6 мин.

Кому узка «Сузука»?

Обычно в топ анализа мы выносим наиболее спорные моменты или зрелищные аварии. Однако нынче манере повествования изменим, оставив коллизии на закуску. Тогда как в качестве аперитива предложим насладиться маневрами середняков, не так уж часто по ходу сезона-2012 попадающих в кадр.

И тот, и другой восхитительные отрезки пришлись на заключительные метры дистанции — нервные и напряженные по умолчанию. И в том, и в другом случае на кону стоял большой куш. Борьба Камуи Кобаяси с Дженсоном Баттоном велась — ни много ни мало — за попадание на подиум. А потому просчет защищающегося в ней исключительно по психологическим причинам был более чем вероятен. Особенно в контексте ведущего пары: японец, выступавший перед соотечественниками, доселе не имел ни единого финиша в тройке лучших. А потому только по совокупности факторов наверняка волновался адово. Здесь же подсознательный прессинг со стороны маячащей на горизонте безработицы — Камуи как-то незаметно утратил поддержку со стороны верхов «Заубера», и нынче вынужден бороться не только за очки, но и за собственное будущее. Наконец, ситуацию ухудшала избыточная поворачиваемость. Поизносившиеся покрышки с приближением к клетчатому флагу все больше теряли сцепные свойства. Из-за чего самурай вынужденно тормозил плавней и чуть раньше, нежели привык это делать. Британец, напротив, чувствовал себя как рыба в воде (сказалась более поздняя переобувка), хотя и жалел о необходимости бороться на трассе — окажись стратеги гибче, «Макларен» опередил бы соперника во время остановок в боксах. Тем не менее именно Дженсон выглядел фаворитом дуэли.

Однако добрый десяток кругов храбрый японец держал оборону на высочайшем уровне. Достаточно сказать, что большую часть круга он не пользовался KERS, оставляя энергию системы для отрыва на последних метрах дистанции. В техничных же стартовом и среднем секторе трассы маневрировал на волосок впереди за счет ритмичного прохождения виражей и маленьких тактических хитростей. Где-то вынуждал кругового сместиться в сторону траектории, избранной Баттоном. Где-то умышленно замедлялся раньше, выставляя болид на траектории потенциальной атаки «Макларена» — тем самым сопрягал атакующий риск визави с аварией. Где-то просто шел ва-банк, до последнего откладывая выбор своей линии движения. Право слово, на фоне рента-драйверов, путающих педали, а затем на пресс-конференциях несущих чепуху, японец выглядел гуру. И потому его возможная отставка выглядит высшей несправедливостью в контексте трансферного рынка-2012.

Наравне с Кобаяси приятно удивил зрелой обороной Даниэль Риккардо. Заметьте, в контексте разрушения атак соперников австралиец обсуждается едва ли не первый раз за карьеру. И сразу же срывает висты, поскольку в борьбе за последнюю очковую позицию вышел победителем в перетягивании каната с семикратным чемпионом мира. Понятно, что «Мерседес» Михаэля Шумахера был далек от конкурентоспособных кондиций — это читалось еще по субботней квалификации. Но ведь и «красный бычок» отнюдь не дока в противостояниях, где оставленный пространственный зазор в пару метров аукается потерей позиции! Тем не менее именно Дани в связке с немцем работал с позиции силы, проводя каждый из маневров на опережение атаки. Несмотря на то, что в шпильке он порой допускал помарки, следом моментально проводилась работа над ошибками. И Шумахеру оставалось лишь взглядом испепелять заднее антикрыло соперника. Что до первого поворота, то там Риккардо вовсе откатывал безупречно, вынуждая признать собственную грамотность даже немецких комментаторов.

К разочарованию Ромена Грожана, его статус главного клоуна сезона-2012 единогласно утвердили не только немецкие телекомментаторы, но аналитики по всему миру. Ей-богу, в шутке Марка Уэббера «пора проводить два раздельных старта — один для пелотона, другой – для Грожана» на самом деле рационального куда больше, нежели юмористического. Ведь, судя по событиям второй половины года, француз активирует мозг только в секунды между переключениями передач. И этого времени определенно не хватает для принятия верных решений. Скажем, в воскресенье он на разгоне перед вторым поворотом так активно мониторил зеркало заднего вида на наличие в нем преследователя из «Заубера», что не приметил «Ред Булл» шедшего впереди Уэббера.

Понятно, что соперник на внешней траектории достоин внимания. Но, боже мой, это же «Сузука» — как здесь пройти злополучный вираж, если не сместившись к внутренней стороне трека с последующим ускорением на выходе из длинного правого?! Только так сохраняется контроль над машиной и готовится атака плавного левого, идущего следом. Так что белый болид если бы и угрожал позициям француза, то только на коротком промежутке прямой, разделяющей связку. Излишне говорить, что отрезался бы хинвилец от дальнейших посягательств элементарным смещением «Лотуса» вослед «Ред Булл»… И заметьте, данную ситуацию мы разбираем, свято веруя в общекомандную версию, озвученную Энстоуном. Мол, Ромен растерялся от обилия соперников вокруг, что неправильно расценил серьезность угроз с разных сторон. Если же допускать к анализу версию о желании Грожана обогнать «Ред Булл», то рукоприкладство со стороны пострадавшего следует внести в список официальных наказаний стюардов — и сразу же выписать его виновнику ЧП.

К сожалению, ошибка француза больно ударила не только по болиду Марка Уэббера. Сомкнувшийся в стремлении обогнуть место аварии пелотон спровоцировал приступ «удушья» у Бруно Сенны. И в результате запаниковавший бразилец тюкнул Нико Росберга. Удар получился столь болезненным, что на 22-й секунде гонки пилот «Мерседеса» выбыл из борьбы. В оставшиеся полтора часа немцу только и оставалось, что развлекать себя и поклонников таким вот милым способом.

К чести латиноамериканца, на оставшемся отрезке дистанции он больше в Терминатора не играл. Напротив, стал автором одного из самых эффектных атак уик-энда. По иронии судьбы, оконфуженным «Уильямсом» оказался не кто иной, как… Грожан! На 42-м круге пилоты вели борьбу за 14-ю позицию, апогей которой пришелся на выход из «Ложки». Бруно, несколько поворотов примерявшийся к рывку, здорово разогнался на прямой — и по внешнему радиусу, словно только-только выпущенный шарик для пинбола, обставил соперника. Учитывая, что ход мысли Ромена зачастую противится законам логики, признаем — Сенна колоссально рисковал. Ведь он осуществлял маневр по траектории, на которой спустя мгновения должен был оказаться «Лотус». Представляете последствия, спутай француз «часовые пояса» в очередной раз?

В отличие от Грожана, напарник по команде прошел все этапы нынешнего чемпионата от звонка до звонка. Воскресный старт, правда, поставил тенденцию под угрозу в силу столкновения с Фернандо Алонсо. Но винить в коллизии Кими Райкконена определенно смысла нет. Во-первых, испанец сам расставил машины в столь неприглядную для себя диспозицию перемещениями в стартовой суматохе. А во-вторых, финн не менял линию движения, едва вошел в поворот. Собственно, это подтвердила и телеметрия, которую анализировали стюарды. В результате контакт образовался по неудачному стечению обстоятельств — машинам в узком коридоре и окружении из соперников просто некуда было деться. Ну, а чтобы оценить, как Кими ведет себя в реально боевом режиме, достаточно было глянуть его сражение с Серхио Пересом колесо в колесо на третьем круге. После такой «компаративистики» даже косвенные обвинения в стартовой аварии с Райкконена снимались.

Закольцуем же историю бонусным упоминанием о квалифицированной обороне. Она проглядывала эпизодически, но для пилота, толком на Гран-при не отличившегося, это хоть какое-то утешение. Речь о Льюисе Хэмилтоне, научившем уму разуму своего сменщика в «Макларене». Серхио Перес на шестом круге британца сильно обидел, проскочив вперед по внутреннему радиусу поворота, но значения этому не придал. А зря, поскольку при позднейшей попытке повторить маневр (уже по внешнему радиусу в «Шпильке») чемпион мира-2008 железной рукой удержал линию движения — задок «Заубера» повело от одной только харизмы, излучавшейся Хэмилтоном…