Капля Нико убивает
Вечная молодость
Уроженца Висбадена подавляющее большинство болельщиков по сей день инерционно величает молодым. При этом гонщику в конце июня исполнилось уже 26 лет — возраст, к которому спортсмены топ-класса если не имеют за плечами чемпионский титул, то пятаком-другим побед хвастают наверняка. В активе же Росберга пока только пара быстрых кругов да пять подиумов, последний из которых датирован Гран-при Великобритании 2009 года. Не густо, правда? Особенно если учесть, что при подписании с «Уильямсом» дебютного контракта в Больших Призах на излете 2005-го Нико считался самым настоящим вундеркиндом, из которого способен вырасти второй Михаэль, не меньше!
Понятно, что немецкая пресса из любого соотечественника раздувает суперзвезду, стоит тому попасть на карандаш к функционерам элитного класса либо же получить место боевого пилота в «Формуле-1» своим трудом, а не только благодаря спонсорской помощи. Но случай с Росбергом был уникален, поскольку чемпион новообразованной серии GP2 обладал не только инстинктами и моторикой, годными для чемпионского развития, но и светлейшей технической головой. Просто так место в Имперском колледже Лондона студентам не предлагают, и уж тем более не обещают забронировать на год-два вперед, пока «мистер Росберг не осознает сомнительный выбор в пользу автогонок в качестве продолжения карьеры и не вернется в лоно науки». Спустя год Нико подтвердил свои богатейшие задатки и в мире высоких скоростей, когда — при приеме на работу в Гроув — решил знаменитый теоретический тест имени Сэма Майкла с наивысшим баллом в истории конюшни.
Вверх по лестнице, ведущей…
Собственно, здесь мы и подходим к ключевому моменту повествования, напрямую определяющему категоричность утверждения в стартовом абзаце. Начиная с 2006 года, карьера Росберга двигалась по восходящей ровно в той последовательности, которая требовалась для поступательного профессионального роста. Премьерный сезон он потратил на освоение в новых условиях, психологическую адаптацию к вызовам и пополнение базы знаний. Нико не столько боролся с соперниками или напарником (кто забыл, им являлся отнюдь не мальчик для битья Марк Уэббер), а с капризами машины.
Болид FW28 с мотором «Косуорт» был далек от идеала: едва ли не каждый этап очередной поломкой предлагал пилотам блеснуть эрудицией на тему «как в рекордно короткие сроки устранить неполадку». Разумеется, в условиях дефицита средств — технических и финансовых. Несмотря на девять сходов, по итогам сезона немец удостоился лестных оценок со стороны экспертов. Во-первых, даже на таком «ведре с болтами» он набрал четыре балла, всего ничего проиграв напарнику. А во-вторых, продемонстрировал не по годам рассудительный пилотаж, под которым просматривались вполне себе богатые задатки.
В течение последующих двух сезонов Нико их реализовал настолько, насколько позволял потенциал «Уильямса». Он освоился в роли пилота, не просто стабильно поставляющего очки (навык, уже позволявший претендовать на должность Санчо Пансы в конюшне-гранде), но лидера, на которого ориентируется вся команда — от инженеров обслуживания до высшего руководства. Шаг за шагом он прогрессировал в квалификации, шлифовкой технического стиля исправляя огрехи при прохождении коротких дистанций. Плюс эффективно учился ритмичному прохождению отрезков Гран-при, превращая кучность результатов круга в одну из самых примечательных глав своего гоночного резюме. Подчеркнем, что в это же время немец уверенно разбирался с товарищами по команде — Алексом Вурцем и Казуки Накадзимой. Тем самым показывал, что одинаково успешен как в борьбе с молодостью, так и при противостоянии опыту.
Предел прочности
К 2009-му стало очевидно: в Гроуве Росберг достиг потолка. Он сражался с тенью, поскольку ориентировался только на собственные результаты (парень набрал все очки «синих» за сезон!) и из этапа в этап стремился к их улучшению. Он стремился бросить вызов грандам, как в Сингапуре-2008, когда финишировал вслед за Фернандо Алонсо, но в силу несовершенства болида мог только покусывать Дженсона Баттона да Себа Феттеля. Он искал мотивацию, но ни в спортивной, ни в технической области не видел отдушин. Дубовая резина монополистов из «Бриджстоуна» и выдувной диффузор «Брауна» непреодолимой преградой стояли на пороге энтузиастов, стремившихся хоть где-то обозначить интригу…
Переход в «Мерседес» в 2010-м выглядел мало того, что донельзя логичным, так еще и идеально удовлетворяющим амбициям и потенциалу Нико. Понятно, что чемпионский задел команде Росса Брауна было не сохранить — эффект новизны от диффузора еще в конце 2009-го сошел на нет. Но немец и не нуждался в легком чемпионском хлебе. Наоборот, перейдя в элитный пул претендентов на победу/чемпионство, ему прежде всего требовалось освоиться в болиде широких возможностей — не в пример тем, что имелись в Гроуве. Статус номинально первого пилота, под который подписывался Росберг, обещал помочь ему в этом деле. А заодно развить психологию победителя, осуществив «промоушн» из когорты стабильного гонщика, подающего большие надежды, в сопоставимого по классу и уровню мастерства соперника Баттона, Хэмилтона, Алонсо, Феттеля.
Жизнь под сомнением
Появление за недели до дебюта в Брэкли Михаэля Шумахера, казалось, спутало все карты. Ведь ветерану отводилась партия первой скрипки, тогда как Росберга бесцеремонно бросали на произвол судьбы. Выберешься из этой мясорубки, докажешь, что способен накрутить хвост семикратному чемпиону мира — получишь плюсики в карму и будешь рассматриваться как состоявшийся претендент на большие цели и гонорары. Провалишься — значит, пополнишь и без того обильную когорту молодых да ранних, что громко заявили о себе, но затем так и не подтвердили намерения серьезными аргументами... Альтернатива, что уж и говорить, сомнительная. Особенно с учетом изменившихся разворотом на 180 градусов обстоятельств. Да и путей для отступления после испытания легендами она не оставляла — здесь уж или пан, или пропал.
Росберг сдюжил, хотя только ему одному известно, сколько сил требовалось потратить для достижения успеха под столь колоссальным давлением. Это Красному Барону прощалось все. Первый сезон — благодаря доводу о необходимости привыкания к новым условиям, второй — в свете претензий к несовершенству болида и специфичности шин. Достижения же Нико, сколь бы внушительными они не оказывались, всегда ставились под сомнения и рассматривались едва ли не через лупу. Две бронзы кряду в 2010-м? Ну так понятно, машина-то в межсезонье «затачивалась» под Росберга. Дюжина этапов без сходов (включая еще один аналогичный подиум)? Ну так у «младшого» уже бригада сработавшаяся, а Михаэль только строит вокруг себя команду. Седьмое место по итогам сезона и почти двукратный перевес над напарником по очкам? Ну так команда еще летом забросила проект-2010 и начала работу над моделью следующего года. И уж там-то Шумахер, проведя в «Мерседесе» полную предсезонку, покажет напарнику, где раки зимуют…
Не показал. Росберг по-прежнему уверенно лидирует в квалификациях и за этап до окончания чемпионата не позволяет обойти себя в индивидуальной классификации. При этом весь сезон очень корректно держится в медиа-войне, разжигаемой прессой, и почти не совершает глупых ошибок на трассе. Хотя психологический пресс от этапа к этапу усиливается. С одной стороны, благодаря выходу Шумахера на относительный пик формы. С другой — из-за фанатского произвола, повторяющего риторику прошлой осени. Мол, сейчас Михаэль переведет дух, окончательно разберется с шинной катавасией, в межсезонье построит как следует новых (и умнейших!) «технарей», пополнивших коллектив, — и покажет наконец-то второму номеру его место.
Путь наименьшего сопротивления
Вот здесь-то, как кажется, и есть загвоздка. Переберись Нико в Маранелло на место Фелипе Массы этой зимой — и такая риторика была бы справедливой. Под одной крышей с Фернандо Алонсо ему вполне резонно пришлось бы вновь отстаивать свое право на чемпионские амбиции. Как минимум потому, что испанец сегодня — топ-пилот всей «Ф-1», равняются с которым лишь несколько коллег по цеху. Тогда как Шумахера, при всем уважении к его былым заслугам, в эту когорту сейчас точно не отнести. Найти себя в «Феррари» (наравне с «Ред Булл» и «Маклареном» — командой высшей лиги Больших Призов), блеснуть новыми гранями таланта в болиде, позволяющем претендовать на победы регулярно, отстоять свою уникальность, а не превратиться в дочернего добытчика очков — это последние преграды на пути к титулу. Тому пути, по которому Росберг двинул еще в 2005-м и до сих пор не сворачивал. И если бы Нико отважился на их преодоление, то мог бы сорвать банк и стать одним из самых безупречных чемпионов мира. Даже бы если в его активе, по отцовскому примеру, по окончании карьеры значился всего один титул.
Однако Росберг свернул с дороги, избрав путь наименьшего сопротивления. Оставшись в «Мерседесе», он искусственно занизил планку: его выступления в 2012-м вновь будут оценивать с результатами суперименитого напарника, где бы «трехлучевые» в пелетоне не обитали. Успехи в квалификации и стабильные финиши в очковой зоне в гонке помогут Нико укрепить репутацию, при этом не требуя особых энергозатрат. С одной стороны, ресурс машины наверняка позволит не беспокоиться о выполнении задачи-минимум. С другой, тактика элементарного «доезда на выживание», использовавшаяся в последние два сезона, вполне реально может сработать вновь — и на тоненького вывезти Росберга впереди Шумахера. Ему этого хватит. Ведь, судя по стагнации техники пилотажа и принятия вызовов на трассе, а также оценивая тактический консерватизм штаба Росберга, приходишь к выводу — синица в руках уроженцу Висбадена сегодня куда милее журавля в небе.
Это вызывает искреннее сожаление. Ведь если вы видели гонки Нико в GP2, его выступления в дебютные годы, то согласитесь — в рутине бытия пропадает очень яркий и бескомпромиссный пилот. Гонки такого не прощают. И почему-то кажется, что если в 2012-м «Мерседес» построит чемпионскую машину, которая затмит «Ред Булл» и иже с ними, Росберг пролетит мимо чемпионства. Потому что человек, сознательно губящий талант в команде, где достиг потолка, в самый важный момент жизни не сможет его пробить, прыгнув выше головы. Ибо к тому моменту уже разучится делать подобные сальто-мортале…
В Мерседесе после ухода Шумахера Нико будет иметь приоритетные права. Безусловно, такой автогигант не станет довольствоваться 4-ым местом в КК. Один, максимум два сезона для осуществления заметного прогресса - в случае неудачи они бросят всё это, как сделали в БМВ. В конце концов, между Феррари и Мерседесом совсем не пропасть и отыграть это можно. Потому и до 2013 года контракт. Даже в случае провала Мерседеса он теряет 2 года, но это не так серьёзно скажется на его репутации. Да, жалко будет 2 года, но и в 28 лет можно выйти на топ-уровень. Марк, Дженс, Рубенс - все они попали в топ-команды уже в солидном возрасте. я уж не вспоминаю про Хилла или Хаккинена. Пример Кубицы, не потерявшего репутацию после провального сезона в БМВ, выступления в регрессирующем Рено и даже столь тяжёлой травмы, у Нико перед глазами. Просто надо выжимать максимум из машины, на это ориентируются, а не на место в итоговой таблице чемпионата.
Второй пилот Феррари - это диагноз, после такого только вниз.
Да, Росберг быстрый, но на этом всё. Много бывало быстрых и даже более харизматичных - вроде Монтойи, но многие ли из них становились чемпионами? Вместо того, чтобы перенять качества великого чемпиона, Нико с утроенной самоуверенностью отдаляется от него как можно дальше. И это совсем не умно с его стороны.
Я считаю Нико все сделал правильно, пусть только не теряет мотивацию и ждет своего часа, в ф-1 хороших претендентов было всегда больше, чем хороших машин
Так что кто там подающий надежды новичок и большой талант - большой вопрос
А вот это уже, друг любезный, вы высосали из пальца!!!
в 2006 он до самого конца оказывал Михаэлю помощь в борьбе за титул и одновременно чуть не спас им КК. в 2007 он также Кими в конце помог и с титулом, и с КК. а в 2008 году смог удачно подхватить выпавшее из рук из Кими знамя. то есть он был практически идеальным вторым пилотом: быстрый, понятливый, без амбиций. лучше Ирвайна и местами даже лучше Рубенса. после «пружины» он сильно сдал. такое впечатление, что какой то внутренний тормоз в нём появился. Фелипе всегда был хорош тем, что при правильном стечении обстоятельств он мог просто лететь по трассе: у него поулов и быстрейших кругов больше, чем побед. а последние 2 года как отрезало.
впрочем, со временем понимаешь, что в 2008 Феррари всё-таки была на голову сильнее Макларена и просто обязаны была побеждать. тут больше была вина команды, но Фелипе тоже мягковат оказался. нет у него для Ф-1 чемпионской харизмы. он ведь даже до Ф-1 выигрывал совсем уж второстепенные молодёжные чемпионаты типо европейской Ф-3000.
и только 2 раза Массе удавалось по итогам сезона опережать своих партнёров: один раз полумёртвого Вильнёва и то на мизерное количество очков; во второй раз - сытого и пьяного Кими в 2008. Нико, Джанкарло, Михаэлю и Фернандо он всегда проигрывал много.
+ хоть Феррари с технической точки зрения на данный момент и посильнее Мерседеса. Но отсутствие позитивных сдвигов в топ менеджменте Скудерии особого вдохновения не вызывает... Кадровая политика все так же без подвижек: так и не забили на итальянизацию, все так же «находят крайних». Переход Альдо Косты в Мерседес вообще выглядит пощечиной Доменикале от Брауна ))). Да и идти в напарники к Алонсо... Да стоит Нико показать, что он может навязать борьбу Алонсо - как Фернандо тут же запустит всякие подводные течения... Такое мы уже видели с Физикеллой, Трулли, Гамильтоном - так было и так будет. Только вот боюсь в Феррари позиции Нандо слишком сильны (мощное лобби Сантандера), да и Доменикали слишком мягкотел - не сможет как Рон поставить перетягивающего одеяло на себя пилота на место...