Три цвета нового времени
Передача «королевской» эстафеты на монопольную поставку покрышек от «Бриджстоуна» к «Пирелли» прошла под одобрительное кивание общественности. Мол, шинный вопрос давно пора пересмотреть, чтобы с внесением правок в структуру резины повысить зрелищность вида. Однако вряд ли кто-то мог предположить, что новые компаунды превратятся в по-настоящему ключевой фактор для достижения победы. Мы рассмотрим пилотов, на чьи судьбы расставание с японской корпорацией оказало наибольшее влияние.
Зеленая зона
Прежде всего обратим взор на пул номинальных фаворитов, которым после нескольких тестовых сессий аналитики единогласно отводят ведущие роли. Из всей обоймы гонщиков наиболее стойко переход на итальянский продукт перенес Фелипе Масса. Что, в принципе, неудивительно. С одной стороны, в прошлом сезоне он никак не мог найти общий язык с компаундом от «Бриджстоуна» — особенно в вопросах прогрева и достаточного сцепления передка с трассой при торможениях. От этого страдали результаты бразильца в квалификациях, а также теряли в стабильности длительные серии в гоночном формате (особенно те, которые выдавались спустя треть часа после «переобувки»).
Нынче чувствительность резины повысилась, тем самым упростив проработку многочисленных технических нюансов. С другой стороны, на руку латиномериканцу играет стиль, позволяющий избегать агрессивных атак поребриков и больше полагающийся на техническую целостность при прохождении той или иной связки. На фоне проблем и жалоб напарника Фернандо Алонсо, проповедующего работу с позиции силы уже в начальной стадии захода на вираж, наши предположения вовсе получают наглядные подтверждения.
Аналогичный антагонизм внутри одной отдельно взятой команды наблюдается в «Макларене». Дженсон Баттон по умолчанию причисляется к когорте спортсменов, образцово обходящихся с шинами, и, судя по последним тестам, не собирается порочить репутацию. Несмотря на многочисленные эксперименты инженеров из Уокинга с важнейшими аэродинамическими узлами, британец почти в каждом из заездов так или иначе отмечался очень стабильными сериями. Что доказывает: темп даже в обувке от «Пирелли» он умеет держать, причем стараясь выдерживать оптимальную температуру резины.
Важность последнего фактора подчеркнем особо. Представьте, что болид вашего любимца, работавший на полных оборотах, застрял за неуклюжим круговым на трассе, где есть всего полтора места для обгона. Так или иначе, в процессе выбора оптимального момента для рокировки придется сбрасывать скорость. Ну а последствия «теплового эффекта» в этой ситуации для новых покрышек предсказать пока не возьмется даже сам Нострадамус. Разве что факт негативного воздействия отрицать никто не будет.
Ник Хайдфельд и Ярно Трулли (считайте включение итальянца в список огромным авансом «Лотусу» Тони Фернандеса в честь прихода весны) замыкают список «зеленой зоны». Но отнюдь не являются его аутсайдерами. Известные мастера по сохранению целостности компаундов имеют преимущество перед большинством коллег в адаптационной сфере. Поясним, о чем речь. По ходу гонки в связи с износом покрышек ожидаются резкие ухудшения их сцепных свойств. Тем самым неизбежен удар по балансу: скачок от недостаточной к избыточной поворачиваемости либо возросшее влияние одной из них (к примеру, при чрезмерной загрузке передней/задней оси) неизменно напомнит о себе, едва наклюнется такая возможность. А она наклюнется — не сомневайтесь! Здесь-то опытнейшие гонщики и смогут взять свое. Ведь и итальянец, и немец в свое время намучались с приведением в божеский вид далеких от идеалов машин прямо по ходу гонки… К слову, в свете необходимости жесточайше экономить резину их таланты вовсе начнут цениться на вес золота. Ведь даже пару кругов, сохраненных для компаунда в квалификации, на воскресном выходе могут обернуться драгоценной находкой.
Желтая зона
Здесь поговорим о пилотах, кому следует осторожно относиться к нововведениям. Нет, критичными для спортсменов они не будут: с одной стороны приличие результатов обеспечат ходовые характеристики машин, с другой — сами пилоты при надлежащей проработке вопроса сумеют избежать конфузов.
Первыми в так называемую «пограничную» зону отнесем Нико Росберга и Себастьяна Феттеля, поскольку их манера пилотирования приводит к более высокому износу шин, нежели у вышеназванных конкурентов. Ситуация осложняется тем, что в силу модернизированной структуры резины остатки ее слоя не будут оставаться на трассе – это отрицательно скажется на сцеплении болида с асфальтом. А ведь во многом за счет этого фактора немецкие парни снимали со времени на круге дополнительные сотые и тысячные, грамотно плюсуя «бонус» от «Бриджстоуна» к стабильности хода.
Сейчас же «помощь зала» из «подсказок» изъята. Да и полотно вне траектории существенно потеряет в качестве, поскольку крошка от компаундов добавит скользкости асфальту. Думается, именно в этом кроются причины недавнего ворчания Феттеля, вроде как не увидевшего разницы в состоянии покрышек после осторожного или агрессивного пилотажа. Двусмысленность же оценок Робсерга, прежде всегда четко расставлявшего акценты в «шинном вопросе», в свою очередь намекает не столько на ухудшение составов, сколько на изменившиеся условия их использования. Впрочем, Себ и Нико смогут вздохнуть с облегчением, если с балансом болидов не возникнет проблем. В таком случае появится шанс за счет ровного прохождения секторов компенсировать траты на более аккуратную манеру движения.
После перехода на «Пирелли» бледный вид и мягкую походку некоторые эксперты также прочат Фернандо Алонсо. Признаем: основания для скепсиса есть – испанец всегда агрессивен во время выхода на апекс. Резкая прогазовка с «примерочным» потаптыванием по педали, силовое подчинение машины, резкие движения рулем, ломающие контур траектории — разумеется, нежные и чувствительные шины не простят столь грубого к себе отношения.
Однако двукратный чемпион мира уникален тем, что способен адаптировать стиль (редкое, к слову, качество для представителей современной «Ф-1») под новые вызовы с минимальными потерями. Вспомните 2005 год. Тогда только и разговоров было, что о преимуществе Джанкарло Физикеллы перед напарником. Мол, без права сменить покрышки в ходе Гран-при испанец и близко не навяжет конкуренцию обладателю более мягкого стиля пилотирования. Ан нет, Нандо справился. Причем извлек из ситуации позитивный опыт.
Михаэль Шумахер и Марк Уэббер шествуют в чарте парой, поскольку схожим образом ведут себя на трассе. Стартовый отрезок они словно ведут разведку боем, примериваясь, на каком из секторов трассы можно прибавить. А затем каждый из подходящих для миссии участков «окучивают» по полной программе, используя пустеющие баки и прикатанные покрышки. Собственно, последним фактором и обусловлено включение пилотов в «желтую зону». Если раньше предпосылки прибавлять по ходу Гран-при находились в самой структуре гонки, то теперь этого нет и в помине. Наоборот, от пилотов требуется брать с места в карьер, прессуя время на раскатку в мизерный прогревочный круг. Сумеет ли Михаэль выдержать еще раунд неравной борьбы с резиной — на сей раз итальянской? По силам ли Марку ловить ритм с первых метров дистанции, а затем держать его на длительных отрезках дистанции? Вопросы, прямо скажем, пока ответа не имеющие. Ведь баланс «Мерседеса» по отношению к передней оси нынче не столь печален, как в прошлом году, но и идеальностью не отличается. Тогда как RB7 настолько тонок в управлении, что недоработки в координации шин и настроек непременно аукнутся потерей времени. Которого в воскресном пути точно не наверстать
Красная зона
Присутствие здесь Льюиса Хэмилтона мало кого удивит. Да и сам британец не скрывает то ли разочарования, то ли отчаяния: его манера пилотирования идет вразрез с философией «Пирелли». Одно только жесткое торможение обещает превратить гоночную дистанцию для пилота «Макларена» в пытку, поскольку неравномерная нагрузка на колеса и их обувку лишит болид стабильности в управлении. Боком может выйти спортсмену и жесткое позднее торможение: недостаток сцепления с трассой в силу слабой обрезиненности асфальта чреват выходом задка из контролируемого заноса. Такая ситуация — полбеды в среднескоростных поворотах. Но вот в связках с высоким темпом, требующих ритмичной работы педалями и синхронного вращения рулем, Льюису просто остается посочувствовать и пожелать удачи. Право слово, если Хэмилтон справится с нынешним вызовом, то даже закоренелым ненавистникам следует снять перед ним шляпу в знак уважения.
Виталию Петрову также предстоит нелегкий экзамен на представительность и конкурентоспособность. Стилю россиянина присуща, если угодно, «неряшливость»: в десятке кругов гоночного формата непременно проскочит один, изобилующий недочетами и помарками. В былые времена техника «Рено» и крепость «Бриджстоуна» маскировала данные недостатки, хотя в квалификации они то и дело резали глаз как болельщикам, так и руководству конюшни. Теперь же Виталий будет ходить по лезвию бритвы, особенно в гонках с использованием мягких составов. Они ошибок не прощают и моментально разрушаются, едва попадают в неблагоприятные условия. Сколь печален из-за этого может быть результат, легко оценить, вспомнив показатели и проблемы Петрова в прошлогодней квалификации. Так что преодоление «шинного кризиса» видится обязательным условием для перехода уроженца Выборга в категорию постоянных обитателей Топ-10.
Тяжелой и неказистой грозит стать жизнь и Хейкки Ковалайнена. Пытаясь вобрать лучшее от стилей Алонсо и Трулли, он завис где-то в полупозиции. То бишь сложные связки старается пройти за счет технического арсенала, а вот при атаках участков попроще полагается на рефлексы и реакцию. Когда финн использует инструменты в правильном порядке, претензий не возникает — его машина чертит образцовую траекторию, что доказывает даже компьютерная графика. Но стоит системе дать сбой (а это, увы, случается), как болид в аврале возвращается на путь истинный «пожарными» способами типа доворотов руля, подтормаживаний, выходами за пределы трека.
С шинами «Пирелли» подобная «чистка» с рук не сойдет: смещение баланса — самое малое из зол, что выпадут на долю незадачливого пилота. Кроме того, недоработки самого «Лотуса» грозят свести блондина с ума. Скажем, на торможениях машине пока серьезно не хватает стабильности. Чрезмерные же усилия по сбросу скорости всенепременно передадутся и на шины, после чего — сюрприз, сюрприз! — поворачиваемость так или иначе также сместит акцент. В общем, чтобы минимизировать потери, любителю группы Nightwish придется всерьез поработать над координацией и синхронизацией действий.
Учитывая, что Хайдфельд был не в гоночном темпе жизни, шансы на успех у Виталика повыше, нежели в борьбе с Кубицей, если бы тот был здоров
Давно назрела. Возможно, у Попова мания величия, ведь не понимать он этого не может.