Японская восьмерка
Чтобы во второй раз стать чемпионом мира, Себастьяну Феттелю достаточно финишировать в очковой зоне. Впрочем, немец может и не набирать зачетные баллы, но при этом Дженсону Баттону – единственному сопернику, сохранившему хоть какие-то шансы на титул – нужно закончить гонку на любой позиции, кроме первой. Так что задача перед лидером сезона стоит не самая сложная. Однако наверняка Себ постарается оформить титул красиво, тем более опыт успешных выступлений на «Сузуке» у него имеется…
Особенности конфигурации
Открытая в 1961 году трасса изначально задумывалась как тестовый полигон компании «Хонда», проводившей на «Сузуке» испытания своей дорожной продукции, однако уже через два года здесь начали гоняться машины «Формулы-1». Однако соревнования 1963 и 1964 годов в зачет чемпионата мира не входили, тогда как 1 ноября 1987-го Герхард Бергер с поула выиграл первую зачетную гонку на этом треке. Вторым тогда финишировал Айртон Сенна, на «Лотусе» которого был установлен «местный» двигатель «Хонды».
Конфигурация трассы с тех пор не претерпела значительных изменений – Джон Хугенхольтц изначально спроектировал трек так, чтобы в нем сочеталось максимально возможное количество разнообразных поворотов.
Первый сектор трассы представляет собой нагромождение скоростных поворотов, в которых есть лишь одна эффективная траектория. По ходу предстоящего Гран-при этот отрезок станет «вотчиной» машин «Ред Булл» – аэродинамическое оперение RB7 даже при небольшой «загрузке» генерирует огромное количество прижимной силы, благодаря чему при низком уровне сопротивления воздуха автомобиль держится на асфальте как влитой.
Кроме того, две предшественницы нового творения Ньюи – RB5 и RB6 – завоевали в 2009 и 2010 годах поулы и оба раза привезли Себастьяна Феттеля к первой ступени подиума. Более того, если в прошлом году немец лидировал на «Сузуке» «всего лишь» 74 процента дистанции, то в 2009-м будущий чемпион возглавлял пелотон от старта до финиша.
На втором и третьем секторах гонщикам придется тормозить более интенсивно – скоростные отрезки здесь сменяются медленными поворотами, что спровоцирует серьезную нагрузку на шины. Резина, которой предстоит выдержать скоростной первый сектор, потребует весьма бережного отношения к себе на торможениях к повороту «Шпилька» или, например, на подходе к «эске» 15-16 виражей.
Между тем, внимательно отслеживая состояние шин, гонщику также необходимо держать свой ритм.
«Наиболее важно соблюдать гоночный ритм. Ты должен быть уверен, что входишь в поворот на пределе возможностей, и что абсолютно точно проходишь все сектора. Эта трасса – отличное испытание для гонщиков с интересными перепадами высот. Также зрелищности добавляет тот факт, что ширина дорожного полотна совсем небольшая. Так что для успешного пилотирования прежде всего нужно быть предельно аккуратным и сконцентрированным», – отметил перед Гран-при Марк Уэббер.
Шины и стратегия
Что касается стратегов команд, то их главная задача – вовремя менять своим пилотам шины. «Пирелли» привезет в Японию составы «софт» и «медиум», разница между которыми, по некоторым оценкам, составит от секунды до полутора. При этом покрытие трассы гарантирует быструю деградацию резины. Командным мостикам необходимо внимательно следить за состоянием шин, чтобы предотвратить необязательную потерю времени на чрезмерно изношенных комплектах.
Ранее итальянские шинники привозили мягкий и средний составы резины в Валенсию, Нюрбург, Спа и Монцу. Разница в скорости между разными компаундами привела к тому, что некоторые команды прибегли к весьма экзотичным стратегиям. Например, на «Нюрбургринге» Феттель и Масса поставили «Медиум» непосредственно перед финишем гонки.
В борьбе за победу в гонке важнейшими составляющими станут аэродинамика «Ред Булл» RB7, экономное обращение с резиной 150-й «Феррари» и удачливость стратегов «Макларен». Если последним удастся каким-то образом нейтрализовать Феттеля и Уэббера на начальных стадиях гонки, чтобы помешать кому-то из них сразу же «собрать» внушительный отрыв, британцам удастся побороться за победу. Однако своеобразные отношения между машиной Скудерии и шинами «Пирелли», в случае эффективного использования и того, и другого, могут дать шанс выстрелить Алонсо или Массе.
Если говорить о командах в середине пелотона, то сюрпризы могут преподнести гонщики «Форс-Индии», относительно успешно выступавших в тех гонках, где «Пирелли» предоставили участникам «софт» и «медиум», а также подопечные Петера Заубера – в распоряжении Кобаяси и Переса имеется машина весьма экономно расходующая резину.
Однако все эти рассуждения могут оказаться верными лишь в том случае, если стратеги команд весь уик-энд организуют в таком ключе, чтобы обеспечить максимально гибкую тактику в гонке – в последние два года, когда «Сузука» вновь сменила трассу «Фудзи», Гран-при Японии прерывался выездом машины безопасности.
Нейтрализация гонки может серьезно поспособствовать реализации тактики с меньшим количеством пит-стопов, однако надежда на такое развитие событий подразумевает некоторый риск затягивания смены шин и потери большого количества времени в ожидании остановки в боксах. Таким образом, чем гибче будет выстроена тактика, тем больше шансов на победу будет у той или иной команды.
Успешнее всех на «Сузуке» в прежние годы выступал Михаэль Шумахер – семикратный чемпион одержал на этой трассе втрое больше побед, чем кто бы то ни было. На счету немца шесть побед, тогда как Мика Хаккинен, Дэймон Хилл, Герхард Бергер, Себастьян Феттель и Айртон Сенна первенствовали здесь лишь по два раза. Однако необходимо отметить, что Сенна трижды первым встречал клетчатый флаг, но в 1989 году, согласно противоречивому решению судей, бразилец был лишен той победы. Кроме того, рассуждая о достижениях пилотов в прошлом, нельзя игнорировать другой факт – Себастьян Феттель, завоевавший обе свои победы с поулов, лишь дважды гонялся на этом треке…