Штраф… Кто прав?
Прежде всего отметим, что особой технической требовательностью автодром в Индии не блеснул. Скорее, куда в большей цене на асфальте Нью-Дели была ритмичность и стабильность прохождения виражей. Держа в уме повороты на несколько участков трассы вперед, спортсменам приходилось не только оберегать покрышки от чрезмерного износа, но и рассчитывать оптимальные траекторные смещения уже в начале связок. Ведь активация системы DRS в изначально комфортной для наступления позиции уже спустя сотню метров вынуждала атакующего прибегать к экстренным мерам для сохранения болида под контролем. Те, кто эту науку усек быстро, времени «по техническим причинам» практически не теряли. А вот горячие головы вместе с секундами оставляли позиции и даже гонки целиком…
Гвоздевая ситуация нашего обзора как раз из последней когорты — собственно, в противном случае, целый абзац характеристикам трассы Будды мы бы точно не уделяли.
В начале 24-го круга Льюис Хэмилтон воспользовался ошибкой Фелипе Массы и подобрался к тому на позволительное для атаки расстояние. Разумеется, с применением DRS — иные в наше время практически не используются, а в ближайшем будущем, наверное, и вовсе будут считаться моветоном («Атаковать без гарантии выиграть позицию? Фу, поручик, как пошло!»). Несколько виражей британец готовил плацдарм для броска — и при походе к четвертому решил: «Вот она, рыба моей мечты!» Но просчитался: метража, достаточного для того, чтобы поравняться с бразильцем ему не хватило. С одной стороны, потому как движение по внутреннему радиусу предусматривало относительно раннее торможение — того требовал профиль трассы. С другой, наличие бразильца, шедшего на полкорпуса впереди, ограничивало маневренность и не оставляло вариантов для атаки поворота. Наконец, сам Масса неосмотрительно резко двинул влево, несмотря на несколько взглядов в зеркала заднего вида. После смещения «Феррари» в левую сторону, сколько бы Льюис не выкручивал руль, ситуацию ничего уже не меняло.
Однако поспешим отказать бразильцу в использовании всего вышесказанного в качестве аргумента для подтверждения своих послегоночных претензий. Бразилец накосячил отнюдь не меньше конкурента, которого жесточайше «протянул» в спичах после гонки.
Во-первых, «захлопывать калитку» таким топорным образом человеку, претендующему на попадание в Топ-5, совершенно негоже. Особенно если он периодически смотрит в зеркала заднего вида, отслеживает динамику хода соперника и сам, если верить словам пресс-релиза, оттормаживается позднее положенного. Согласитесь, ну не мог Хэмилтон — даже при всем желании — в одночасье откатиться на безопасное расстояние за столь короткий срок, сколь бы жестко не тормозил. Да и DRS этому серьезно препятствовал — о чем Масса также не мог не знать (зоны использования системы перед Гран-при пилоты заучивают на зубок).
Во-вторых, пилот «Феррари» сам выбрал внешний радиус для атаки поворота. То бишь сознательно мог регулировать размеры «коридора» между левым краем трека и собственным болидом. Раз уж оставил сопернику места столько, чтобы тот всерьез пошел на абордаж, потом будь любезен, не хнычь — мол, ради меня, луноликого, никто не потеснился и не сбавил скорость.
Кстати, с чего (и это в третьих!) Хэмилтону в той ситуации было добровольно идти на торможение? Да, сферический гонщик в вакууме скорость должен был бы сбавить — так рекомендуют договоренности, достигнутые во время брифингов. Но ведь ситуация на трассе — дело совсем иное. Масса не смещался постепенно, обозначая перекрещивание траекторий, а рванул влево импульсивно. Вместе с тем, учитывайте расстояние между машинами: «Феррари» выигрывала у «Макларена» полкорпуса, что об однозначном перевесе бразильца точно не говорило. Наконец, есть большие сомнения в лучшем сцеплении, имевшемся на внешнем радиусе. Судя по динамике торможения Фелипе, что-то выгадать из этого фактора перед коллизией ему не удалось и близко. Наивно полагать, что случись Хэмилтону замедлиться, ситуация изменилась бы кардинальным образом.
Сказать по правде, эпизод наверняка был бы занесен большинством болельщиков в разряд гоночных инцидентов и «заигран» в памяти через час-другой после финиша Гран-при, однако решение стюардов породило очередную серию словесной вражды между поклонниками пилотов. Выписанный бразильцу проезд по пит-лейн и полное отпущение грехов Хэмилтону в самом деле видится мерой половинчатой. Хотя бы погрозить пальцем британцу стоило, скажем, в виде предупреждения за нерасчетливость атакующего маневра. Другой вариант — отчитать Массу после Гран-при с возможным лишением позиций в Абу-Даби, а не пороть горячку в и без того напряженной гонке. В общем, сделать все, чтобы наказание было непросто соизмеримо проступку, но и равно пропорционально степени вины. А так, получается, осадочек остался…
Кстати, для сравнения, давайте взглянем на обгон Дженсоном Баттоном Марка Уэббера, случившийся в ходе стартового круга. Британец обогнул конкурента в четвертом повороте. Правда, по внешнему радиусу, но без использования DRS. Одновременно он выиграл состязание в жестком торможении, хотя рискнул к нему прибегнуть с баками, полными топлива. На наш взгляд, для Льюиса маневр напарника — немой укор и образчик поведения одновременно. Ведь сопротивляться оззи брался схожим образом, только планировал крестить траектории при выходе из поворота. Проще говоря, Дженс оказался в разы хитрее и техничнее товарища по команде. В том числе, к слову, и в защите, поскольку с 4-го по 7-й круги образцово ограждал позицию от контратак Уэббо. Заметьте, что Баттон выдерживал ритмичность движения даже под давлением извне, тем самым делом подтверждая тезисы о собственном выходе на пик формы внутри коллектива. Если так пойдет и дальше, в следующем сезоне Льюису определенно придется потесниться с ведущих ролей.
В принципе, на это тонко намекает и Мартин Уитмарш. Раньше он без раздумий бросился бы в словесный омут с головой, чтобы защитить лидера от нападок прессы и конкурирующих пилотов. Нынче же руководитель «Макларена» ограничился предложением спортсменам покалякать в узком кругу и разрешить противоречия. А следом признал то, что Хэмилтон чувствует скованность в свете успехов напарника. Возможно, это просто часть воспитательной меры — своего рода психологическое воздействие, чтобы встряхнуть Льюиса и вернуть его в режим голода до побед. Но в то же время давайте не будем исключать и вариант с перераспределением приоритетов. Ведь стабильность, как мы видели в Индии, приводит пилотов на подиум намного чаще, нежели агрессия.
Да, да... Обожаю этих ребят, которые, опережая меня на пол корпуса, перестраиваются из правого ряда в левый так, как будто меня в этом левом ряду нет и в помине :) И хорошо ещё, если поворотник включат одновременно с началом манёвра :) Но они правы! Они ведь впереди! :)
Дмитрий, использование слова «междоусобица» в данном контексте все-таки не совсем применительно. Междоусобица может быть в Феррари или у Хэмилтона с Баттоном, а тут немного выглядит странно, как на мой взгляд.
И еще. Сравнивать с обгоном Уэббера Баттоном на первом круге не совсем корректно и не совсем сравнимо. Первый круг, возможно непрогретые шины и тормоза. Загадочная фраза: «Ведь сопротивляться оззи брался схожим образом, только планировал крестить траектории при выходе из поворота» расшифровали бы, кто там планировал кому сопротивлятся и крестить траектории.
Кто виноват? В большей степени Масса - он знал и видел где находится Льюис, но места для МР4-26 оставить не захотел...
Масса был на полкорпуса впереди, и Хэмилтону там вообще нечего было ловить!!!
Масса, конечно, крыл траекторию, но надо быть либо наглым, либо тупым, либо тупым и наглым, чтобы попытатсья там опередить соперника. В том повороте - это неходовое место..
Либо Хэму надо было до конца ехать по внутренней траектории, выдавливая Массу (но идя вровень Масса бы не стал поворачивать в соперника, либо тормозить еще раньше (чтобы попытаться обойти его дальше по ходу круга) - а получилось ни туда, ни сюда - итог - всем известен.
Ох, опасаюсь я, что начнут изводить того, кто всех милей...:)