, как показано выше, и части пилотов, и части команд, и руководству Формулы, которое в случае чего просто молчит.
Не удивлюсь, если Пирелли предпочтет уйти из гонок - слишком велики имиджевые потери, а противостоять им в одиночку у итальянских шинников не получается. А кто-то другой уже вряд ли сунется, наученный горьким опытом Бриджстоуна, Мишлена и той же Пирелли (не считая Good Year, который практически умер после ухода из гонок). Выгодно ли это кому-нибудь? Не знаю.
По большому счету то, что Перес не умеет контролировать резину, как Райкконен или Феттель, - это, в первую очередь, проблемы Переса. То, что Уэббер двукратно уступает своему партнеру - это тоже, в первую очередь, его проблемы.
Уверен, что Пирелли, учитывая опыт компании, сможет сделать и неубиваемую резину, но это никому не будет нужно - если убрать шинный фактор из чемпионата, то боюсь, что обсуждать в нем будет нечего: четыре мотора на всю кавалькаду - это явно не вариант для обсуждения, конкурентоспособных шасси и того меньше, большая часть пилотов - рента-драйверы примерно одного уровня. Покрышки - главная замануха для всех участников процесса, кто, что называется, в теме. Так справедливо ли орать, чуть что не так, что Пирелли - нехорошие? На мой взгляд, нет. Надо учиться ездить в предлагаемых обстоятельствах. Не люблю Алонсо, но он умудряется показывать результат на ведре с гвоздями - будь то Рено периода ее упадка или нынешняя Феррари. Скулит, правда, многовато, а в остальном - прирожденный гонщик. Так же как и Райкконен, как Хэмилтон, частично - Баттон, Хюлькенберг. Это я к тому, что человеческий фактор в гонках - всегда ключевой, особенно когда дело касается ошибок.
К слову, и тилькедромы подтверждают, что они не столь уж одинаковы, коли невозможно разработать для них универсальные шины.
Нет, я понимаю, что вы прочитали рассуждения Гэри Андерсона и теперь с умным видом пришли паясничать. Однако в рассуждениях Андерсона есть противоречия - если бы было все, как он расписал, "Заубер" за счет хорошо проработанной выхлопной системы и адской прибавки в прижимной силе был бы недосягаем в поворотах. На деле на хвосте у Хюлькенберга на техничном втором и третьем секторах корейской трассы постоянно висели соперники, до тех пор, пока не убивали свои шины.
Если бы сделали в тот момент, когда шина была разрушена, то учитывая что после этого 5 кругов он бы ехал на новом комплекте по чистой трассе быстрее всех, а ведь потом ещё и пеййс-кар вышел, то он бы оказался 2-ым, а то и 1-ым, когда все остальные под пеййс нырнули в боксы. И если учесть что пеййс очень долго оставался на трассе, то этих шин до конца гонки хватило бы.
Оптимизирован весь болид - аэродинамическое оперение, диффузор, тот же KERS: все работает таким образом, чтобы C32 был максимально эффективным на прямых. То, что команда работала над этой оптимизацией, видно из новинок, которые она привозит на этапы (например, пассивная DRS в Монце), а также из результатов на скоростных трассах или скоростных участков трасс. Вы же не будете это отрицать?
Однако в поворотах "Заубер" - далеко не лучшая машина. По крайней мере, она не лучше "Мерседеса" или "Феррари" - даже если при этом Нико Хюлькенберг не оставляет проплешин на покрышках. И гонка у Нико была далеко не простой, как вы тут пытаетесь сказать - обычно парень довольно спокоен, но в Корее по радио он заявил, чтобы ему не мешали, а также задолго до окончания финального отрезка отмечал, что шины помирают. По-моему, Хюлькенберг работал на пределе (ну, или они в "Заубере" хорошенько всех разыграли).
Так что весь смысл той фразы в тексте, к которой вы решили придраться, состоял в том, что Хюлькенбергу было непросто на втором и третьем секторах в Йонаме (я еще раз подчеркну - именно на этих секторах) - его машина была медленнее (на этих секторах), ему было проще совершить ошибку (на этих секторах) на шинах, которые были далеко не в идельном состоянии, и пропустить соперников.