5 мин.

Повесть о безрассудно-любопытных

В бессмертном произведении Мигеля де Сервантеса Сааведры «Дон Кихот» рассказывается одна поучительная история, озаглавленная «Повесть о безрассудно-любопытном». Главный герой новеллы по имени Ансельмо душа в душу живет с молодой женой, но безоблачность их брака настораживает его и Ансельмо решает проверить крепость любовного союза.

Из безрассудного любопытства наш герой просит лучшего друга искусить собственную жену и доказать ему, что супруга верна и добродетельна. В результате жена изменяет Ансельмо, и он умирает, не вынеся душевных терзаний. Подобно герою Сервантеса, в 2010-м году «Макларен» раз за разом намеренно испытывал судьбу.

Первым рисковым шагом стало приглашение в команду Дженсона Баттона. Любопытство от открывающейся перспективы заполучить к себе в коллектив двух последних чемпионов мира пересилило кажущееся безрассудство такой затеи – зимой казалось, что проблем с гонщиками английской конюшне не избежать.

Вместо этого «Макларен» получил наиболее сбалансированный дуэт во всем пелотоне – ни в одной другой команде гонщики не были на финише так плотно друг к другу. Вдвойне неожиданными такие показатели предстанут при взгляде на то, как складывались гонки для Дженсона и Льюиса: в большинстве заездов два британца были предельно далеко друг от друга, что не мешало им в общем зачете занимать соседние строчки.

Второй раз искреннее любопытство штаба «Макларена» проявилось в изобретении воздуховода. Изощренное решение, элегантно обходящее запрет на подвижные элементы аэродинамики, веяло истинным безрассудством: надежд на легализацию узла было предельно мало.

Тем не менее, капризная фортуна вновь улыбнулась «Макларену»: ФИА приняла новинку, и все конкуренты мгновенно бросились разрабатывать собственный вариант так называемого f-duct. Некоторые топ-команды настолько увлеклись копированием задумки, что напрочь забыли о других областях доводки болида.

Провал «Феррари» середины сезона превосходно демонстрирует значительность косвенной выгоды британской конюшни: уокингский воздуховод очаровал технарей Скудерии и те не смогли устоять перед соблазном разобраться в новаторском решении. И пока в «Феррари» вникали в принципы функционирования «дырявого» генератора прижимной силы, в «Макларене» собирали победы и подиумы.

На третий раз удача должна была отвернуться от британцев: «Формулу-1» на прочность испытывал пилот «Макларена» Льюис Хэмилтон.

Чемпион мира 2008 года в очередной раз продемонстрировал полноту своего единения с ценностями команды – храбрость Льюиса на трассе граничит с безрассудством. Вот только результатами рыцарских атак Хэмилтона зачастую пользуются его прямые соперники: столкновения в Монце и на автодроме «Марина-Бэй» лишили британца тех самых очков, которых в итоге не хватило для завоевания титула.

И ведь аварии произошли не потому, что кто-то кого-то не увидел или условия на трассе были чересчур сложными – просто Хэмилтон атакует всегда и везде. Боевой настрой англичанина вызывает беспредельный восторг его болельщиков, но так ли эффективно подобное поведение в плане результатов?

Инциденты в Австралии, Италии и Сингапуре лишили Льюиса 32 очков – на финише сезона Хэмилтон отстал от первого места на 16. Впрочем, любителям критиковать британца можно порекомендовать вспомнить Жиля Вильнева – также, как Льюис, легендарный канадец никогда не уклонялся от борьбы. Знаменитые слова «это бухгалтеры, а не гонщики» исчерпывающе характеризуют отношение Вильнева и Хэмилтона к поведению на трассе: без реальной борьбы не существует победы.

В минувшем сезоне безнадежное донкихотство чемпиона мира 2008 года уравновешивалось холодной головой чемпиона 2009-го: методичность и точный расчет Дженсона вкупе с агрессией и страстью Льюиса в середине чемпионата позволили говорить о двух британцах как о новых Просте и Сенне.

Бескомпромиссное, но при этом удивительно корректное соперничество напарников по «Макларену» достигло апогея на Гран-при Турции, когда Баттон с Хэмилтоном подарили зрителям умопомрачительную дуэль: борьба за лидерство в гонке двух чемпионов мира по праву войдет в золотой фонд лучших обгонов в истории «Формулы-1».

К июлю гонщики «Макларена» принесли команде три дубля и уверенное лидерство в общем зачете – до Гран-при Германии казалось, что англичане могут разыграть титул между собой. Относительная нервозность первых этапов была позади: подопечные Мартина Уитмарша использовали каждый шанс опередить соперников.

Все изменилось в Хоккенхайме: в «Феррари» подготовили пакет обновлений. «Макларен» больше не был второй по скорости машиной чемпионата – отныне британцам была уготована роль догоняющих.

Увы, с этой ролью не справился ни «Макларен», ни его гонщики. Лишившись преимущества эксклюзивного использования воздуховода, MP4-25 сразу показал свои слабые стороны: болид Нила Оутли и Падди Лоу проходил скоростные повороты намного хуже, чем автомобили «Ред Булл» и «Феррари». Отказ коробки передач в Венгрии добавил инженерам головной боли – вместе с поломкой колеса в Испании это был уже второй технический сход команды в сезоне.

Во второй части чемпионата «Макларен» все же смог выиграть еще одну гонку – драматичный Гран-при Бельгии – но тягаться с более быстрыми машинами становилось все сложнее. Продолжающий рисковать Хэмилтон терял очки из-за своей горячности, продолжающий осторожничать Баттон недобирал очков ввиду чрезмерной аккуратности: сила британских чемпионов обернулась их слабостью.

В целом, среди всех претендентов на корону Дженсон потерял не так и много: в пассиве у Баттона недоразумение в Монако, когда механики забыли снять заглушку с мотора его болида, и дождливый Спа, где в британца на полном ходу въехал Себастьян Феттель. Для первого года в «Макларене» Баттон выглядел достаточно уверенно – несмотря на то, что автомобиль изначально проектировался под напарника, Дженсон сумел навязать тому борьбу и даже опережал на отдельных этапах.

Сам Льюис провел сезон в духе «типичного Хэмилтона»: яркие гонки чередовались с нелепыми ошибками. В результате гонщики команды заняли четвертое и пятое место в общем зачете – притом, что «Макларен» без вариантов обосновался на второй строчке Кубка конструкторов.

Если посчитать суммарное количество сходов с дистанции пилотов топ-команд в ушедшем сезоне, получится, что «Макларен» лишался своих бойцов чаще других – на шесть незавершенных гонок коллектива Мартина Уитмарша приходится пять у «Ред Булл» и три у «Феррари», причем две из них на счету хитроумного идальго Фернандо Алонсо Астурийского.

В следующем году «Макларен» должен по-прежнему претендовать на высочайшие результаты. В помощь мощным моторам «Мерседес» и сбалансированному дуэту гонщиков придет KERS – в 2009-м система рекуперации энергии «Макларена» считалась лучшей в пелотоне.

Инженерный штаб команды из Уокинга не скрывает, что общий проигрыш был во многом связан с некоторой недоработкой в области шасси – чисто в гоночном плане техника «Макларена» уступала болидам «Ред Булл». Однако нельзя не отметить, что ряда очков команда не досчиталась ввиду собственного авантюризма: достаточно уважительная причина для спорта высоких достижений.

Гоночная слава – барышня ветреная. С каким рвением добивался ее «Макларен» в начале сезона, и с каким небрежением дозволил ей отдаться «Ред Булл» в конце.

«Велика ли заслуга жены в том, что она верна, если никто не соблазнял ее стать неверною?» – вопрошал герой Сервантеса 400 лет назад. Что ж, в 2010-м фортуну «Формулы-1» соблазняли многие, но преуспел в итоге не «Макларен», а «Ред Булл». Тем слаще победа для австрийцев – тем горше поражение для рыцарей из Уокинга.